«Я изобрел мамбл-рэп»: Black Thought о разнице поколений и неизбежной эволюции хип-хопа
Эти мысли будет полезно прочесть как молодым, так и старым слушателям. Как минимум потому, что Black Thought, в отличие от большинства своих коллег из 90-х, все еще держит руку на пульсе и не теряет связь с реальностью
14 декабря Black Thought, участник группы The Roots и один из сильнейших эмси в истории, посетил радиостанцию Hot 97 и зачитал огненный десятиминутный (!) фристайл в студии у Funkmaster Flex. Видео стало вирусным среди поклонников хип-хопа, набрав в первые сутки более миллиона просмотров.
Фристайл Black Thought, состоящий из 2000 слов, многие назвали куплетом года, а затронутые в нем темы вызвали горячие обсуждения. Главным предметом споров стал вопрос – действительно ли хип-хоп утратил лирическую составляющую в так называемую эпоху «мамбл-рэпа».
Издание Rolling Stone поговорило с Black Thought о его впечатляющем перформансе, попутно затронув вопросы о разнице поколений и мыслях артиста о современном состоянии хип-хопа. Мы адаптировали его ответы в единую прямую речь, прочесть которую можно ниже.
Мне кажется, культура хип-хопа сейчас находится на распутье, и старшему поколению практически не с чем себя ассоциировать. В мейнстриме почти не осталось того, что принято называть хип-хопом у людей моего возраста. Игра изменилась. Она стала другой. Изменились стандарты, как и критерии, по которым определяют вескость музыки. Мы находимся в той точке, когда лирика в песнях доживает свое и отмирает во многих аспектах. Поэтому у некоторых людей из моей «школы», выросших в то время, когда к лирике относились с гораздо большим почтением, и возникает острая необходимость в подобных выступлениях.
Я пришел к Флексу, испытывая такую же острую потребность, которая была у меня в молодости – когда я только приехал в Нью-Йорк из Филадельфии, и мне нужно было многое доказать. Я думаю, люди практически забыли это чувство. Может, не забыли, но люди, кажется, потеряли всякую надежду на то, что в рэпе еще остались люди, которые делают его так, как было принято раньше. Слушайте, но я ведь не последний единорог. Существует множество артистов, которые делают схожие биты и записывают песни с похожими словами, придерживаются того же ритма. Но не у всех из них, в отличие от меня, есть масштабная платформа, чтобы высказаться.
Сегодня изменилось само понятие фристайла. Когда я начинал, фристайлом считалось лишь полностью импровизированное выступление, тебе приходилось на ходу вставлять в текст различные элементы, описывать происходящее в комнате. Сейчас это тоже существует в той или иной форме, но теперь твое выступление должно состоять не только из импровизированных элементов, но и иметь определенный сценарий. Словно актер, ты запоминаешь свои и чужие строки, а определенные биты откладываются у тебя в мышечной памяти. Фристайлы до сих пор должны быть остроумными, с множеством панчлайнов. Но, чтобы сделать материал более плотным и донести до слушателя всю глубину смыслов, необходимо использовать как импровизированные элементы, так и свою мышечную память.
Так же поступил и я во время фристайла у Флекса. Я ведь не супергерой. Я и сейчас способен сразиться в импровизации с лучшими, но, чтобы донести все свои мысли и достучаться до молодой аудитории – до тех, кому сейчас от 18 до 25 лет – необходимо комбинировать эти элементы. У меня ведь и самого подрастают пацаны – одному из них 17, а другому 18, и мне нужно услышать и их реакцию.
Существуют молодые артисты, которых я полностью понимаю и знаю, о чем они говорят. Это те, с кем я уже работал или хотел бы поработать. Но есть целый пласт исполнителей, слушая которых, я не могу объяснить, о чем они читают. И дело не только в стилистике и так называемом «мамбл-рэпе».
Многие утверждают, что я за 10 минут заткнул мамбл-рэперов. Но я не ставил себе такой цели, потому что, если вернуться назад, я и изобрел мамбл-рэп. Я придумал читать рэп, не используя при этом слов. В таких песнях и фристайлах, как «Don’t Say Nuthin’» и «New Year's At Jay Dee's», я фактически изобрел мамбл-рэп, когда ты стремишься зарифмовать как можно больше строк, при этом не произнося слов. И тогда я вдохновлялся скэтом [джазовый вокальный прием, в котором голос имитирует музыкальный инструмент – прим.]
Подход нынешнего поколения к рэпу в корне отличается от нашего. Я ненавижу использовать термин «эволюция», но мне кажется, что хип-хоп эволюционировал. Таким же образом, как любая другая популярная культура. Искусство, политика, все в этом мире должно меняться, и так оно и происходит. Но мы можем смириться с переменами и по-прежнему ценить и интегрировать в современный рэп элементы из его основ, с которых все начиналось.
А что вы думаете о состоянии современного хип-хопа?