С Днём рождения, Noize MC! – лучшие цитаты за последние 10 лет
Сегодня самому социально придирчивому хип-хоп исполнителю нашего времени, Ивану «Noize MC» Алексееву исполняется 30 лет. Биографию исполнителя не знает только ленивый, помимо сотни хитов там и 10 суток ареста, и победы в баттлах, и написание текстов Жанне Фриске, конфликты со Шнуром и Гуфом; в общем, Сеть выдает немалый объём информации по запросу «Noize MC». Мы решили поздравить Ивана необычно: выбрать 15 цитат из его интервью с 2005 года.
Про фристайл
Желательно читать в рифму. Неплохо избегать банальностей. А первое, что должно быть – уметь читать по ситуации. Не просто «поднимите ваши руки, хип-хоп-нация» и дальше «овация» и прочие рифмы на «-ция», а чтобы действительно интересно было. Хотя многие относятся к этому занятию слишком серьёзно. По-моему, это не более, чем возможность попрактиковаться в работе с публикой, да пополнить запас рифм.
Про рэп-баттлы
Каждый для себя решает. И если ты считаешь, что соперник переходит какие-то нормы приличия, скажи ему об этом так, чтобы ему стыдно что ли стало. А что касается всяких разборок после бэттла, то это глупость. Глупо, проиграв партию в шахматы, начинать боксёрский поединок. И вообще, не надо всё это воспринимать слишком близко. Молодой приводил мне цитату из Ice T, что рэп – это «art of shit talking». Если и не весь рэп, то бэттловый – точно.
Про Москву
Cейчас в Белгороде ситуация с хип-хопом выправляется, но когда мы начинали, все немногочисленные рэперы города знали друг друга лично. Конечно, в Москву я ехал, чтобы учиться. Но уже тогда понимал, что какое-то развитие в музыкальном направлении возможно только в столице. Поэтому учеба была задвинута на задний план – не сразу, конечно. Из школы я приехал с золотой медалью и на первом курсе исправно учился. Все ходы ещё не были познаны – на что можно забивать и так далее... А со временем я перешел на «заочный подход». Я появлялся в начале пересдач, говорил: «Здравствуйте, вот у вас есть такой студент, что мне делать?» Мне отвечали: «Вам наверное лучше ехать домой». Ехать домой я отказывался и всеми правдами и неправдами сдавал экзамены и зачёты. Сложнее всего совмещать учебу с музыкальной и околомузыкальной деятельностью стало на четвертом курсе, когда я во второй раз поехал с «Урбанией» в качестве ведущего.
Про стиль
С позиционированием у меня вообще туго, мы – рэп для рокеров и рок для рэперов. Нет, это не рэпкор, это было пожёстче. Дело не в том, какую музыку ты играешь, а то, куда тебя относят невнимательные слушатели. Я сначала начал играть на гитаре, потом читать. C 10 до 13 лет я шугался микрофона и заморачивался по инструментальным делам, а потом стал писать песни и понял, что микрофона не избежать.
7 Июня 2008
Про Арбат
На Арбате очень интересно выступать. Тут нельзя войти в одну реку дважды. Как бы ты ни общался на концерте с людьми со сцены и какой бы маленькой она ни была, такого, как на улице, эффекта не достичь. На улице люди останавливаются рядом, поют – это уже и не моё выступление, а моё с ними. Тут всегда много людей, которые видят тебя первый раз в жизни. Забавно, когда узнают, когда начинают сопоставлять происходящее с тем, что видят по ящику. В этот момент очень интересны выражения лиц, забавно мимические мышцы работают. Это весело — быть таким глюком, таким всплывающим окном в интернете.
Про гострайтинг
Технология такова: ты пишешь песню, её принимают, выплачивают тебе некую сумму и на время всё замолкает. Далее с ней возятся какие-то лондонские продюсеры, какой-то лабух в Лондоне досконально переигрывает твою гитарную партию, подбирает её, мучается. Потом записывают вокал, «по буквам собирают наши песни скрупулезно», а через полгода на это снимается клип. Однажды утром на кухне ты врубаешь телик, а там песня, которую ты полгода назад написал. А еще иногда это становится хитом, крутится везде, как вот эта песня с Жанной Фриске.
Про творчество
Музыканты – люди впечатлительные, и вообще, творчество основано в целом на стилизации каких-то элементов, персонажей, изображаемых для того, чтобы придать им, как сказать… В общем, очень много однозначных образов, раздутых в самых разных произведениях. Возьмите, например, живопись. Как там изображаются самые разные люди, какие-то характерные детали раздуваются до невозможности. То есть с точки зрения творчества это, по-моему, абсолютно оправдано, и так и должно быть.
Про «уникальные» вопросы на интервью
«Почему Noize MC?», «Каково было сниматься в фильме Розыгрыш?», и «Действительно ли Последний альбом последний?»... И еще несколько вопросов, которые уместнее было бы задать Яндексу, не говоря уже о вопросе «Почему вы написали песню "Мерседес S666"». Недавно приходит журналист известного издания в гримерку и задает этот вопрос. Я говорю: «Ты не знаешь ответ?» Говорит: «Знаю, но я ничего не буду перепечатывать, хочу услышать это от тебя». Ну, я ему, значит, говорю...
Про идеальное время
В 60-е в Америке, конечно, было интересно. Если нужно выбрать конкретный период, то лучше, наверное, 60-е в Америке, чем 90-е в России. 60-е привлекают ощущением возможности глобальной свободы. То десятилетие, когда стало ясно, что честь выразить дух времени в XX веке выпадет именно музыке. Ну, если в 20-е годы всё-таки рулили поэты, то с развитием средств звукозаписи всё пришло примерно к тому состоянию, в котором сейчас и находится. В 60-е все только начиналось, была свежесть и не с чем было сравнивать. Сейчас, за что не возьмись, можно найти сравнения с 70-ми, 80-ми, 90-ми, а про 60-е ничего такого сказать было нельзя. Время больших перемен, даже в Совке – везде вдруг замаячило свежее ощущение, что все можно изменить.
Про возможность что-то изменить
Вообще нет. Вообще. Все перетекло в Интернет-сублимацию. Достаточно оставить комментарий, чтобы чувствовать себя революционером. На днях в Ярославле была очень странная пресс-конференция, где мы давали очень странные ответы на классические, в пятнадцатый раз задаваемые вопросы. Спросили: «Вот вы, там, всякий раз выражаете недовольство происходящим в стране. А что же можно изменить в стране и как же этого добиться?» Я ответил: «Вы знаете, я когда ходил на лекции по информатике в институте, то услышал очень забавную вещь: оказывается, никто не знает, что же такое информация. И только когда её находится очень много в одном месте, то она начинает обладать какими-то физическими свойствами — она может что-то весить или иметь даже агрегатное состояние». И пока в Интернете еще недостаточно информации, чтобы что-то изменить. И поэтому надо оголтело срать в комментах, делать это еще лучше и еще больше.
Про необычный случай на гастролях
Это, пожалуй, то, как мы с моей женой пересекали границу с Украиной, когда у меня оторвалась страница паспорта и нас высадили в 5 утра на таможне в Брянске. Мы ехали на киевскую премьеру фильма «Розыгрыш», и попасть туда нужно было обязательно. В тот момент можно было либо дожидаться, когда нам привезут загранпаспорт, либо сделать то, что мы сделали. Мы познакомились с контрабандистами, они провезли нас до середины поля, потом сказали, что тут очень плохая дорога – идите пешком. И мы дошли до вышек, где, к счастью, никого не оказалось, поэтому нас не заметили. С тех пор в нашем семейном фотоархиве есть замечательная карточка, запечатлевшая табличку «Государственная граница Украины. Проход запрещен!». Потом мы пытались обменять оставшуюся у нас тысячу рублей в поселке Зерново, где в магазинах до сих пор считают на счетах, а не на калькуляторах. Но и все-таки мы оказались в Киеве вовремя.
Про гастроли
Самое сложное — это логистика в нашей стране. Многие города расположены друг от друга не так далеко, чтобы лететь через Москву. Ужасные дороги. Не знаю, часто считается, что если есть пустой цех с высоким потолком, то надо как-то заработать на нем. Как? «Давайте поставим бар и сцену». А чо со звуком будет? «Ну чо-то будет, не знаем». А то, что в гримерке нет сортира и тебе надо через всех людей пилить в другой конец зала, это точно никого не волнует. Очень многие клубы ужасно построены, и ещё не всегда соглашаются аппарат необходимый подвезти. Дураки и дороги, короче.
Про райдер
А то, что в райдере у меня яйцо, настойка календулы и носки — это не шутка. Ну носки — это потому что возить с собой двадцать пар смердящих носков в пакете не очень прикольно. Носки — зомби: они кусают другие вещи, и те тоже становятся зомби. Эту идею нам подкинула металлическая группа 5 Diez, и мы очень ей признательны. Дальше — настойка календулы, чтобы полоскать горло, когда сорван голос. Яйцо — можно попробовать его выпить, когда совсем экстрим, этого хватает на первые три песни. Но потом, как правило, связки прогреваются, и все уже хорошо идет. Такие случаи бывают нечасто, а в райдере это все, чтобы не гонять кого-то из группы в аптеку.
28 октября 2013
Про современный хип-хоп
Хип-хоп впервые за много лет снова становится танцевальным: трэп-шмэп, все дела. Но на текстах эта тенденция отражается чудовищным образом. Когда я слышу, о чём и как читают трэп-артисты, мне порой становится стыдно, что я тоже человек. Хотя музыка такая мне, в целом, нравится – я люблю рэйв, «ядовитые» синты, заикающиеся сэмплы и глубокий бас.
Про человечность:
Я взываю лишь к человечности, совести и разуму. Не будьте, пожалуйста, злыми. Не будьте, пожалуйста, равнодушными. Начните с себя — прекратите ненавидеть, не давайте себя настраивать против ваших соседей и братьев. Не верьте всем этим гротескным обобщениям, льющимся с экранов, мониторов и страниц. Все мы хотим, на самом деле, одного и того же: мирного неба над головой, счастья для себя, наших любимых, родных, близких и детей, а не смерти «врагов», выстрелов и взрывов.
Про лучший совет в своей жизни
Совет группы Кровосток: «Разберитесь сами с приоритетами, шлите на х_й козлов с их советами»