Ghostface Killah & Adrian Younge "12 Reasons To Die"
23 апреля 2013, 18:46
Яркое возвращение героя в маске, выполненное на стыке мюзикла и хип-хопа.
2013 год очень важен для хроникеров истории Wu-Tang: мало того, что в ноябре влиятельнейший альбом "36 Chambers" отпразднует свое двадцатилетие, так и шаолинец-стахановец Ghostface Killah выдал на прошлой неделе пластинку, которая займет почетное место в дискографии Клана.
Подумать только, мы говорим о десятом диске Ghostface, — а ведь он всегда умел приковывать внимание, не теряясь на фоне эксцентричных собратьев ODB или Method Man. Еще на обложке "36 Chambers" он предстал в амплуа таинственного незнакомца в маске (ходила даже легенда, что он вынужден прятать свое лицо, поскольку находится в федеральном розыске). Эти маленькие нюансы, эти маски и легенды, здорово играли на руку артисту, повышая степень мифологизации. Вот и сейчас, спустя 20 лет, эти инструменты влияния, казалось бы, давно должны устареть и заржаветь. Но любой последователь Wu подскажет вам, что при должном уходе за клинком, лезвие никогда не потеряет своей остроты.
Альбомом "12" Ghostface возвращается в игру после нескольких неровных дисков. Это яркая работа, сделанная на стыке мюзикла и хип-хопа, где на припевы зовут оперных див, а диджей пилит скрэтчи прямиком из оркестровой ямы. За столь уникальное звучание необходимо благодарить продюсера Эдриана Янга и его группу Venice Dawn. Мультиинструменталист, отличный композитор и меломан уже несколько лет кряду выпускает альбомы, играя со стилями и жанрами так, как только черные мужчины с грустными глазами и умеют. Несложно понять, чем Янг так приглянулся RZA и Ghostface: композитор сочиняет музыку, которую бы с удовольствием сэмплировал Риза в далеком девяносто третьем. Одним словом — круг замкнулся.
На протяжении дюжины песен нам рассказывают большую историю про итальянские мафиозные интриги шестидесятых. Временами такая концептуальность идет во вред отдельным песням — вырванные из контекста, они уже не производят должного эффекта. Но и здесь есть отдельные треки-шедевры, как “The Center of Attraction”, написанная по всем стандартам театральных постановок. За 4 минуты вы услышите историю любви от момента встречи под дождем — до уличений в предательстве. Другой яркий момент — брутальная “Blood on the Cobblestones”, которая бы отлично вписалась на любой другой альбом Клана, благо соседями тут выступают Inspectah Deck и U-God. RZA тоже где-то поблизости: он исполнил роль закадрового рассказчика и выступил в качестве исполнительного продюсера диска.
Тем не менее, увлекшись стилизациями и воссозданием атмосферы, авторы сделали альбом несколько монотонным и наивным. Но где еще вы в этом году услышите большую театральную постановку о темнокожем супергерое-мстителе, который взмывает над городом в рое пчел-убийц под музыку Эннио Морриконе?
Есть такая разновидность релизов: часто неподъемных или неуместных для ежедневного прослушивания. Вот вы бы стали, садясь с оравой товарищей и ведрами попкорна, включать для легкого просмотра “Однажды в Америке”? Нет, и не в последнюю очередь потому, что этот вид искусства очень требователен к слушателю. "12" стала попыткой расширить и исследовать границы жанра, создав рискованный альбом, во многом заранее обреченный на коммерческую неудачу. Величественная музыка Янга перенесла пластинку в другую категорию, это уже немного не хип-хоп альбом, а что-то с претензией на более высокий статус.
Тут вспоминается вот такая старая шутка: “Что сегодня делать будем: в оперу пойдем или гопников бить? — Хотелось бы, конечно, приобщиться к прекрасному, но ведь должен кто-то и в оперу ходить”. Сходите и вы, не пожалеете.