Lil Smooky: «А разве был какой-то переворот игры? Я не заметил»
Мало того, что битмейкеры часто остаются в тени, так ещё и интервью с ними редко появляются в сети, даже на профильных ресурсах. Было решено исправить эту оплошность. Мы поговорили с Lil Smooky, автором «Безумия» ЛСП и Оксимирона, «Амбиций» Yanix'a, «Шлёпай» Big Russian Boss и Young P&H и многих других популярных песен. Недавно Lil Smooky переехал в Норвегию – так что говорили мы не только о битах, но в том числе и о норвежских тюрьмах и просто о жизни в этой стране.
Привет! Давай попробуем начать с обязательных вопросов – как всё началось, почему захотелось заниматься битмейкингом, что услышал, как втянулся, кто оказал влияние? Приходил ли ты в битмейкинг через брейкданс, в конце концов?
Привет. Всё началось достаточно банально – лет 6-7 назад я серьёзно увлёкся рэпом, слушал абсолютно различные группы, исполнителей, как нашей, так и (в своём большинстве) зарубежной сцены, и как-то внезапно для себя осознал, что мне интересен рэп как жанр да и вообще, занятие им как серьёзной музыкой в целом. На тот момент я ходил в музыкальную школу по классу синтезатора, терпеливо проучился там 8 лет и достаточно неплохо учился, я тебе скажу (разумеется, я имею в виду специальность – каждый музыкант знает, насколько «своеобразно» даются такие предметы, как музыкальная литература или сольфеджио (улыбается). Ну вот и как-то потихоньку, помаленьку начал всем этим серьёзно увлекаться, и, как и все подростки, интересовавшиеся такой музыкой, моего на тот момент юного возраста (13-14 лет) по всем канонам жанра я стал вместе с другом пописывать какой-то там рэпчик. Помню, мы часами напролёт могли сидеть с ним или во дворе, или друг у друга в комнатах и что-то там выдумывать, пописывать, как нам тогда казалось, какие-то невероятные вещи, забавное время было. Ближе к 2010 году я осознал, что в самом жанре хип-хоп меня всё-таки больше привлекает его музыкальная составляющая, то есть биты, нежели написание и уж тем более исполнение текстов, и мы на пару с моим другом отрыли, помню еще, даже не в интернете, а на CD-диске такую программу, как Fruity Loops или FL Studio 8 и понемногу начали с ней своё ознакомление.
Так как в тот момент своей жизни я очень тащился по таким группам и исполнителям старой школы, как 50 Cent, Lloyd Banks, Mobb Deep и вся тусовка G-Unit, а так же вся туса Wu-Tang, Fabolous, Snoop Dogg, Dr. Dre, A Tribe Called Quest и так далее (всех сейчас и не вспомню, очень много кого слушал) – наверное, несложно представить, какие тогда мы начинали делать биты. Это были и биты в стиле гангста-рэп, и классический сэмплированный хип-хоп, и какие-то отклики Нью-Йорка, и т.д. И вот в 2010 году в мою жизнь врываются такие исполнители как Rick Ross с его теперь уже бессмертным синглом «B.M.F.», и, наверное, самое большое открытие для мировой хип-хоп сцены в то время - Waka Flocka Flame с его дебютным, рвущим все чарты альбомом «Flockaveli». Для меня этот звук был чем-то особенным, чем-то с другой планеты. Я понял, что этот звук раз и навсегда перевернет мировой рэп-рынок, и так и произошло. А звание революционера на себя гордо взял, пожалуй, один из самых выдающихся битмэйкеров\продюсеров американского хип-хоп рынка, а по моему мнению, так вообще мирового рынка и всёх времён – Lex Luger. Мне кажется, я тогда осознал, что всё, назад пути нет, что я пленён этой музыкой и её последующими истоками на всю жизнь. Так я достаточно резко поменял свои представления и понятия о битмэйкинге в целом, и решил попытать удачи в этом жанре. И как видите, удача улыбнулась мне в ответ!
Расскажи о железе, софте, которые используешь при написании битов.
Софт оставлю в секрете, но в принципе, люди, которые немного увлекаются битмэйкингом, могут сами распознать, чем я пользуюсь, ну а для незнающих – зачем раскрывать тайны производства. По железу всё достаточно банально – ноутбук ASUS, одно из топовых решений этой фирмы на 2013 год, модель N76VZ максимальной конфигурации, наушники Koss Porta Pro за 50 долларов и внешняя звуковая карточка Focusrite Scarlett 2i4, тоже недорогая, в районе 200-250 долларов. Это всё, чем я пользуюсь, мне этого вполне хватает, хотя, конечно же, хотелось бы дополнительных плюшек в виде работы на студии с проф. железом – всё это в планах, конечно же. Как видите, у меня нет сверхдорогого и профессионального аппарата, но это не мешает мне писать хиты, гремящие на весь СНГ. Тут, кстати, и подсказка всем начинающим продюсерам – не стоит вбухивать кучу денег в железки, особенно если денег у вас не густо. Скилл можно настучать путём упорного и тяжёлого труда. Ну и без доли таланта и понимания дела, естественно, никуда.
Расскажи о рабочем процессе – как появляется идея, сколько уходит на создание бита?
Очень сложный вопрос, не отвечу по нему ничего определённого – всё зависит от всяческих факторов, таких как вдохновение, наличие идей, физическое и психическое состояние и т.д. На создание одного бита уходит каждый раз очень разное время – когда-то может быть 15 минут, может и 4 часа, а может быть, что проект отложился на неопределённое время и по чуть-чуть подделывается год, или полгода, или пару месяцев, или дней, или недель. Короче, рандом.
Самое время расспросить про историю твоего никнейма – почему LIL SMOOKY?
Где-то в 2010 году, когда я только начинал въезжать во всю эту трэп-движуху, какое-то время очень активно слушал Soulja Boy-я, и тогда был у него очень крутой микстэйп с названием «Smooky», мне там, по-моему, каждый трэк впёр, и дизайн обложечки такой, стильный минимализм. Очень зацепил этот релиз, а я в то время еще как раз и курить начал, и вот оно что-то так ко мне и приклеилось. Почти сразу добавил приставку Lil – не из-за Лил Уэйна или там еще кого-то, как многие привыкли стереотипно заявлять, а попросту из-за своего слишком юного возраста. Позже были попытки сменить его, но, как видишь, неудачные – все вокруг привыкли, да и я сам тоже.
Нужно ли тебе вдохновение, или ты можешь писать музыку вне зависимости от него? Пробовал ли использовать какие-то «стимуляторы творчества»?
Да, нужно. Без него никуда. Оно нужно всем. Насчёт различных стимуляторов – разные бывают в жизни моменты, пробовал много чего. Слишком скользкая тема, давай оставим её.
Давай поговорим о спрайте. У тебя в инстаграме всякая там минералка и чай – а как же напиток, к поднятию продаж которого ты и сам приложил руку? Не удивлён, что в рекламе Спрайта использовали «Сочиняй мечты», а не «Безумие»?
Ха, не удивлён, мы же так и не добрались до телика с этим. Кстати, задолго до «Безумия» очень сильно любил Спрайт, плотно на нём сидел (я о спрайте, а не о сиропе с запретными веществами, так как того, что нужно, у нас, к сожалению, нет), но он мне за долгие годы порядком надоел.
Раз уж заговорили о «Безумии» – было ли у тебя ощущение после выхода клипа, что ты проснулся знаменитым? Миллион просмотров за неделю, грубо говоря – не хвост собачий всё-таки.
Нет, не было. Для меня выпуск вирусных хитов почти обыденное дело – вспомним те же «Амбиции», «Шлёпай», «Цепь» и т.д. – ничего особенного. Я много работаю для таких вещей, поэтому всё так и должно быть. Ведь Smooky Got The Juice. Дальше – ещё больше.
Пробовал ли когда-то читать под свои биты?
Пробовал. Не исключены какие-то неожиданные подгоны в этой области когда-либо.
Кто для тебя авторитет в битмейкерстве?
Очень много достойных имён сейчас есть как на нашей, так и на забугорной рэп-сцене, поэтому в какую-то конкретику впадать не буду. Всё зависит от того, что слушаю и чем вдохновляюсь в определённые моменты творчества.
Давай представим ситуацию: есть хороший битмейкер, пишет достойно, но зарабатывать на этом толком не получается – что ему делать, как снискать хлеб насущный?
Не раз сталкивался с таким явлением. Очень много людей не понимает, что хороший битмейкер – это не только хорошие биты, но также и наличие смекалки для продвижения и продажи своего продукта, установки рабочего софта и аппаратуры, умения красиво и лаконично излагать свои мысли и цели, понимания и анализирования различных сфер выбранной деятельности и так далее. Ты должен быть достаточно разносторонне развит, не только по какой-то узкой специальности – иначе толку никакого не будет. И так абсолютно во всём, не только в битмейкинге. Поэтому единственный совет – развивайтесь во многих вещах, не только в музыке.
Знаю, что ты недавно переехал жить в Норвегию – расскажи подробнее, что послужило причиной, как ты обустроился там.
Вкратце – семейные обстоятельства. Здесь неплохо, но мне не по душе европейский лайфстайл. Через какое-то время планирую ненадолго вернуться обратно, в Украину, а потом поеду в Москву – там есть чем заняться.
Работаешь ли где-то или музыка кормит и одевает?
В основном меня кормит и одевает музыка и различные способы заработка, которые я приобрёл благодаря ей, сопутствующие ей. Но также, когда нахожусь в Норвегии, время от времени подрабатываю в небольшой конторе по производству и продаже различных натуральных диетических добавок, спортивного питания и узкого спектра медицинских препаратов.
Расскажи о жизни в Норвегии – насколько я знаю, эта страна занимает 4 место по уровню зарплат в Европе. Хорошо ли там живется людям?
Очень хорошо. Они вообще ни о чём не парятся (на эту фразу можно посмотреть с разных сторон) – и как раз это мне и не нравится. Им не нужно слишком многого от жизни. А я рос совершенно с другим складом мыслей, мнений, привычек и понятий в голове, для меня всё это чуждо.
Расскажи о своей цивильной жизни – где учишься, где тусуешься, чем увлекаешься? Судя по инстаграму, любишь кальян покурить?
На данный момент нигде не учусь, не вижу в этом необходимости, даже больше – считаю всё это большой глупостью. Можно долго рассуждать на эту тему, поэтому проедем. В данный момент все мои увлечения связаны с музыкой, зарабатыванием денег и зарабатыванием денег путём успехов в музыке. Курить люблю, не только кальян, не зря же я Смуки (смеётся). Но сигареты не курю – курил их с 14-ти до 17-ти лет, по состоянию здоровья бросил, если вкратце – мой организм за все годы проведения, скажем так, нездорового образа жизни, выработал своего рода непереносимость именно сигарет, поэтому заменяю их разными другими штуками, такими, как кальян, травка, электронный кальян и вапорайзеры. Люблю дымить, поэтому отказ от сигарет был для меня серьёзным ударом. Также в свободное время стараюсь уделять внимание интеллектуальному развитию путём чтения различных книг, просмотра интересных фильмов и знакомству и общению с интересными для меня людьми.
Кстати, об образовании – у тебя же оно медицинское?
Давай этот вопрос пропустим, потому что я такой себе фармацевт – из трёх положенных лет учёбы ходил только 2 года, и то половину проебал (смеётся). А за третий год просто заплатил и мне сделали диплом, типа я и третий год отходил. С самого начала не хотел туда идти, но мать попросила. Если я не сидел на парах – то писал биты или бухал (смеётся). Максимально просраные 2 года!
А твой диплом котируется в Норвегии? Помогает ли это в работе по продаже диетических добавок, спортивного питания и т.д.?
Когда я уезжал, мне нужно было перевести все свои документы на английский язык, и я перевёл все, кроме этого диплома. Когда его получил – в тот же день закинул его за шкаф. Здесь я без него.
Что думаешь о прошлогоднем «перевороте игры»? У кого по-настоящему получилось сделать это?
А разве был какой-то переворот? Не заметил. Всё как обычно – повыстреливали некоторые новички, поддержали себя в тонусе некоторые старички, ничего особенного (улыбается). Происходит разве что глобальный переворот хип-хоп индустрии, но он идёт уже не первый год.
Yanix, например, часто в треках перечисляет названия разных брендов – а что ты любишь носить, каким смартфоном пользуешься? Nike или adidas? Samsung или iPhone?
Nike и adidas носил, когда был помоложе, сейчас нет какого-то определённого предпочтения по фирмам или брендам. Покупаю то, что нравится и то, что по карману. Наверное, любимый бренд одежды на данный момент – Tommy Hilfiger. А так – люблю миксить.
Насчёт мобильных телефонов – я являюсь очень большим фанатом мира технологий, регулярно слежу за обновлениями тех или иных девайсов. Почти к своему 19-тилетию у меня было около 14 различных мобилок. Из всех их хотел бы выделить 4 любимых модели. В классе 5-6 ходил с Nokia 5300 Xpress Music – очень нравилась данная модель своим на тот момент прикольным и молодёжным дизайном, а также качеством воспроизводимого звука. В классе 8-9 ходил с Nokia X6, та же история, что и с 5300 – отличный дизайн, превосходный стереозвук (что еще нужно для меломана?) и хорошая пятимегапиксельная камера (на тот момент одна из лучших на рынке). Сейчас хожу с Samsung Galaxy S6 и iPhone 5s, и люблю оба этих девайса по-своему: S6 за, как по мне, лучший динамик из всех мобильных телефонов на данный момент (очень часто слушаю музыку путём воспроизведения именно через него), неплохой дизайн, отличную камеру (одну из лучших на рынке), превосходный QHD-дисплей и хорошую скорость работы в различных приложениях. А iPhone 5s люблю за компактность, лучший, как по мне, дизайн мобильного телефона, неплохое быстродействие системы – даже несмотря на то, что модели 2,5 года, и за простоту в использовании.
Видел, что ты ездил на концерт Yanix’a в Одессу – принимал ли какое-то участие в его выступлении, или просто так, потусоваться? Как, кстати, проходят подобные мероприятия?
Если ты имеешь в виду что-то типа отыгранного сэта или диджеинга – то нет, ничего такого, просто потусили, раскачали толпу. Потом я, Яникс и Илюха (диджей нашего гэнга Dj Vader One и, по совместительству, менеджер Яниса) остались отдохнуть на несколько дней с организаторами и нашими друзьями из Одессы.
Расскажи об особенностях работы с нашими артистами, как складывается рабочий процесс? С кем работать легко и просто, а кто любит вносить кучу правок?
Прежде всего – я не сотрудничаю с теми, с кем у меня не выстроены какие-либо дружеские отношения или с кем мне некомфортно, тогда у меня нет желания создавать какие-то потрясающие вещи. Поэтому мне работается хорошо со всеми теми исполнителями, к творчеству которых я уже прикладывал руку. Хотел бы отметить парней, с которыми я сотрудничаю чаще всего – это Yanix, Bumble Beezy, Breezey Montana, Sil-A, Сашмир, ЛСП, GidraGidra, Lottery Billz – с ними работа доставляет мне самое большое удовольствие. Мне нравится подход к работе каждого из этих исполнителей, хотя он у всех и своеобразный. Я бы не углублялся прям в подробности работы с каждым, всё это займёт очень много времени, но эти ребята понимают мой звук и способности так же, как и я их индивидуальные предпочтения, поэтому нам доставляет удовольствие сотрудничество друг с другом. При создании какого-либо трека мы стараемся поймать волну друг друга, как-то так и работаем. С ними у меня практически не бывает поправок, да и вообще, вроде бы и с другими исполнителями мы более-менее сходимся во взглядах на творчество, ведь если они ко мне обращаются – они знают, что им нужно.
Назови три своих самых крутых, на твой взгляд, достижения в битмейкерстве.
Я бы не связывал эти вещи с известностью или «выстрелами» определённых треков, если ты об этом. Скорее, мои главные достижения – это само создание новой музыки, рост, прогресс в этом деле, переходы на новые уровни в продюсировании, которые понятны мне самому. Ну и хотя бы тот факт, что меня всё это не заебало через столько времени.
Сколько стоит бит твоего производства? Где, собственно, можно купить?
Эксклюзивный инструментал у меня стоит приблизительно 200$ (цена может меняться в силу разных факторов, таких как: курс валюты, отношения между мной и артистом, сложность работы, тип инструментала, объём проделанной работы). Также биты, которые выложены в аудиозаписях или на стене моего официального паблика могут стоять дешевле – опять-таки, в силу разных факторов. Аренда в среднем 2000-3000 российских рублей. За покупкой обращаться исключительно ко мне в личные сообщения или в сообщения паблика.
Какую максимальную сумму ты получал за свою работу?
Один раз я получил 500$ за эксклюзивный бит от американского заказчика. Достаточно кропотливая работа, нигде не засвеченная и не особо похожая на то, что я обычно делаю. Насколько я понял, эта работа не будет позиционироваться как моя, и я даже не знаю сейчас судьбу этого бита – прошло достаточно много времени. Нужно будет разузнать, кстати.
Я тут покопался у тебя в твиттере и выписал несколько твитов...
«Когда-нибудь напишу книгу о битмейкинге в России, причём о самой его психологической составляющей, не о конкретном процессе создания музыки». О чём была бы первая глава этой книги?
Вступление будет таким: «Я проснулся пьяный - то ли от музыки, то ли от...». Дальше без комментариев.
«Рабочее название бита в треке ЛСП - «Фокус» - Maddness Pt. 3. Очень скоро поймете, зачем был этот твит». Может, пора рассказать?
Недавно я выпустил свой инструментальный EP «Zombie», где был бит с названием «Madness Part 4», рабочее название «Безумия» – «Madness» (вот вам, кстати, ответ на вопрос, кто подал идею трека), а после «Безумия» и «Фокуса» я выпустил бит «Madness Pt. 2». Это был скрытый пиар грядущего релиза, ты был не такой внимательный. Мой твиттер – это клад неплохого саркастического юмора и подсказок к грядущим релизам с моим участием, скрытых под двусмысленными твитами (улыбается). Ну, и иногда просто мысли.
«Забыл вам рассказать, как я пару дней назад, объёбаный, своего деда стриг». Расскажи историю целиком.
Достаточно банальная история на самом деле. На эти новогодние праздники целый месяц отдыхал в Черкассах один, ну и водил к себе друзей, девочек и т.д. И в один из этих вечеров мы объебались с другом прелестнейших киевских шишечек, да так, что он говорить не мог, а я просто как обычно под SpaceGhostPurrp’а залипал. Ну и на утро мой дед рано утром набрал, говорит, мол, приходи очень срочно. Я перепугался, с варёной головой оделся и помчался к нему, никакой вообще, прихожу, а он: «Постриги меня». Я такой: «Бля, серьёзно? В 9 утра?». Ну и что, короче, стриг его и старался не спалиться. Ровно постриг, красиво, только в одном месте рука, правда, дрогнула, но вроде бы заметно не было. Ему (смеется).
«Я вчера накуренный пошёл забирать пиццу у доставщика, а доставщиком был мусор, я его узнал, он меня принимал когда-то». А за что принимал-то, расскажи, что случилось тогда.
Мне было лет 15, тогда у нас в городе был введён комендантский час – лицам младше 18 было запрещено гулять по городу после 23:00 или 00:00, не помню. Ну а я гулял с друзьями, с сигаретой в зубах, вот и приняли. Ничего особенного.
Это в Украине происходило, в твоём родном городе? Расскажи о нём.
Да, это было в Черкассах, в моём родном городе. Ты сам всё знаешь, мэн, мы же земляки с тобой. Для всех остальных – это самый центральный город Украины, население около 300 тыс. человек, не слишком большой. Находится в трёх часах езды от Киева.
И снова о Норвегии: «Здесь, в Норвегии, что обычные люди, что зэки живут абсолютно одинаково. Идентично просто. Даже удивительно и жутковато. Только сейчас осознал».
Я имел в виду их одинаковый изо дня в день ритм и распорядок жизни, который повторяется практически по кругу, а также имел в виду либеральное отношение к заключённым в этой стране. Как вы все уже, наверное знаете, они тут живут практически так же, как и обычные люди. Тем, кто не знает об отношении к заключённым в норвежских тюрьмах – гугл в помощь. Вот я и имел в виду, что иногда эта граница не видна, только одни делают всё по кругу, всё по плану и распорядку сами, а других заставляют это делать, просто чтобы они вместо этого не убивали людей, например.
Знаю, что ты любишь Mortal Kombat – во что ещё играешь?
Когда был помельче – играл во много чего, в основном любил шутеры типа Call Of Duty и предпочитал разные аркады, но не обязательно. Вообще в разные игры играл, только не в мультиплеер – для меня всегда интересней проходить кампанию, пройти главную сюжетную линию.
А сейчас играю очень редко – не особо интересно. Иногда, когда есть свободное время или хочется отдохнуть, запускаю Modern Combat 5 (стрелялка) и немножко бегаю в онлайне, но только потому, что кампания там багонулась, и в режиме истории меня дальше не пропускает. Ну и просто интересно немножко побыть нагибатором в такого рода игре.
Что сейчас чаще всего играет в плеере?
Чаще всего играют новинки, ведь сейчас количество годного рэп-контента просто зашкаливает. Самое крутое кэширую на свой Galaxy S6, и гоняю это уже там, вперемешку со всеми поджанрами хип-хопа. На чём остановлюсь – зависит уже от настроения. Также для разгрузки мозга слушаю инди-рок, а для впадения в транс или когда собираюсь объебаться, ну и в самом процессе – трилл и клауд, обязательно какой-то сложный для понимания обычного меломана. Больше ебашит (смеется).
Давай смоделируем ещё такую ситуацию: присылает тебе кто-то дэмку, начитанную поверх отрывка твоего минуса, взятого из саундклауда. Дэмка – нереально крутая, но денег у чувака нет, и всё тут, и ты понимаешь, что, возможно, песня так выстрелит, что всем мало места будет. Есть вариант, что ты подаришь минус?
Да, безусловно. Если меня интересует исполнитель, мне нравится его звук и я вижу в нём потенциал – я могу взяться за него, за раскрутку его музыки и для создания с ним новой. Но это не значит, что сейчас нужно атаковать мою личку со своими трэками – у меня она засрана и без вашей помощи. Я сам регулярно слежу за всем годным новьём.
Расскажи напоследок о грядущих релизах.
На данный момент работаю над 11-ю совместными и тремя сольными проэктами, а также параллельно веду еще около сотни битов в разные проэкты (альбомы, синглы, микстэйпы, ЕР). Самые ближайшие релизы – это выход в феврале совместного микстэйпа с Breezey Muzik a.k.a. Breezey Montana «#SmookyMontana», где он выступит в качестве МС, а я в качестве продюсера, мой сольный сборник трилл\клауд битов под названием «Lost In Mental Slavery», который выйдет в апреле под хостингом Злого Негра, дюжина различных трэков (возможно, синглов с чего-то) и еще парочка релизов, которые мне нельзя анонсировать, так как исполнители данных работ пока решили хранить интригу. Скажу лишь, что те, кто читает это интервью, определённо ждёт эти работы. Об остальных подробностях, касаемо выхода других работ читайте у меня в твиттере.
И финальный аккорд, свободная тема. О чём бы ты сам хотел сказать, а я не спросил?
Смотрите крутое кино и слушайте правильную музыку, они вдохновляют. У меня всё.