Рецензия на альбом "King’s Disease III" от NAS и Hit-Boy
18 ноября 2022, 02:18
Рецензия от RAP.RU на альбом Nas - "King’s Disease III"
Четвертый совместный альбом за 2 года и завершение трилогии King’s Disease от легендарного нью-йоркского рэпера Насира Джонса, известного как Nas и калифорнийского продюсера и битмейкера Hit-Boy. После выхода “Hip Hop is Dead” в 2006 году и череды неудачных релизов, казалось, что NAS остался просто легендарным рэпером из 90-х, плавно уходящим на пенсию: новые альбомы не получались, NAS занялся бизнесом, выпускал Делюкс версии старых альбомов и иногда появлялся на фитах, но на пятом десятке у него как будто бы открылось второе дыхание. Сначала вышел скучноватый и не особо запомнившийся “NASIR”, потом вторая часть альбома 2002 года “The Lost Tapes”, которая не удалась совсем и в 2020 вышла первая часть “King’s Disease”, получившая Грэмми, но скорее за прошлые заслуги рэпера. И если на первой части NAS и Hit-Boy скорее экспериментировали с совмещением флоу и рифм олдскульного NAS'а с современными трэп битами, то на второй получилось довести эту формулу до идеала. Интересно, что в 2021 на Грэмми номинировались Tyler the Creator, перенесший современное звучание в реалии рэпа нулевых и NAS, сделавший обратное. От третьей части я ждал разве что еще более громких фитов (на первых двух были Eminem, ASAP Ferg, Big Sean, Lauryn Hill и др.), в том, что продакшен, флоу и тексты будут на уровне я и не сомневался. Но, к моему удивлению, почти часовой альбом не содержит фитов вообще. В этот раз NAS еще больше рефлексирует и ностальгирует по старым временам, вспоминая биф с Jay-Z, во время которого были выпущены одни из лучших дисс-треков за все время “Ether” со стороны NAS'а и “Takeover” со стороны оппонента:
No beef or rivals, they playin’ "Ether" on TIDAL Brothers can do anythin’ when they decide to In a Range Rover, dissectin' bars from "Takeover" Sometimes I text Hova like "Nigga, this ain’t over", laughin'
[Никаких разногласий или соперничества, они включают "Ether" на TIDAL Братья могут делать все, что угодно, если захотят В Range Rover, разбираем строчки из "Takeover" Иногда я пишу Хове что-то вроде "Ниггер, это еще не конец", смеясь.]
Самым пропитанным ностальгией, наверное, является трек “First Class”, NAS вспоминает, как впервые услышал N.W.A., Майкла Джексона, Стиви Уандера, как в 2009 году появился Кендрик. На этом альбоме с первого трека он читает о том, какой он видит свою роль в современной рэп игре, как уважает новое поколение и приглашает молодых артистов к себе на альбомы, отдавая им дань уважения. На треке “Beef”, NAS демонстрирует свои уникальные поэтические способности, читая от лица “Бифа” и говоря о том, как он забирает жизни:
I'm everywhere in the hearts of men Jealousy and envy my right hands, them is my mans [Я повсюду в сердцах людей, Ревность и зависть - мои правые руки, это мои парни]
Порой кажется, что NAS ощущает себя кем-то вроде апостола, его тексты по посылу, содержанию и словарю больше напоминают чтение Евангелие, чем рэпа, он рассказывает истории, напоминающие притчи и дает советы или скорее заповеди. Единственный трек, не укладывающийся в звучание и концепцию это “WTF SMH”, и, хотя на нем отличная вторая часть, первый куплет и припев, в котором NAS проговаривает: "L-M-F-A-O" и "W-T-F S-M-H" выбивают из прослушивания альбома, который до этого слушался на одном дыхании. От последнего трека, не считая бонуса, ожидалось красивое завершение трилогии, вдохновляющий бит и слова, оставляющие теплые чувства и желание прослушать все три альбома по новой, но почти ничего этого не было. Альбом как будто резко оборвался и оставил чувство незавершенности. Hit-Boy на протяжении всего альбома сэмплит классические R&B и Хип-хоп треки, так на треке “Thun” использован сэмпл трека “ESG” от UFO, тот же, что и использовал MF DOOM на альбоме “Born Like This”, а сэмпл “First Class” тот же, что и на треке “My Hero” от Royce da 5’9’’ с его последнего альбома. Среди всех легендарных продюсеров, с которыми работал NAS, а там и Dr. Dre, Канье, Large Professor, L.E.S., Trackmasters, Salaam Remi, No I.D. и DJ Premier больше всего химии у него именно с Hit-Boy, будь то на синтезаторном “Hood2Hood”, танцевальном “Get Light “или дрилловым изменении бита в конце “Reminisce”. В 49 лет NAS продолжает радовать нас отличными треками, флоу и историями, он один из немногих, у кого получилось возродиться в новом мире и не уйти в андерграунд, он не пытается выехать за счёт старого материала, и не ругается со всем современным.
Хотя, 21 Savage выразив свое мнение говорит, что Насир сейчас - не актуален.
NAS не боится меняться, не боится пробовать новое и выходить из зоны комфорта. После трилогии “King’s Disease” можно смело утверждать, что он перешел из разряда легенд 90-х в разряд одних из лучших, кто когда-либо прикасался к микрофону за все время.