На футболе с Евгением Жуковым
Хочется, чтобы на тебя посмотрели и сказали: Слушай внимательно. С этого альбома этот и этот трек будут охуительными. Поэтому будет снят такой клип, где ты будешь таким, он таким, вы будете делать то-то и...
На футболе с Евгением Жуковым
Идея была сформулирована предельно просто – отправиться на стадион и за просмотром футбола ненавязчиво пообщаться на темы как спортивные, так и музыкальные, и вообще любые лишь бы не скучные. Погода внесла свои коррективы – надвинувшееся похолодание сделало поход на стадион удовольствием лишь для самых преданных поклонников футбола. Поэтому решаем смотреть матч по телевизору. Как выясняется позже, не зря. Отправься мы хоть на ЦСКА, а хоть на "Локо", итог был бы один: обе московские команды проиграли свои матчи в Кубке УЕФА, а на холоде стадиона такие вещи воспринимаются гораздо острее.
Забираемся на двенадцатый этаж дома, что выходит окнами на Садовое и Малую Дмитровку. Это та самая квартира 73, где делался альбом Big Black Bootiq. Собственно и новый альбом по большей части тоже создавался здесь. Из окон видны шесть из семи московских высоток. А также открывается потрясающий вид на традиционную вечернюю пробку на Садовом кольце. В темноте горят мириады фар и стоп-сигналов. Никогда не думал, что пробка может выглядеть так красиво! "Красиво", соглашается Джи Вилкс, в миру – Евгений Жуков. "Но безнадега полная".
Джи Вилкс болеет за ФК Москва, поскольку живет неподалеку от их стадиона на Автозаводской. Когда-то эта команда называлась "Торпедо". Потом "торпед" в чемпионате России стало две.
Джи объясняет: "Как и многие другие поклонники автозаводцев, я года три определялся за кого болеть, за "Торпедо" или за "Торпедо-ЗИЛ" [как раньше назывался ФК Москва]. Но знаешь, такая скучная команда это нынешнее "Торпедо". На кого там смотреть, на одного Семшова что-ли?"
Телевизор, сигареты. Дим, ди-джей группы, приносит чай. На поле уже выходит "Локомотив", которому противостоит "Эспаньол". Мы же шумно обсуждаем памятные матчи. У Жени таковым является игра Лиги Чемпионов, где бельгийский "Андерлехт" принимал итальянский "Интер". Играли в Бельгии, где Джи Вилкс был по работе, а работает он в крупном рекламном агентстве.
"Со мной еще трое иностранцев было, и я всех их на футбол потащил", вспоминает он. "Но когда мы наивно сунулись в кассу, нам сказали, что последние билеты распроданы еще неделю назад. И представляешь, подходит чувак, говорит: "у меня девушка не пришла, есть билет, сто двадцать евро". Я покупаю билет, а чуваки меня у входа ждут. Я говорю: "Ребят, вы что хотите со мной делайте, я иду, а вам вот бар напротив, и подождите меня там". Поднимаюсь на трибуну, а игра уже минут десять как началась, поднимаюсь и смотрю на это зеленое поле, эту чашу и понимаю, что я в телевизоре. Все то, что я когда-то видел по телику – здесь! И вдруг этот стадион, эта чаша издает такой согласный протяжный крик, и у меня мурашки начинают бежать! Интер тогда 4:0 выиграл. Это единственный раз, когда я был на Лиге Чемпионов".
Интересуюсь, а что ж на ЦСКА в прошлом году не ходил. "Нет, на ЦСКА ходил. Я имею в виду в Европе единственный раз. Хотел ехать в прошлом году на четвертьфинал на "Бавария"-"Челси". Я как раз был в Германии в это время, но в другом городе, в Кельне. А играли в Мюнхене, на Олимпишештадиум. Но мы в итоге до Мюнхена не доехали, а двое моих знакомых, они поехали. У одного из них был день рождения, и другой ему подарил билеты. И когда, вернувшись, они рассказывали о том матче, я так жалел, так завидовал! Лучший день рождения, представляешь, говорит этот чувак, лучший день рождения в моей жизни был там отмечен".
"Локомотив" и "Эспаньол" уже на поле демонстрируют безрадостное действо, глядя на которое никогда не подумаешь, что кто-то поход на футбол назовет лучшим праздником в своей жизни. Но вот же как бывает. Звонит Энди Би, Женя интересуется скоро ли он будет и просит купить две пачки "Парламент экстра лайт". Сигареты быстро кончаются – Тамудо и Фредсон рвут московскую оборону.
"Спад в Локо. Реальный спад", комментирует Джи Вилкс.
А.Н.: Не то что спад, провал какой-то. Причем не в физическом смысле, а на уровне психологии. На прошлой игре с Шинником Лоськова заменили, так он капитанскую повязку на поле выбросил.
Джи: Да? Вот и сейчас его на поле нет.
А.Н.: Нет. Асатиани на его месте играет.
Джи: Асатиани вперед пошел?
А.Н.: Он же за Грузию всегда полузащитника играет. Помнится, даже гол России забил в отборе на Евро-2004.
Так бы и за Локо сегодня, но нет. Комментатор сетует на недопонимание на заключительной стадии атаки, а футболисты Локомотива транжирят те немногие моменты, что им удается создать у ворот испанцев. Судья свистит, перерыв. Счет не открыт. Предположив, что и второй тайм завершится так же, заполняем перерыв болтовней о том, о сем.
Коньяк будешь? – спрашивает Джи.
Не откажусь.
Вот это работа! – реагирует он.
Коньяк грузинский со вкусом и ароматом неописуемым.
А.Н.: Женя, а у тебя грузинские корни?
Джи: Да. Два-три раза в год стабильно бываю там.
А.Н.: Сложно там?
Джи: Ну конечно хорошего мало. Вот город Кутаиси – в советское время это был второй город Грузии. Там был автозавод, выпускавший грузовики "Колхида". Так вот, сейчас в Кутаиси словно попала атомная бомба. Словосочетание "горячая вода" практически вышло из обихода. Холодная, к слову, идет один час в день. Брошенные дома зияют разбитыми стеклами. Хотя есть и такие, кто пристроился, те нормально живут. В деревнях, в горах – еще ничего, у них все свое. Ну и в Тбилиси на общем фоне чуть лучше.
Дим ставит треки с нового альбома. Рассказывает, что тут творческий процесс и происходит, что вот здесь все и рождается. "Многое возникает спонтанно. Без рисовки могу сказать, что текст "НиФигаСебе" минут за пятнадцать появился". В колонках звучит один из экспромтов, который грозит перерости в полноценный трек. Новая музыка (почти каламбур, так назывался один из альбомов Big Black Boots) показалась более мелодичной, и тянущейся куда-то к джи-фанку Nate Dogg'a и Warren G. "НиФигаСебе" так и просто Snoop Dogg по-русски. "Ты знаешь, нам всегда этого хотелось", говорит Дим. "Что из этого желания получилось? Получился хороший честный альбом". Ставит нечто в духе Lil Jon'a, но удивительно гармонирующее с Big Black Boots. Джи Вилкс сидит в сторонке и постукивает в бонги.
Женя, а ты радио Next слушаешь? – интересуюсь. Ну как же, два его новых трека активно ротировались на этой станции. После не свойственной ему паузы, словно обдумав ответ, говорит:
Джи: В машине. У меня машины нет, но когда такси ловлю, прошу "а включите такое радио".
А.Н.: Слушай, а с профессиональной точки зрения, то есть того, что касается рекламы, они... Я просто не понимаю некоторых вещей, мне кажется, что их эфирная политика и репертуар вызывают сплошные вопросы, но зато доводилось слышать, что с точки зрения рекламы они одни из самых-самых и у них все успешно.
Джи: Имеешь в виду, что они большой рекламный бюджет набирают? Нет. Не набирают.
А.Н.: Просто если бы это было так, я бы нашел для себя ответ, почему в их плейлисте почти нет приличных русских песен. И на один трек "НиФигаСебе" приходится два десятка ужасных песен про Алину Кабаеву и про рубль на пиво. Если бы Next на этом хорошо зарабатывал, я бы это понял. А так...
Джи: Похоже, не все хорошее доходит до них самих. Но при этом мне кажется, что они и хотят более попсовыми и более легкими для восприятия треками, набрать аудиторию, чтобы уже рекламу продавать. И что поделать, такие вкусы у нас в стране у людей. У слушателя хуевый вкус, да. Но это так. А вообще появление радио Next это гигантский шаг для всего отечественного хип-хопа. Это как изобретение колеса человеком. То, что сразу подняло его на качественно новый уровень.
Не соглашаюсь с аналогией и высказываю недовольство некомпетентностью ведущих, которые перевирают названия и имена.
Джи: Да, такие вещи конечно колют тех, кто разбирается...
Домысливаю, что широкую аудиторию эти ляпы волнуют куда меньше и внутренне соглашаюсь, а внимание Джи тем временем снова переключается на футбол: "Кстати, хорошая придумка, вот эти надписи "Stones" у ворот исполненные под наклоном – гораздо лучше воспринимаются зрителем".
А на экране уже Лебеденко выпрашивает пенальти. Судья-скандинав скуп. "Нордическая месть за траулер "Электрон", нечего рыбу ловить где неположено", комментирует Дим и принимается обсуждать с Джи есть ли смысл забрендировать скамейку запасных. Приходят к мнению, что дорого и неэффективно. Вот если бы Газзаеву или Семину на спину рекламу повесить!
Удивляюсь – Вы, получается коллеги по бизнесу? Дим отвечает утвердительно. "Но в разных компаниях работаем". Неужели еще и конкуренты? "Не совсем. У наших компаний немного разный профиль. И все же, скорее да, чем нет". Их разговор порой переключается на професиональные темы и для непосвященного человека становится чем-то малопонятным. И кажется, Джи чуть чаще "обычных" людей оснащает свою речь цитатами из рекламы. Например, рассуждая о лейбле Respect и группе Каста, говорит: "Как хлеб и Rama, созданы друг для друга". "Скажи", говорю, "наверное чаще других говоришь слоганами?" "Конечно. Я же их и придумываю".
Глядя на пластающихся в чужой штрафной игроков Локомотива, Джи Вилкс начинает пространную речь о скрытых прелестях футбола. "Знаешь, за что я люблю футбол? В нем есть место субъективности судьи. Но, я утверждаю, чтобы эту субъективность преодолеть, командам надо проявлять себя в игре. Если бы Локомотив наиграл на пенальти, судья бы свистнул в спорном моменте. Локомотив не заработал пенальти пока. Поэтому судья не дал. А если бы давили, создали опасные моменты – свистнул бы".
Дим футболом увлечен гораздо меньше: Женя, подкалывая, время от времени спрашивает у него, за какие команды играют Кличко и Шумахер. Футболом он стал интересоваться после того, как купил Playstation. Быстро втянулся. И поскольку, играя, выбирал обычно "Ливерпуль" или ЦСКА, то и в жизни стал симпатизировать этим командам. "За кого же болел в Суперкубке?", спрашиваю. "В каком Суперкубке?", искренне удивляется Дим. "Ну как же, в конце августа, "Ливерпуль" играл с ЦСКА..." "Ааа, это когда Сиссе нам рукой забил" – и разговор съезжает на обсуждение человеческих качеств Джибрила Сиссе и причин, по которым тренер "Ливерпуля" Бенитес выпускает его на замены, в то время как у Дима он отлично играет в стартовом составе.
А Женю кроме футбола радуют шахматы. Обычно играет на сайте shockwave.com. А недавно сражался с T-Bass'ом из EK-Playaz, когда тот последний раз был в Москве. "Он меня беспощадно разнес 3-0, камня на камне не оставил. Все-таки кмс по шахматам", признается Женя. С екатеринбургской командой EK-Playaz у "бутцев" давняя дружба. Вместе они записали замечательную песню "Как много было маз", и еще один трек на новом альбоме EK-Playaz. Сейчас, кажется, зреет еще один совместный трек: по крайней мере Джи и Дим активно это обсуждают.
Третий участник группы, Энди Би, приезжает позже всех, когда Локомотив успел не только пропустить, но и убедить всех в своей неспособности отыграться. В беседе Энди почти не участвовал. Зато отчаянно комиковал – в духе Тима Рота из старого фильма "Четыре комнаты". Много мимики, много шуточек. Запомнилась единственная серьезная реплика, реакция на грубую игру одного из футболистов: "Как он ему кроссовком заехал!". Говорю: "Энди, это не кросовки, это бутсы". Тот снова включает комика: "А, ну да, бутсы. Есть же еще группа такая – Big Black Boots".
Спрашиваю у них: "А как ваши колеги по официальным работам воспринимают ваше занятие хип-хопом?"
"Тем, кто не врубается, мы даже не рассказываем", говорит Джи Вилкс. "Даем послушать. Если отдают со словами "Не понравилось", сразу все ясно. Потому что нельзя мыслить категориями "понравилось/не понравилось". Меня, например, если пригласят на панк-концерт, где в программе будет заявлено "блюем в пакеты и швыряем их в зрительный зал", я конечно же пойду. Что мне не понравится это факт, но ведь интересно!"
Джи Вилкс, между прочим, начинал барабанщиком в рок-группе. Играли какой-то мрачный металл. Те времена он вспоминает с улыбкой. Говорит, что однажды с тогдашними приятелями зачем-то полез в морг. И там охранник швырнул в них позвоночным столбом. Суровые охранники в моргах!
А.Н.: Женя, твои знания в области маркетинга они как-то влияют на тебя как на рэппера?
Джи: Вообще никак. Как два разных видения. Казалось бы. Ведь применить бы надо. Но никак. Вот в маркетинге то, что я делаю рэп, помогает. Потому что часто приходится иметь дело с брендами, в общем-то, молодежными. И я знаю эту культуру не понаслышке, а изнутри. Так была сделана Coca-Cola, так был сделан Sprite, так был сделан Мегафон. А обратно не получается.
А.Н.: Что скажешь о рекламе "Овиплокос"?
Джи: Охуительно. Охуительно. Потому что из братской могилы, где все пиво "варится", где все говорят об одном и том же, сделали что-то новое. Не содержанием, а формой. Мне очень нравится. Знаешь, к слову о рэпе и маркетинге... Я вот не занимаюсь активным серьезным промоушном Big Black Boots, потому что мне хочется... просто читать рэп и все. Я готов отдать в очередной раз то что мы делаем кому-то, просто нахаляву, но только чтобы самому этим не заниматься. Я как собака, которой не дают нюхать краску и химикаты, чтоб чутье не испортить. Так что, ждем.
А.Н.: Каста и Лигалайз на MTV, Big Black Boots там нет. Не задевает?
Джи: Значит Big Black Boots хуже. Только так. А чем хуже? Только тем, что у Касты и Лиги нашлись люди, которые в них душу вложили. То есть, понимаешь: кто-то! за них! И все – работает! Вот нам бы сейчас такого человека найти, дождаться. Который поверит. Полюбит. Поймет. Фишку подцепит. Ее развернет. Материал есть для разворота. Бля буду, есть. Альбом будет хорошим, плотным очень. Я в этом уверен как никогда. Но... спешки никакой пока. Жизнь долгая, дай Бог. Ждем, спокойно ждем... Нет мы можем и сами снять клип под альбом. На уровне. И душит даже не жаба, душит нежелание самому видеть себя своими глазами. Хочется, чтобы на тебя посмотрели и сказали: "Слушай внимательно. С этого альбома этот и этот трек будут охуительными. Поэтому будет снят такой-то клип, где ты будешь таким-то, он таким-то, вы будете делать то-то и вести себя так-то". Вот я готов на это!
А.Н.: Хотел узнать как у профессионала: на твой взгляд хип-хоп в России правильно позиционируется?
Джи: А как он позиционируется?
А.Н.: Ну вот то как это происходит, оцени.
Джи: Да. Правильно. Хип-хоп только так надо позиционировать. Это хип-хоп. Надо быть ba-a-ad boy. Только на таком ты выедешь. Есть brutal bad boy. Это Каста. Или Крестная Семья. Яркие представители. Отличаются от всех остальных, а остальные их имитируют. И есть bad boy коммерческий. Это Тимати, ну который с украшениями (жестом показывает нечто висящее на шее), так скажем. Третьего пути пока не изобретено. Все остальные сосут. Остального нету. Для людей на улице остальных нет. Нас для них нет. Мы не то, не другое. Дабац тем более нет. Потому что они хорошие. Добрые. И мы хорошие, добрые.
А.Н.: А вы в связи с этим не хотите что-то изменить в себе?
Джи: (с готовностью) Хотим. Будем срочно становиться плохими!
Прощаемся. Говорю, когда я мог бы прислать ему текст интервью на вычитку. Обычная практика, многие артисты даже сами напоминают после интервью, чтобы им обязательно показали текст перед публикацией. Джи Вилкс говорит, что делать этого категорически не нужно.
"Понимаешь, у меня может возникнуть искушение изобразить себя лучше, чем я есть", объясняет он. "Там поправить, здесь добавить. А это было бы неправильно, понимаешь?"