Shake Ya Ass или Почему никто не любит Bounce
Почему же все-таки никто не любит баунс? Я имею в виду, конечно же, нашу родную страну - Россию. С Америкой все понятно - платина во рту, в ушах и на шее, Бентли в гараже, миллионы на банковских счетах, миллионы дисков на прилавка
SHAKE YA ASS или ПОЧЕМУ НИКТО НЕ ЛЮБИТ BOUNCE
Как сейчас помню - было лето… Или осень. Ну или на крайняк весна, но уж точно не зима. Год был то ли 2000-й, то ли 2001-й, да это и не важно по большому счету. Скажем так, в начале XXI века, я, Крэк и Дип курнули на улице какой-то гадости и пошли к Дипу домой приколоться по чаю со сладостями и посмотреть "Американскую 20-ку" по MTV. В ту пору это была, пожалуй, единственная телепередача, державшая нас в курсе событий буржуйского хип-хоп мира, ибо она почти всегда наполовину состояла из самых горячих рэп-клипов.
Мы поставили чайник, расселись по своим любимым местам и, как обычно это бывает после сеансов фито-терапии, принялись галдеть и прикалываться. И продолжалось все это безобразие до тех пор, пока на экране неожиданно не появились три аппетитные шоколадные женские задницы, крутившиеся вокруг Mystikal’а и какого-то то ли опойного, то ли обдолбанного чувака в кепочке дальнобойщика с Дикого Запада. Как оказалось впоследствии, этим опойным дальнобойщиком был никто иной, как один из самых популярных сегодня хип-хоп продюсеров, лидер битмейкерской команды NEPTUNES, Pharell Williams. В паре с Mystikal’ом они с голубого экрана представили нам гимн всех хип-хоп танцполов "Shake Ya Ass" или "Shake It Fast" (именно так песня называлась в политкорректном цензурном варианте). Для нас, укуренных поклонников рэпа, трек казался поистине революционным - гулкие бочки, разреженные снэрики, минималистические клавиши - фирменный нептуновский саунд в сочетании с неповторимым стилем Mystikal’а и мурлыканьем Pharell’а просто-напросто ввели нас в ступор. Что это - рэп будущего или жалкое подобие левой руки?.. Мы сидели и охуевали, разинув рты и уставившись в экран телека. Так состоялось мое знакомство с баунсом (от англ. bounce - прыгать, скакать), переросшее в скором времени в серьезное увлечение. Что же это за зверь такой - bounce? Попробуем разобраться вместе.
Для начала, дорогие мои детишечки, разберемся с терминологией. Что можно называть баунсом, а что нет? Какими характерными признаками обладает этот стиль?
Так вот, дорогие мои детишечки, сразу поставлю вас в тупик - нет такого стиля. Нет и все. По крайней мере ни в одном хип-хоп справочнике я не нашел его определения (скажу по секрету - я и не искал, ибо нет таких справочников; единственный справочник, которым я пользуюсь - моя голова, в которой полно всякой информации, касающейся рэпа). Bounce - это просто-напросто "русское" название клубного, танцевального рэпа. Зачастую баунсом у нас в России называют Dirty South rap. А почему? Да потому что наиболее яркие представители этого направления любят кричать в своих песнях "Shake ya ass! Shake ya booty! Bounce wit me!" Вот и решил кто-то из наших ушлых рэпников для простоты повесить на все это многообразие один-единственный ярлык - BOUNCE. Так всегда у нас в России: проколол ухо - неформал, постригся коротко, надел спортивный костюм - гопник, ну а если достаток твоих родителей выше среднего - значит мажор. Любят у нас в России ярлыки навешивать и ничего с этим не поделать, увы…
Ну, да ладно, что-то я заболтался с вами, дорогие мои детишечки. Вернемся к баунсу, точнее к тому, что называют баунсом наши рэпперы. Поболтаем о южном рэпе, благо поводов для этого море - экспансия южан в американском хип-хопе оказалась настолько мощной, что игнорировать такое явление, как южный рэп, долее не представляется возможным. В прошлое уходят 2Pac и Biggy, Wu-Tang и Cypress Hill, настает время новых героев - Nelly и Ludacris, David Banner и Bonecrusher, и конечно же, пресловутый Lil Jon со своими Eastside Boyz…
А начиналось все довольно невинно - в далеких 80-х, где-то в Майами, на берегу Атлантического океана. Как гласят летописи хип-хопа, в начале была Miami Bass Music - бит, бас, быстрый темп и выкрики МС - музыка для танцев на пляже, для полуголых девушек и пацанов. С подачи дядюшки Люка и его бригады 2 Live Crew, bass music приобретает вполне определенный сексистский характер, что в дальнейшем отражается на всем Грязном Юге. Кстати, термин DIRTY SOUTH ввели одни из патриархов южного рэпа - команды OutKast и Goodie Mob, которые вместе с продюсерской бригадой Organized Noise образуют клан Dungeon Family. Им также принадлежит введение аббревиатуры ATL для своего родного города - Атланты, этакого культурного центра южного рэпа. Кроме ATL, можно выделить еще несколько городов, подаривших миру звезд Dirty South. Это Новый Орлеан, Хьюстон, Джорджия, Луизиана, Сент-Луис и др. Совершим небольшой виртуальный тур по некоторым из перечисленных городов и познакомимся с артистами, благодаря которым эти города были нанесены на хип-хоп карту Америки.
АТЛАНТА (ATL). Как я уже говорил, Атланта - родина OutKast, группы, которая не нуждается в представлении. В содружестве с битмейкерами Organized Noise они с середины 90-х не перестают удивлять своих поклонников и мировое хип-хоп сообщество в целом новаторским подходом к музыке, рифме и рэпу вообще. Пожалуй, это наиболее яркие представители стиля, признанные не только фанатами, но и серьезными критиками. Достаточно подсчитать, сколько Грэмми и прочих ценных статуэток в их багаже, чтобы придти к выводу - да, это и есть законодатели жанра.
Но не только Big Boi и Andre 3000 "рулят" в Атланте. Очень высок рейтинг некоего Кристофера Бриджеса, также известного как Ludacris. Проработав пару лет ди-джеем на радио (под псевдонимом Mr Luva-Luva он вел ночное шоу о сексе), он накопил деньжат да и выпустил свой дебютный альбом "Incognegro" на небольшом независимом лейбле. Неожиданный успех этой пластинки привел к тому, что глава южного отделения рэп-гиганта Def Jam по имени Scarface предложил Лудику весьма выгодный контракт. Scarface, кстати, тоже является одним из патриархов южного рэпа - кто не помнит знаменитую гэнгста-команду начала 90-х GETO BOYZ, тот не рэппер - хотя бы потому, что в GETO BOYZ состоял единственный в мире рифмующий карлик. Но это уже другая история - история гангста-рэпа, а мы с вами сейчас говорим о баунсе. Итак, дебютный альбом Лудакриса был переиздан под названием "Back For The First Time", для которого сам Timbaland написал музыку к полудюжине треков. Постарались и Organized Noise, приложив руку к трем песням. Результат может предсказать даже ребенок - платиновый статус, концертный тур по США, множество приглашений в совместные треки почти со всеми рэп-звездами, запись второго сольника и выпуск дебютного альбома "Golden Grain" своей "подшефной команды" - Disturbing Tha Peace (DTP). Второй альбом, "Word Of Mouth", оказался не менее успешным, чем первый. Бешеной популярностью пользовался хит "Area Codes", записанный совместно с Nate Dogg’ом и вошедший в саундтрек к фильму "Час пик 2". В скором времени появляется третий альбом Луды - "Chicken & Beer", и вновь попадание в "десятку"!!! Теперь уже Лудакрис может позволить себе и разработку собственной линии одежды, и съемки в фильмах… А начинал-то как обычный ночной радиоведущий… Кто бы мог подумать!!!
Из тех жителей Атланты, кого еще стоило бы упомянуть в нашем эссе, отметим Youngbloodz (два чувака, воспевающие пьянство; одного из них зовут Sean Paul, но не стоит путать его со звездой дэнсхолла), David Banner (МC и битмейкер, прославляющий в своих песнях Миссисипи, продюсировавший треки таким звездам, как Busta Rhymes, Redman, N.O.R.E., Snoop Dogg и др.), и конечно же King Of The Crunk (король обдолбышей) Lil Jon собственной персоной, окруженный свитой из Мальчиков с Истсайда (The Eastside Boyz). Этот чувак и его бригада заслужили уважение всех известных артистов, имеющих отношение к клубному рэпу. Россиянам Малыш Джон знаком по коллаборации с Usher’ом и Ludacris’ом в треке "Yeah", который, собственно говоря, Lil Jon и спродюсировал. Но если мы обратимся к летописям хип-хопа, то увидим, что в активе Малыша и его бригады 4 альбома, порно-фильм и коллекция солнцезащитных очков. "Мы одни из тех, под чью музыку вам хочется танцевать», - говорит Lil Jon. - "We're the motherfuckers that got yo ass crunk". Вот и все, коротко и ясно.
НОВЫЙ ОРЛЕАН. Именно из Нового Орлеана началась южная экспансия в большой хип-хоп, начавшаяся в конце 90-х прошлого века. Именно отсюда родом две самые влиятельные южные тусы: Cash Money Millionaires и No Limit Records. Оба клана имеют много общего: образовались примерно в одно и то же время, взаимоотношения внутри клана строятся на основе родственных связей, и те, и другие пропагандируют гангстерский антураж и bling-bling (любовь к золоту, платине, бриликам и прочим дорогим погремушкам). И естественно, что с самого момента зарождения эти две бригады жестко конкурировали друг с другом.
Костяк No Limit Records составляла семья Миллеров, состоящая из трех братьев, в хип-хоп мире известных под именами Master P, C-Murder и Silkk The Shocker. Старший, Перси (он же Master P), совмещал увлечение рэпом с игрой в баскетбол (несколько сезонов он весьма успешно выступал в НБА за команду "Charlotte Hornets"). Пи всегда мечтал открыть свой лейбл, но денег, заработанных на баскетбольной площадке, едва хватало, чтобы сводить концы с концами - кроме двух младших братьев, ему приходилось заботиться обо всех многочисленных отпрысках старика Миллера, дедушки Перси. Когда же последний в преклонном возрасте отправился на тот свет, полученные в наследство 10 штук бэ Перси вложил в собственное дело, а именно в создание рекорд-лейбла. И понеслась пизда по кочкам! Релизы штамповались по несколько штук в месяц. Кроме сольных работ от Master P, C-Murder и Silkk The Shocker были выпущены альбомы группы TRU (в состав которой вошли все три брата), 504 Boyz и множество компиляций. Среди бойцов лейбла значились такие исполнители, как Fiend (впоследствии ушедший в Ruff Ryders) и Soulja Slimm (через несколько месяцев после освобождения из тюрьмы в 2002 году он был застрелен неизвестными на пороге своего дома). Герой "Бури в пустыне" Mystikal, упомянутый мной в начале статьи, так же выпустил один из своих альбомов на No Limit Records. Даже Snoop Doggy Dogg, отбросивший от своего имени Doggy, расторгнув контракт с криминальной Death Row, подписал с Master’ом Р соглашение на выпуск трех альбомов. К моменту выхода последнего из них, получившего название "Tha Last Meal", дела у No Limit шли из рук вон плохо - артисты бежали с лейбла, как крысы с тонущего корабля. Кроме того, средний братец Миллер, он же C-Murder, был заключен под стражу по обвинению в предумышленном убийстве и шансы быть оправданным e y него практически равны нулю. Тем не менее, пройдя через все эти трудности, Master P не сломался и снова готов к великим делам. Обновленный лейбл был назван The New No Limit, и теперь надежды Перси связаны с его сыном Lil Romeo, который, не достигнув еще совершеннолетия, имеет в своем активе пару альбомов и несколько ролей в кино. Кроме того, сам Мастер недавно выпустил свой юбилейный, десятый по счету, сольный альбом. Сейчас все у него, в принципе, в порядке, так что печалиться не стоит, дорогие мои детишечки…
Во главе лейбла Cash Money Records стоят 2 брата - Bryan “Baby” Williams и Ronald “Slim” Williams. Последний ведет финансовые дела фирмы, не вмешиваясь в творческий процесс. Что же касается творчества, то тут все очень и очень запутанно. Классический состав тусовки Cash Money Millionaires включал Baby, битмейкера и МС Mannie Fresh’а (в паре с Baby они образуют команду Big Tymers), а так же Juvenile’а, Lil Wayne’а, BG и Turk’а, которые были объединены в группу Hot Boyz. Самым успешным релизом Cash Money стал, пожалуй, альбом Juvenile’а 1998 г. "400 Degrees", в который вошли суперхиты "Ha!" и "Back Dat Azz Up" (в цензурном варианте - "Back Dat Thang Up"). Весь продакшн лейбла покоится на могучих плечах Mannie Fresh’а, которого называют "королем стрип-клубов". Такая слава за ним укрепилась потому, что под музыку, написанную Мэнни, на Грязном Юге очень любят зажигать стриптизерши. По словам самого Мэнни, чтобы написать хит, ему требуется не более 15 минут. Это объясняет чудовищную плодотворность американских Братьев Наличных. После успеха альбомов Juvenile’а, Lil Wayne’а и Big Tymers на Cash Money произошла та же беда, что и на No Limit - почуяв запах денег, ведущие артисты лейбла начали мылить лыжи. Первым со скандалом свалил Juvenile, обвинив Малыша Вильямса в том, что он отжимал у Джуви бабосы. Вскоре после его ухода свалили BG и Turk. Честь лейбла пришлось отстаивать Lil Wayne’у, который в пику Джуви назвал свой очередной альбом "500 Degrees". Чтобы поддержать тонущую лодку на плаву, Baby выпустил весьма успешный сольный альбом "Birdman" и подписал контракты с несколькими восходящими звездами Грязного Юга. А Juvenile, потратив заработанные бабки на выплату алиментов и освобождение под залог и не выпустив ни одного альбома с момента ухода с лейбла, со слезами на глазах приполз назад к Baby, как блудный сын, вернувшийся в родные пенаты. Выпущенный в начале 2004 г. альбом "Juve The Great" до сих пор держится в Bollboard’s Top 100, а Джуви снова валит "налево" - в очередной раз расплевавшись с руководством Cash Money, он пытается замутить собственный лейбл. Вот и верь после этого людям…
ХЬЮСТОН (H-Town). Самой яркой звездой Хьюстона сегодня является Lil’ Flip - чувак, признанный "Бесспорным Королем Фристайла на Грязном Юге". Отмеченный в 2000 г. журналом THE SOURCE как "перспективный новичок без контракта", Flip буквально за пару лет поднялся от статуса локального феномена до уровня мультиплатинового артиста и главы собственного лейбла. Свой дебютный альбом он спродюсировал сам и сам же осуществил маркетинговые исследования и дистрибьюцию. Результаты превзошли все ожидания - изданный независимо альбом разошелся тиражом 150 000 копий, а компания Columbia Records предложила Флипу контракт, основываясь только лишь на том кредите респекта, что он заработал на улице. На самом деле секрет его успеха чрезвычайно прост. В то время как средняя цена компакт-диска в США 11 баксов, он толкал свое дерьмо всего по 5 грин! А тупорылые белые америкосы из среднего класса (которые, кстати, являются основными потребителями продукции рэп-индустрии), не видя принципиальной разницы между тем или иным южным рэппером, покупали альбом того, чьи диски были дешевле! Вот что значит грамотный маркетинг плюс немного везения.
А Флипу действительно повезло - в свое время он познакомился с легендой Юга, человеком, давшим "путевку в жизнь" более чем десятку рэпперов, включая и Флипа, изобретателем нового направления в хип-хопе - DJ Screw. Screw не был ни МС, ни продюсером, он просто крутил пластинки, переключая скорость проигрывателя с 45 об/мин на 33, сводил, записывал это на кассеты и продавал прямо с порога своего дома. И это стало сенсацией! Новый стиль, названный в честь своего изобретателя screwed music (от англ. screw - шуруп) захватил сначала Хьюстон, а потом и весь Юг! Тысячи фанатов приезжали за три пизды в Хьюстон, чтобы купить микстейпы DJ Screw. Тиражи никто не считал, но факт остается фактом - случались дни, когда с самого утра у порога дома DJ Screw выстраивались длинные очереди желающих приобрести его кассеты, и расходились они далеко заполночь… В чем же фокус? Почему простое переключение скорости проигрывателя произвело такую сенсацию?
Чтобы понять феномен DJ Screw, нужно быть, во-первых, американцем, во-вторых, темнокожим американцем, а в-третьих, уроженцем Юга. Любимое занятие чернокожих южан - не спеша гарцевать по кварталу на своей тачке с 20-дюймовыми колесами, врубив стереосистему на всю катушку, лопать жареные куриные крылышки в ближайшей забегаловке и курить травку. Но больше всего южане любят пить сироп от кашля. И не потому, что часто болеют, а потому, что в состав такого сиропа входит наркотический препарат кодеин. Смешивая этот сироп с газировкой, чернокожие братья попивают полученный коктейль из огромных стаканов до наступления особого состояния, называемого lean (от англ. облокачиваться, прислоняться, или в нашем случае - тащиться и переться). В этом-то особом состоянии и кроется секрет screwed music!!! Чтобы вникнуть в тему, ты должен как минимум накуриться до состояния деревянного бойца из игры TEKKEN-3 по имени Моку Джин. Ну, а россиянам я могу порекомендовать таблетки от кашля КОДЕЛАК - в их состав так же входит кодеин. Я и сам регулярно их употребляю - если кашель длится дольше недели, я иду в аптеку и покупаю себе КОДЕЛАК. Может быть, поэтому я и люблю южный рэп???
СЕНТ-ЛУИС (STL, The Lou). В завершение нашего путешествия по королевству баунса переместимся в столицу блюза, город Сент-Луис. Появление Сент-Луиса на карте баунс-музыки связано с именем Nelly. В 2000 г. вся Америка трясла сиськами и полужопиями под его зажигательный трек "Country Grammar" ("Колхозная грамматика"). Небывалый успех сингла повлек за собой выпуск одноименного альбома, разошедшегося огромным тиражом. Бывший подающий надежды бейсболист Nelly стал мультиплатиновым рэппером. Еще несколько треков с его дебютного альбома весьма успешно штурмовали хит-парады - это и "E.I.", и "Ride Wit Me", и "Batter Up", записанный совместно с бригадой Nelly - командой St. Lunatics. Следуя по накатанной дорожке, вскоре после успешного дебюта Nelly компания Universal выпускает альбом St. Lunatics. Более того, сольной пластинкой (стоит признать, весьма слабой) разродился главный после Nelly лунатик Ali. Тем временем Nelly выпускает второй сольный альбом, "Nellyville", первый сингл с которого, "Hot In Herre", был спродюсирован самими Нептунами, которых я уже упоминал в начале статьи. Но в России поклонникам поп-музыки больше полюбилась "Dilemma", которую Nelly пытался решить на пару с участницей группы "Destiny’s Child" Kelly Rowland. После триумфального шествия по всем возможным хит-парадам Nelly немного расслабился и позволил самому младшему лунатику Murphy Lee немного поиграть в крутых рэпперов - в начале 2004 был выпущен его сольный альбом. Затем свет увидел альбом ремиксов лучших вещей Nelly "Derrty Versions". В его поддержку был снят один из самых откровенных и пошлых клипов в истории хип-хопа. Над сюжетом видео "Лунатики" особо не парились: сняли виллу, закупили дорогущего бухла, зацепили пару десятков шлюх и на весь уик-енд забурились с ними на дачу. Что из этого вышло, вы можете узнать, посмотрев клип "E.I. - Tipdrill Remix". И, конечно стоит обратить внимание на недавно вышедщие два альбома (небывалый случай) Nelly: "Sweat" и "Suit".
Стоит отметить, что после восхождения на рэп-Олимп звезды Nelly, Сент-Луис не перестает радовать нас новыми звездочками. Одна из них - 23-летний Chingy, самый молодой участник лудакрисовской бригады DTP. Как вы помните, сам Луда и его тусовка базируются в Атланте, но щупальца свои они протянули в самые разные стороны. Как только среди баунсеров появился кто-то действительно талантливый, DTP рекрутировали его в свои ряды. А начинал Chingy в команде Three Strikes, которая частенько выступала на разогреве у Nelly. Дебютный сольный сингл Chingy "Right Thurr" взрывал танцполы прошлым летом, а альбом "Jackpot" дебютировал в хит-параде Billboard на 2-м месте. В ноябре 2004 г. должен выйти второй альбом Chingy, озаглавленный "Powerballin".
Как видим, дела у рэпперов на Юге идут весьма неплохо… Из локального явления баунс превратился в доминирующий стиль в современном хип-хопе. Этот стиль можно любить, можно ненавидеть, но игнорировать нельзя. SHAKE YA ASS, WATCH YOURSELF!!!
В заключение хотелось бы обратиться к сентенции, выведенной в заголовок этой статьи. Почему же все-таки никто не любит баунс? Я имею в виду, конечно же, нашу родную страну - Россию. С Америкой все понятно - платина во рту, в ушах и на шее, Бентли в гараже, миллионы на банковских счетах, миллионы дисков на прилавках - слушатель голосует рублем, точнее, долларом. Но вот у нас в стране слово "баунс" - для большинства поклонников рэпа синоним слова "говно" или как минимум "попса" (которое из них является более обидным, сказать затрудняюсь). Почему? ПОЧЕМУ, я вас спрашиваю? И сам же попробую ответить. Нет в России клубной хип-хоп культуры, нет и все. Кроме Москвы и Питера еще пара-тройка городов радуют своих жителей неким подобием r’n’b-вечеринок. У нас если клуб - то "умц-умц-умц" для тех, у кого хватает денег на колеса; либо попса, дешевый стриптиз и халявный алкоголь первым пятидесяти посетителям для тех, у кого денег на таблетки нет. А любитель культурно отдохнуть под рэп остается вне игры… Да и есть ли он, любитель культурно отдохнуть? Зачем платить 100 руб. за вход, если можно их пропить? Зачем платить 100 руб. за диск, если можно их пропить? Зачем вообще вся эта культура, если деньги лучше пропивать и прокуривать, а не вкладывать их в развитие культуры? А потом рифмовать про то, как твой сосед по подъезду скололся, а чувака из соседнего дома запинали ногами скины. Безысходность и серость, тоска и мука - вот то, что любим мы, россияне. Нас не радует, если кому-то хорошо, если кто-то катается на пиздатой тачке в окружении своих друзей и телок, пьет дорогое шампанское и ходит в клубы. Мы радуемся, только когда кому-то плохо. А тем, кому хорошо, мы завидуем. Завидуем черной завистью, в лицо улыбаясь, а за спиной поливая помоями. Примером тому может служить величайшая помойка всех времен и народов - интернет. Сколько дерьма в мегабайтном эквиваленте вылито в различного рода хип-хоп форумах на головы тех, кто пытается делать баунс в России - не сосчитать. "Настоящий рэппер должен делать только хардкор, настоящему рэпперу на гастролях не западло ночевать в общаге, в которой люди из окон выпрыгивают, да и вообще, настоящему рэпперу не нужны выступления - он же настоящий". И деньги ему не нужны. Мама даст. Или папа.
Нам не нужен баунс. Не нужен, потому что мы не умеем расслабляться и развлекаться. Мы живем в напряжении, едим в напряжении, спим и трахаемся в напряжении. Мы не умеем танцевать, так как у нас нет чувства ритма. Мы не умеем радоваться, мы умеем только грузиться. Даже когда мы накуриваемся, мы остаемся злыми, напряженными и загруженными. Мы не ходим в клубы, потому что у нас нет на них денег. Мы одеваемся на вещевом рынке, потому что до сих пор мы хотим быть как все и боимся того, что на нас покажут пальцем, если кепка будет сдвинута набок, а в ушах не дай бог блеснут сережки. Мы - серая масса. Нам не нужен баунс.
Спокойной ночи, дорогие мои детишечки, а я, пожалуй, поеду в клуб - меня ждёт r’n’b-вечеринка.
OOOWIIIEEEEE!!!