Женщины в хип-хопе. Часть 2: Всем сестрам по серьгам
Когда рэп был еще младенцем, у его люльки уже появилась первая женщина. Нельзя сказать, что тогда она его вскормила грудью, но зато сейчас эта часть тела вносит немалую лепту в богатый рацион возмужавшего стиля
Продолжим тему женщин в хип-хопе. Ведь мы их любим – и женщин, и хип-хоп. Когда рэп был еще младенцем, у его люльки уже появилась первая женщина. Нельзя сказать, что тогда она его вскормила грудью, но зато сейчас эта часть тела вносит немалую лепту в богатый рацион возмужавшего стиля. Впрочем, мужчины, как это было издревле заведено еще у первобытных людей, и в хип-хопе выступали основными добытчиками мяса. В наши дни современные, эмансипированные, а чаще просто женщины без тормозов, придали новый смысл понятию мяса в хип-хопе. В общем, на том можно было бы и закончить, ведь каждому из вас память услужливо предлагает многочисленные примеры. Но все же стоит поподробнее окинуть ретроспективным взглядом достижения дам в эру хип-хопа. Теперь то все мы знаем, что она для них началась не в конце 80-х, начале 90-х, а с самого начала. Просто тогда их представительство было не столь впечатляющим как им теперь, возможно, хотелось бы. Мы окинем взглядом и то, что называется timeline достижений, и проследим, какие варианты для самореализации нащупали хип-хоп-дамы и рэп-дивы.
Сейчас уже никого не удивишь тем, что выходит очередной альбом женского рэпа. Правды ради стоит отметить, что по нынешним временам не стоит удивляться выпуску рэп-альбома вообще кем бы то ни было, даже мужем Бритни Спирс. Развитие звуковых технологий и способов шоу-бизнеса по выжиманию денег мы оставим пока в сторонке. Давайте просто пройдемся для начала по неоспоримым фактам: результатам продаж и номинациям Грэмми, начиная с 1989 года, когда рэпперов впервые стали номинировать наравне с остальными музыкантами. Также отметим и некоторые иные небезынтересные моменты.
1988: JJ Fad - представительницы лейбла Ruthless (под началом легендарного Eazy-E), выпускают альбом "Supersonic";
В этом же году вышел первый альбом MC Lyte. Эта девушка впервые начала рифмовать еще в возрасте 12 лет, на момент национального дебюта ей было 17. Она до сих пор выпускает свои релизы, правда, последний полноценный альбом датирован 2003 годом. Именно она, возможно, самая первая в рэпе подняла в своих текстах тему сексизма.
1989: JJ Fad номинированы как лучшая рэп-группа (результаты года подводятся через несколько месяцев после его окончания и тогда же, соответственно, происходит раздача слонов). Но вершина не покорилась;
Рожденная в Стокгольме и обитающая в Великобритании Neneh Cherry выпускает свой первый сольник "Raw Like Sushi". Вы удивитесь, но это был самый натуральный хип-хоп. До этого за её плечами была 8-летняя карьера в нескольких группах иных стилей.
1990: Дебют группы H.W.A (Hoes With Attitude). Впервые женский рэп-коллектив сделал ставку на более чем откровенный сексуальный типаж и тематику. Лавров на этой ниве они не снискали, так как публика не была готова воспринимать таких "артисток";
Вышел единственный альбом Tairrie B (протеже того же Eazy-E) – единственной белой блондинки в рэпе. Революционность этого релиза состояла сразу в тройном разрушении стереотипов. Рэп читала не просто женщина (тут она оказалась далеко не первой), это была белая женщина. И, наконец, это была блондинка;
Шведская дамочка Leila K выпустила рэп-альбом при поддержке коллектива Rob'n'Raz. Впоследствии, как это часто происходило с европейцами, экспериментировавшими с хип-хопом, она отошла от этого стиля, переключившись на более модную музыку.
1991: На свет появился первый альбом протеже Ice Cube'a Yo-Yo. Рассорившиеся участники коллектива N.W.A. сводили счеты и такими методами. Так сказать симметричный ответ деятельности Eazy-E на женском фронте. Yo-Yo не подвела своего наставника – альбом удался на славу, хотя и не был удостоен никаких официальных почестей;
Знаменитая германская панк-диссидентка Nina Hagen выпустила альбом "Street", в котором четко прослеживался хип-хоп уклон и стилизация под рэп;
Вышел альбом проекта BWP (Bitches With Problems) ставшего ответом на появление H.W.A.;
В номинациях Грэмми появилась позиция "лучший сольный рэп-исполнитель". В списке претендентов оказалось сразу две представительницы семьи Native Tongues – Queen Latifah и англичанка Monie Love. Весьма политкорректно, учитывая то, сколько рэпперов-мужчин претендовало на эти места. Правда, приз взял "широкоштанник" MC Hammer.
1992: Дебютировала группа TLC, которая, спустя годы, станет самой продаваемой женской хип-хоп группой за всю историю;
Обе упомянутые представительницы Native Tongues снова номинированы на Грэмми и снова уходят ни с чем. В этот раз виновен оказался LL Cool J, даром что Ladies Love.
1993: Сингл MC Lyte "Ruffneck" стал первым среди женщин "одиночек", которому удалось заработать золотой сертификат продаж. В дальнейшем еще два её сингла добивались такого же результата: "Keep On, Keepin' On" и всем вам известный "Cold Rock a Party";
Queen Latifah в третий раз номинирована и третий раз мимо цели. Зато представленные в той же номинации Hammer и LL Cool J тоже лишь облизнулись. Всех обошел Sir Mix-a-Lot, вопреки тому, что предпочитал смотреть на женщин сзади (он победил с провокационным треком "Baby Got Back");
Salt'n'Pepa выпустили альбом "Very Necessary".
1994: Группа Digable Planets, имеющая в своем составе девушку-МС, получила Грэмми за трек "Cool Like That". Впервые девушка поднялась за статуэткой лучшей рэп-группы. Как оказалось, покорять эту вершину лучше в компании мужчин;
Альбом Queen Latifah "Black Reign" стал первым в истории золотым LP от рэп-исполнительницы;
Следом за ним сингл Da Brat "Funkdafied" впервые среди женщин от хип-хопа преодолел платиновый рубеж;
Однако в сольной номинации в этот раз оказалась представлена MC Lyte. Но и теперь вершина не покорилась отдельно взятой женщине. Тут уже виноватым остался Dr.Dre.
Вышел первый альбом The Fugees ("Blunted on Reality"), в составе которых была Lauryn Hill. Группа была составлена по той же формуле 2+1, что и Digable Planets. Кто мог тогда знать, каких вершин ей предстоит достичь.
1995: Впервые полностью женская группа Salt'n'Pepa взошла на подиум церемонии Грэмми. Больше того, они так и остались единственной полностью женской рэп-группой, получившей этот приз. Свой творческий путь они начали еще в 1986 году, став первой женской группой специализирующейся исключительно на рэпе. И вот теперь их трек "None of Your Business" поставил логическую точку, а альбом "Very Necessary", вышедший в 1993 году завоевал за два года пять платин и стал самым продаваемым альбомом женской рэп-группы в истории;
Queen Latifah наконец-то получила свой Грэмми. Столь желанная и постоянно недоступная ранее вершина сдалась под напором трека "U.N.I.T.Y.";
Альбом Da Brat "Funkdafied" повторил успех одноименного сингла
1996: Представительницы двух мощных конкурирующих лейблов выпустили дебютные сольники. Соревновательный момент, возникший после такого синхронного старта и похожего имиджа исполнительниц, в 2005-м году довел одну из них до тюрьмы, а вторую до глухоты. Да, это были Lil' Kim ("Hardcore", Bad Boy) и Foxy Brown ("Ill Na Na", Def Jam). Lil' Kim сделала две платины, установив таким образом планку на новый уровень. Этот результат так и остался её лучшим достижением. Foxy Brown - подруга будущего президента выпустившего её лейбла, получила "только" одну платину (поэтому, фу – "неудачница" и следовательно непримиримая соперница Lil' Kim);
В Германии вышел первый альбом группы Tic Tac Toe – этакий немецкий ответ Salt'n'Pepa. Впрочем, интерес к ним быстро угас.
1997: Великая и ужасная Missy Elliott выпустила свой первый альбом "Supa Dupa Fly". Эта дама является одной из немногих женщин-продюсеров в хип-хопе. В начале её послужного списка значится работа над альбомом R'n'B-звездочки Aaliyah еще в 1996 году. Кроме этого Missy вошла в историю, в том числе, и своим постоянством. Каждый её очередной альбом с этого момента становился платиновым, а "Under Construction" (2002) даже дважды. Правда, последнее её творение "The Cookbook" как-то пошел комками, ограничившись пока лишь золотом;
Второй альбом The Fugees "Score" получил Грэмми в номинации рэп-альбомов. После данного момента ни одна женщина уже не поднималась на сцену для получения этого приза;
Salt'n'Pepa снова номинированы, но академики решили, что хватит с них и одного раза.
1998: После раскола The Fugees Lauryn Hill выпустила свой единственный, но, зато, какой сольник. Между прочим, эта группа существует аж с конца 80-х и за это время успела попасть на обложки практически всех журналов, так или иначе относящихся к музыке;
Missy Elliott номинирована на лучшего рэп-исполнителя, но уступает это звание Will'у Smith'у. Ничего страшного, её месть будет ужасна.
1999: Lauryn Hill номинирована в 11 категориях Грэмми, выйдя далеко за рамки просто рэпа. Она - взяла в результате пять статуэток, но лучшим рэппером снова стал Will Smith.
2000: Женщины наверное хлопотали по хозяйству
2001: "The Miseducation of Lauryn Hill" добрался до восьми платин, перекрыв одним махом все продажи Missy на сегодняшний день (по крайней мере, если считать именно сами сертификаты).
2002: Появляется новая категория в рэп-разделе Грэмми – лучший дуэт / коллаборация. Рэпперы в различных сочетаниях друг с другом понавыпускали столько хитов, что дальше этот факт было невозможно игнорировать. И вот тут то дамы оттянулись. Первыми лауреатами этой премии стал дуэт Eve с Gwen Stefani. В дальнейшем на это звание, как правило, номинировались дуэты "мальчик-девочка". Да и многие из таких композиций не слишком-то просто отнести к рэпу;
В соло-артистах пальма первенства тоже оказалась за дамами. Пришло время мести Missy. В этот раз она обошла Nelly, DMX и Jay-Z. Неслыханная дерзость.
2003: В состав Black Eyed Peas влилась Fergie и группа моментально перешла в категорию тяжеловесов по продажам. Оба вышедшие с этого момента альбома получили по несколько платин.
2004-2005: Категория Грэмми "лучший рэп-исполнитель" была разделена надвое. Мальчики направо, девочки налево. Или наоборот, если угодно. И что мы получили? Бесстыжая Missy оба раза стала лучшей (итого: три раза подряд), обойдя весть список претенденток, состоящий сплошь из громких имен: Lauryn Hill, Eve, Queen Latifah, MC Lyte, Da Brat, Lil' Kim и Foxy Brown.
2006: Разделение в рэпе на мальчиков и девочек отменили. По крайней мере, в рамках Грэмми. И в этот раз, конечно, Missy персональный рэп-приз не дали.
Отдельным абзацем стоит упомянуть TLC, женскую группу, попавшую в Топ-100 по продажам среди всех артистов во все времена. Их первый альбом за четыре года продаж достиг четырех платин, второй за четыре года - 11 платин, третий за год осилил 6 аналогичных сертификатов. Последний, хоть и вышел уже без погибшей Лизы Left Eye Лопес, которая отвечала в коллективе за рэп-составляющую, все равно взял свою платину. В прошлом году две оставшиеся участницы группы проводили телеконкурс под названием R U the Girl, который завершился в конце сентября. В результате отбора, проходившего в разных городах, место Лизы временно заняла победительница этого соревнования O'so Krispie. . TLC выпустили свой последний релиз - сингл "I Bet". И хоть их принято относить к R'n'B, но, ей Богу, хип-хопа в них гораздо больше.
Так выглядит путь формальных достижений прекрасной половины в рэпе. Но всем нам известно, что и премии зачастую вручают по "политическим" мотивам, да и уважение купить невозможно. При всей красноречивости продаж, в наше время они во многом зависят не от самого продукта, а от того, как его подают. Не пытаясь оспаривать достижения отмеченных выше дам, а тем более дам, чьим достижениям уже исполнился десяток лет, стоит вспомнить и некоторых других. Ведь достойных людей всегда значительно больше, чем выигрышных билетов.
Бывший наркодилер Eazy-E оказался весьма чутким рэп-бизнесменом. Больше всего он известен общественности по проекту N.W.A. Но как оказалось он достаточно активно поддерживал развитие женского рэпа, или же видел в нем достаточные перспективы. Появление JJ Fad и Tairrie B лишние тому доказательства. Вслед за успехом его лейбла Ruthless на данном поприще, другие лейблы тоже стали присматриваться к дамам и подтягивать их к себе, дабы разнообразить список харчующихся у них артистов.
Def Jam – лейбл, совершивший поистине революцию в хип-хопе, не оказался исключением. Задолго до появления в его рядах Foxy Brown там появилась своя первая мисс. Дама по прозвищу Boss в течение трех лет, предшествовавших её счастливому часу, жила в прямом смысле на грани нищеты. Но волей случая её заметил DJ Quik, и в результате она оказалась среди артистов Def Jam West (их длинные руки еще тогда могли достать до другого берега). В 1993 году вышел её альбом "Born Gangstaz". Хоть он и остался её первым и последним релизом, но факт остается фактом – это была первая гангста-рэпперша, выпустившая сольник.
Другой кит этого бизнеса Death Row тоже не сидел, сложа руки. Их представительница гангста-рэпа отметилась эпизодическими появлениями в 1991 и 1994 годах. Свой настоящий, первый и, так уж опять получается, последний сольник она выпустила только в 1997 году. Оказывается Dr.Dre умел запрягать подолгу и в те времена. Как вы, возможно, догадались, речь шла о Lady of Rage. Она до сих пор занимается рэпом, но пока никаких известий, кроме прошлогоднего микстейпа от неё поступало.
Эти леди оставили свой след в истории, даже несмотря на столь скромное количество релизов. Внимательные исследователи рэп-сцены, могут заметить, что многие уникальные и весьма достойные проекты, на самом деле ограничивались одним-единственным альбомом. Некоторые же выпускались с такой периодичностью, что каждый их альбом попадал в новую эру развития хип-хопа. Пауза в 8-10 лет, согласитесь, не слабый срок. Но это так, просто вспомнилось по поводу.
Собственные дамочки были и среди многочисленной семьи Wu-Tang Fam. Называлась эта группа Deadly Venoms – их затянувшийся дебют вышел в 1998, но некоторые из них уже имели в рэпе немалый стаж. Одна из них дебютировала еще в 1988 году в дуэте Finesse & Synquis (речь о первой из них). Дело и тут ограничилось единственным альбомом "Soul Sisters". Champ MC до прихода в группу тоже имела собственный сольник, что несколько нарушает привычные тенденции. Обычно бывает наоборот, когда участники группы разбегаются для выпуска своих соло, а не собираются после них. Как бы то ни было, после своего альбома 1994 года "Ghetto Flava", Champ MC стали называть Rakim-ом среди женщин, а это дорогого стоит. Состав Deadly Venoms за свою историю претерпевал изменения, кроме двух упомянутых МС в группе еще участвовали N-Tyce и J-Boo.
Но была еще одна девушка, уникальнее которой, пожалуй, трудно найти. Она умудрилась заставить помнить свое имя, поучаствовав всего в одном треке. Зато это был трек на альбоме Ice-T. Все, кто слышал его "Home Invasion" 1993 года, всегда обращали внимание на композицию "Funky Gripsta". Рубящая там свой рэп дама, заставляла каждого задаться вопросом, как её зовут? И до сих пор многие считают большой потерей, что Grip так и не выпустила своего альбома. Другая рэпперша Heather B начинала свой путь тоже с гостевого участия в записях известных рэперов. В её случае путевку в жизнь она получила благодаря Boogie Down Productions (группа KRS-One'a).
Упомянутая нами в таймлайне Da Brat являлась первой леди лейбла So So Def. Её продвинул нынешний муж Janet Jackson Jermaine Dupri. Если вы помните, он же подарил миру мальчишеский проект Kris Kross, на втором альбоме которых как раз и состоялось первое появление Da Brat "на публике". Стоит отметить, что она пережила в творческом плане этих мальчишек и даже недавно снова активизировалась после затяжной паузы. Многие с нетерпением и трепетом ждут её очередной альбом, споря до хрипоты о новом имидже некогда хулиганистой пацанки. Суть дискуссии сводится к фразе "Ба, да что же это такое? Наша родная Da Brat надела купальник вместо чиста рэпперского прикида".
Сейчас стало действительно трудно найти в рэпе женщин, которые не шли бы на поводу у индустриального диктата. Вот и Remy Ma, выпустившая самый свежий на данный момент женорэп, старается изобразить из себя секс-бомбу. Ладно, если бы впрок шло, но ведь результаты её первой недели продаж удручают. Она дебютировала на 33 месте, продав 37,208 дисков. Конечно в старые добрые времена, к такому результату отнеслись бы с плохо скрываемой радостью, но сейчас это посчитают провалом. Ведь она выпустилась на мейджоре.
В какое время мы бы ни жили, мы всегда окажемся окружены стереотипами. Есть им место и в рэпе. Раньше принято было удивляться самому факту присутствия в нем женщин. Теперь удивятся, если исполнительница не будет соответствовать тренду, заложенному H.W.A и популяризированному Lil' Kim. Наступило время, когда успех чаще сопутствует таким как Trina и Jackie-O. Даже более того, появилась новая ниша в хип-хопе, целиком отведенная женщинам. Там не нужно ни петь, ни рэп читать, но, тем не менее, можно стать популярной. Речь о так называемых hip-hop-honeys, девушках из клипов. Нужно просто иметь выдающиеся формы и не стесняться их показывать. Здесь тоже есть свои звезды и одни из самых засветившихся - Melyssa Ford и Gloria "Glory" Velez. Если вдруг появится рэп-альбом этих дамочек, удивляться не стоит. Gloria уже отметилась в произведении General ft. Gloria "Glory" Velez & Money Carson - "Put A D--- In Ya Mouth". И лично я крайне рад, что Missy Elliott при всем желании не будет на них похожа. Сможет ли кто-то прийти ей на смену, не заголяясь перед аудиторией, покажет время.
читать еще: "Путь женщин в хип-хопе - неужели кого-то притесняли?"