L'One: "Все хотят зарабатывать, но некоторые стесняются признаться"
Первая половина большого интервью L'One.
L'One — вне всяких сомнений один из главных героев этого года в русском рэпе — дал большое интервью нашему сайту. В первой части вы можете прочесть, почему песня "Все танцуют локтями" могла не оказаться такой уж успешной, что не так с "тру-рэперами" и до каких пор L'One не общался со своим экс-коллегой Nel'ом.
Давай вспомним, с чего для тебя этот год начинался.
Я бы взял за отправную точку разговора даже не начало 2013-го, а прошлое интервью для Rap.ru. С момента того разговора, когда как раз и начиналась большая работа по альбому, по клипам, по всему видению проекта. Как раз тогда вышел клип “Дай мне слово”. И это была музыкальная точка. На альбоме треков такого характера уже не оказалось. "Дай мне слово" — это был последний привет старому звучанию, знакомому по группе Marselle. "Спутник" — это уже сольное плавание и другой подход.
Ты сел и решил, что нужен более модный звук?
Слово "модный" вообще не звучало. Я хотел делать звук, которого на тот момент в России не было. То есть он существовал в пабликах “Вконтакте”, но его не было в поле зрения широкой аудитории. И этот вектор я собираюсь продолжить на следующем альбоме, который только пишется — нововведений в области звучания станет только больше. Сейчас он на стадии переговоров с американскими саундпродюсерами и объяснений на ломаном английском, что я от них хочу. "Спутник" на сегодня уже пройденный этап. А тогда я скорее сел и решил делать что-то непохожее. Непохожее на то, как звучат российские звезды этого жанра.
То есть, такой музыки на тот момент не было в российском мейнстриме. А теперь она появилась, и уже на других подобных артистов стали обращать больше внимания. Трэп пошел в гору. Правда, теперь уже и меня все называют "трэпером". Хотя с чего? Потому что на альбоме есть один трек, выдержанный в такой стилистике, пусть и самый хитовый? Я себя не считаю приверженцем этого стиля.
Ты не стал заложником одной песни "Все танцуют локтями"?
Нет, абсолютно. Но я осознаю, что меня с ней ассоциируют, как группу Marselle все ассоциировали с песней "Москва". Я вообще мог ее не включать в альбом, выпустить в виде сингла — настолько она отличается от остального материала.
Ты когда ее писал, понимал, что будет хит?
Мы угорали очень жестко. Про это можно целую главу в автобиографии написать. Изначально я эту фразу услышал в Краснодаре.
Ее кричали МС в краснодарском клубе?
Ее кричал PLC как минимум.
Вот кто виновник.
Нет, виновник Муннибаев.
???
Потому что он начал в твиттере эту фразу… Это все из твиттера! Руслан, на самом деле, законодатель многих хэштегов и фраз. Так вот, я приезжаю на студию и пишу припев. На другой бит — в стилистике Нью-Йорка 90-х. Куплетов еще даже нету. Фраза "все танцуют локтями" присутствует в припеве, но ничем не выделяется. А потом я предлагаю Косте, DJ Booch, с которым мы ездим на гастроли: "Сделай какой-нибудь ремикс". Он берет припев, забирает оттуда фразу "Где бы ты не был, ты знаешь, все танцуют локтями" и превращает ее в рефрен. Далее мы меняли музон, наверное, раз шесть. В тексте было много мата, потому что я говорил: "Костян, ну это же грязь! Должно быть грязно. Ее что, в маршрутке будут слушать? По радио ставить? Да нет, конечно!" Но он довольно мягко настоял, что лучше без мата. А остался бы там мат, и кто знает, как бы судьба этого трека повернулась.
Один из показателей популярности песни про локти — под нее станцевал Джигурда.
Я помню, что я торопился выпустить эту песню к своему концерту 13 февраля. Клип оказался не доделан. Рустам работал молниеносно, как обычно, но я в какой-то момент сказал, что времени просто нет и пора выкладывать. Я торопился, я чувствовал, что есть интерес к такому рэпу, под который можно потанцевать, послэмиться. Раз уж на вечеринки AVG, которые в тот момент представляли собой просто группу Вконтакте, неожиданно собиралось по 2-3 тысячи человек.
Первое исполнение "Локтей" было таким: песня была еще без куплетов, у меня было совсем маленькое ночное выступление в Москве, и я говорю: “Скоро у меня новая песня выходит, зацените”. И такая реакция была! Мы сняли на видео чисто припев, выкинули в интернет, и видим, что отклик сильно выше среднего. Тогда мы доделываем песню, и 4 января я приезжаю на концерт в Питере, говорю: "Привет, столица трэпа! У меня есть песня без куплетов" (смеется) И заряжаю четыре раза подряд. И все сходят с ума. Ну и уже понятно стало, что у песни может быть особенная судьба. А потом вышел клип, и опять ажиотаж.
Сколько у него сейчас просмотров?
Вот чем-чем не интересуюсь, так это просмотрами. Взять наш с DJ Pill-One проект WDKTZ — у этих клипов сравнительно мало просмотров. Но на концертах эти треки просто разрывают. Вот что для меня как показатель — то, как на песню реагируют на концерте. И я об этом говорил в прошлом интервью, что при записи альбома буду ориентироваться на то, насколько материал подходит к концертам. Не "поставить в тачке" и "воткнуть в наушниках", а прийти на концерт и очень круто оторваться.
Традиционные медиа песню заметили?
Мне кажется, в какой-то мере я сломал формат. Песню заметили. На Радио Рекорд сделали ремикс и он занимал одно из лидирующих мест за всю историю радиостанции. Песня на самом деле звучала в маршрутках, шокируя бабушек. Чему нас это учит — тому, что погоня за форматом не имеет смысла. Тем более у нас в стране, где вообще никто не может объяснить, что такое формат. И когда с твоей песней происходит такое, ты понимаешь, что формата не существует.
Если бы ты не был на лейбле Black Star, медийная судьба песни сложилась бы так же?
А я, знаешь, не люблю сослагательного наклонения. Если бы я не подписал контракт с Black Star? Если бы я заключил контракт с “Газгольдером”? Если бы я остался независимым артистом? Непонятно, куда бы меня завела эта кривая. Я рад, что оказался там, где нахожусь, потому что все идет по восходящей. И командой всегда проще двигаться, чем в одиночку.
Рэп-интернет негативно настроен к твоему лейблу.
Если мы подводим итоги, то как раз этот год научил меня не вступать в полемику в интернете. Доказать ничего невозможно! Да и не хочется что-то доказывать 15-летним. Пройдет совсем немного времени и у них так жестко поменяется мышление! Мнений бытует очень много, от того что я пишу всему лейблу, до того, что Миша Крупин пишет тексты мне. Как реагировать на это? Разговаривайте больше, мне в кайф. Чем больше вы меня обсуждаете, тем больше я становлюсь.
Как с тобой работает лейбл?
За всю творческую составляющую моей музыки отвечаю я. За все свои песни, все свои тексты. Сам контактирую с саундпродюсерами, но на каком-то этапе передаю их специальному человеку, который занимается всем музыкальным контентом на лейбле. То есть, финансовой и юридической сторонами вопроса. Дальше, появляется некая песня. Если я сам в ней вижу потенциал, я ее предлагаю на обсуждение. Говорю: "Ребят, есть хорошая песня. Считаю, на нее надо либо клип снять, либо издать ее синглом, либо еще что-то". Ну и принимается коллективное решение, безусловно.
Как это происходит? Вы для этого собираетесь в офисе?
Нет, это может и по телефону быть обговорено, или я могу оказаться в студии Тимана и сказать: "Тим, смотри, вот такая демка есть". Он может свое мнение сказать на этот счет. Мы стараемся оценить потенциал песни и принять решение: бюджетный клип снимаем или дорогой. Следующим этапом может быть поиск спонсоров.
Прелесть лейбла в том, чтобы артист мог заниматься творчеством, а вся остальная головная боль с него снята полностью. Тем не менее, ты продолжаешь контролировать некоторые моменты, потому что это твое творчество, и тебе важно, как оно будет подаваться.
Вы проводите свободное время на студии?
Нет, она по прямому предназначению используется. Мы там работаем. Вообще складывается впечатление у некоторых, что рэперы ничем не занимаются. Я не знаю, может быть, кто-то правда ничем не занимается. Но у меня нет времени на отдых в принципе. Я сегодня спал два часа, завтра буду спать два часа, а послезавтра вообще будет кошмарный день. Время чтобы расслабиться — мы его находим в перерыве между студийными сессиями. Сидим, общаемся, обсуждаем новости. Я угораю над тем, что зарабатываешь деньги, а времени их потратить у тебя нет.
Как ты узнаешь, сколько у тебя концертов, куда тебе нужно ехать?
Ну я знаю, что в среду я получу смс-ку с полным таймингом где и сколько я нахожусь. Все подробно расписано: 14-30 вылет из Домодедово, рейс такой-то, вылет в Саратов, прилет во столько-то, концерт во столько-то, обратный рейс во столько-то. Выезд из Москвы в Тверь на "Сапсане" во столько-то, концерт во столько-то, после концерта возвращаемся в Москву на автомобиле, едем в Soho, выступление, потом на два часа домой, перекидываем чемоданы, в 6.30 утра вылет в Казань. Вот так, со всеми подробностями — у меня просто хороший директор.
Как изменилась твоя гастрольная жизнь в этом году?
Мне кажется, я самый гастролирующий рэпер России сейчас. Собираюсь в конце года сесть и подсчитать, сколько концертов я дал.
А цена росла на протяжении этого времени?
Конечно. За все это время она выросла раз в 6.
Так проходила презентация дебютного альбома L'One "Спутник".
Интересно было бы узнать, что из того, что дал тебе лейбл, ты считаешь самым главным. И второй вопрос, явно у тебя есть концерты, которых у артистов с другого лейбла или без такого лейбла быть не могло — я про выступления в местах типа "Soho Rooms" и "Artist".
А я бы сказал, что не только дело в лейбле, или дело не только в Тимати. А просто без песни “Все танцуют локтями” этого бы не случилось. То есть, это настолько клубного формата трек, но помимо этого, это так же трек для огромных площадок, потому что я своими глазами наблюдаю, когда полторы-две тысячи человек одновременно скачут под этот трек и это бешеная энергетика. В общем, без такой песни не получилось бы. Но лейбл — это возможность, это лифт. Вот он дал мне возможность. Я ей воспользовался.
Что касается попадания в эти клубные тусовки… как бы деликатно выразиться. Иногда ночные концерты, — как, например, в Воронеже, где недавно был концерт в одном из лучших местных ночных клубов, — и концерт был отличным, ничем не хуже предыдущих вечерних в этом городе. Ночные концерты бывают классными. Но иногда ночью ты просто выходишь, выступаешь и уходишь. Потому что люди туда пришли выпить — они не на концерт пришли. Зачастую в такие клубы мы больше не ездим.
При этом в том же "Soho", насколько бы категоричная не была там публика по отношению к русскому рэпу, на концерте было очень весело. Естественно, рэп-группа менее танцевального, более серьезного формата там никогда не окажется. А я — более широкопрофильный что ли. Я к этому сознательно шел. Сейчас я понимаю, что могу разогреть любую аудиторию, абсолютно любую. Мне все равно, будет на концерте 80 человек или полторы тысячи.
В чем секрет?
Я люблю выступать. Даже намного больше, чем сочинять. Момент на сцене, когда ты понимаешь, что все кайфуют, всем классно. Каждую неделю есть хотя бы один концерт, когда я получаю огромное удовольствие, когда можно убирать микрофон, когда можно просто танцевать и не читать, когда ты чувствуешь чью-то руку в своем кроссовке — и эта рука собирается его снять.
Песни группы Marselle звучат на твоих концертах?
Конечно, хотя все меньше и меньше. Они уже довольно бородатые. Но я их исполняю для тех фанатов, которые помнят Marselle.
У участников лейбла есть свои правила, своя корпоративная культура?
Безусловно, у нас есть свод из пяти правил, как бы цели и задачи лейбла. Мы пропагандируем здоровый образ жизни, это одно из самых главных. Я себя не бью никогда кулаком в грудь и не говорю: "Дайте мне турник, я буду подтягиваться". Я ясно выразился на одной из песен, что я ЗОЖ, но периодически нарушаю режим. Я обычный человек и вредные привычки у меня тоже есть. При этом я безумно люблю спорт, люблю баскетбол и футбол, занимаюсь, интересуюсь и поддерживаю. Это одно из правил. А остальные 4 я не вспомню (смеется). Но это абсолютно нормальные и человечные цели и задачи.
Тем более, в контексте того, что мы работаем с молодежью. Все мы наигрались… Ладно, не все — я наигрался. Я наигрался в этот непонятный образ русского рэпера. Реально непонятный. Который беден, неопрятно одет, поет о том, что государство плохое, но это не мешает ему выступить где-нибудь на Дне молодежи, где пилятся деньги этого же государства. Быть идейным рэпером, но в ответ на предложение выступить на Versus просить за это гонорар. А в чем тогда тру? Это такая игра, получается? Ну а мне как-то не до игрушек. Я занимаюсь тем, что мне в кайф, зарабатываю на этом деньги, у меня растет великолепный сын, которого я могу обеспечить всем, что ему сейчас нужно.
Тусовка у рэперов одна, и все так или иначе общаются. Так вот, все хотят зарабатывать деньги. Но некоторые почему-то стесняются в этом признаться.
Я совершенно честен и перед собой, и перед вами. Да, зарабатываю, да, много работаю для этого, да, работаю с лейблом Black Star, да, Тиман очень крутой артист — получше многих в нашей нише. Да, я написал неформатный трек, который нагнул формат. И да, я все это делаю не ради бабок, а ради самоутверждения и ради слегка безумной мечты однажды заявить о себе на Западе. Ради желания однажды собрать в родном Якутске 13 000 зрителей, как собирает у себя в Минске Макс Корж. Это плохая цель? Это о******* цель!
Во сколько обошелся тебе автомобиль?
Смотря какой. “Шевроле” 1 600 000 стоит. Мы сейчас просто собираемся открывать гараж для маслкаров. Я вклинился в общество фанатов маслкаров, настоящих железных железяк, которые дребезжат, у которых нет гидроусилителя, и ты едешь, как на корыте, а под капотом у тебя 400, а то и 500 лошадей. И ты кайфуешь от ощущения, что под тобой такое животное. И вот это общество настроено сделать по-настоящему крутой клуб в Москве для фанатов — с куртками кожаными, со всей атрибутикой. Чтобы туда приходили люди, которые хотели бы купить эту раздолбанную колымагу, которая приедет прямо из Америки, и снаружи она будет нульцевая и красивая, а когда ты залезешь в капот, или проедешь километров 15, у нее закапает масло. И, собственно, чтобы они знали, куда им обратиться.
Приехал “шелби”, 66-го года, красного цвета, это “мустанг”. Конфетка прямо. Его хозяин прилетел за ним в Новороссийск, куда машину доставили в контейнере. Он звонил оттуда и говорил: “Я рок-звезда, все обращают внимание, фотографируют”. А теперь другая сторона, он вроде “мустанг”, а едет как “форд фиеста”, то есть даешь ему газа — и ничего. Приходится лезть под капот, смотреть, клапаны не клапаны…
О том, что L'One приобрел себе "желтый Шэви", мы узнали из клипа "48 строк".
Изменился у тебя круг общения за последний год?
Я всегда стараюсь поддерживать старые контакты, если так можно выразиться. Когда приезжаю в Якутск, мы обязательно встречаемся с друзьями детства за столом. Кто-то из знакомых отвалился. Происходит и такое, что люди начинают обижаться: “Ты не уделяешь мне внимания”, а это физически невозможно при таком рабочем режиме. Стараюсь поддерживать в меру сил — ходим смотреть футбол, играем в баскетбол и Xbox, смотрим кино.
Ну и тогда надо спросить — с Nel'ом ты поддерживаешь связь?
Мы не общались очень долго. Реально долго. А потом у меня родился сын, и я его позвал на "обмывание пяток" — кажется, так это называется. И у меня даже есть благодарность своему сыну — за то, что он родился и мы опять начали общаться. Сейчас не скажу, что мы прямо общаемся, но до этого была вообще тишина полнейшая. Это тоже хорошо: после такого времени, проведенного вместе, нужно было остыть, отдохнуть. Сегодня у него день рождения (в диктофон). Пользуясь случаем, поздравляю тебя еще раз! Желаю ему крутого успеха, потому что людей, талантливее, чем он, можно по пальцам пересчитать. Он человек, офигенно чувствующий ритм и делающий очень крутую музыку. Хочется, чтобы это реализовалось в нечто большее.
Продолжение интервью читайте здесь.