Зануда «Бодрый»: рецензия на альбом
7 ноября 2016, 11:12
С некоторым опозданием выкладываем рецензию на крайний альбом Зануды «Бодрый»
Зануда, в миру – Давид Нуриев, может, не всегда вывозил, как музыкант – много шуточек мы слыхали на счёт дикции и прочего, но как человек он вывозил всегда. Его слова не расходятся с делом, он последователен и держится своих идеалов. Может, излагает он в грубой, эдакой солдафонской манере, но его неотесанная правда – настоящая. Это подкупает.
«Я старый солдат и не знаю слов любви», – говорил один полковник, прежде чем разразиться не по-солдатски поэтичным любовным монологом. Зануда тоже бывалый воин на хип-хоп войнушке. Для кого-то хип-хоп – это игра, хитрожопая и ветренная, но у Зануды всё как на войне, всё по-настоящему, не раз он был упрекаем за «тру», но не поступился. Музыка – продолжение жизни, жизнь – продолжение музыки. И Давид Нуриев под позывным «Зануда» идёт в новый бой, искренний и нешуточный. И как тот полковник, он тоже находит слова. Слова любви.
Обложка, конечно, сбивает с толку. Исполненная в агрессивной чёрно-белой манере, где Зануда орудует лопатой на каком-то кладбище, подсвечивая фонарём, зажатым в зубах пса. И хоть это его пёс Тюлень, но в контексте нарисованного сюжета он больше смахивает на Мистера Пиклза – сатанинского пса из хардкорового мульта. Погодите, может, это 12-й факт из «старых тайн Птахи»? OH SHI…
Но что же хочет рассказать обложка? Магнитофон, «бошки», бонг, в котором (внезапно!) что-то ловит таракан, корона, парочка связанных, парочка мёртвых печальных девушек, по-ходу, при жизни – не тяжёлого поведения, холодильник, шкафчик с торчащей рукой, держащей что-то непонятное. И всё это со злорадной ухмылкой сумрачного злодея прикапывает Зануда на пару с Тюленем, что твой дядя Фёдор с Шариком. Что за таинственная метафора? И да, на заднем плане маячит НЛО. Такие дела. В общем, поразмышлять есть над чем. Из всего описанного под обложкой прямая связь заметна лишь с бонгом, в угарном треке с лихим битом «Захвати бонг», но, видя эту облогу, ожидаешь сук, гангстеров, пушек, наркоты и прочей старорежимной брутальности. Авотхуй!
Ей бы больше подошли тёплые, пёстрые, но неяркие тона, которыми славится осень, когда она ещё не утонула в сырости и серой наготе, но отзвуки лета уже растворились в ней, обратившись в золото. Ну, вы знаете. Воссоздана осенняя атмосфера уже не единожды, начиная от русского негра, который был ещё до Жака-Энтони, по имени Александр (но первый дэббил всё-таки Жак, тут без вопросов!), заканчивая питерскими по-доброму грустными чуваками. Ну и в Краснодаре кубанские перцы тоже, бывало, взгревали. И теперь вот и Москвы черёд пришёл.
Но если вышеупомянутые конкретно осени и посвящали свои тексты, закладывая её в основу сюжетов, то Зануда посвящает их любви в лице своей девушки, закладывая осень в общую атмосферу альбома, в минорные нотки, в созерцательный лад, в интимные акварели. И этим новый ракурс интересен.
Его музыка похожа на прогулку по парку в задумчивом пинании жёлтого ковра листьев, на простор неба, которое таким хрустально синим бывает лишь осенью. Это сквозит и в акустике гитар, и в капельках фортепиано, в неторопливой джазовой мягкости, а припевы – словно выглядывающие из хмурых облаков лучики солнца, приобретающие по осени иную цену, нежели летом. Ну а сам Зануда и есть те самые хмурые облака, тяжелым флоу скользящие в воздухе, наполняя неким глубинным контрастом эту хрустальную атмосферу. В его грубоватой манере есть своё очарование. Как в осени, хоть не каждому осень по нраву.
Время от времени из облаков лирики Зануда обрушивается на землю залихватским ливнем традиционного грязного рэпа, положенного на упругие, качающие биты, и бодро заправляет там. Управляясь без проблем и с ритмикой, и со скоростью (и разборчиво, суки!), куражась на пару со своими корешами, с упоением посылая нахуй «доброжелателей» и хулиганя, словно бы вырвавшись временно на улицы из объятий любимой.
Потом, так же внезапно, как и начался, ливень прекращается, уступая место солнышку и улыбкам, и вообще словно бы бабье лето наступило. Заиграла гитарка с акцентом на слабую долю, и где-то запел рэгги один Трофимов. А тут мальчик, приехавший из провинциальной глубинки на экскурсию в Москву, вдруг вскрикнул: «Смотрите, негр!». То был Жак-Энтони в гостях у Зануды с битом от «новой школы». Да и в целом гостей во множестве. В общем, нескучно проходит прослушивание альбома.
К тому ж темы Зануда в треках подымает достойные. Рассказывает свои истории, предлагая извлекать мораль из них вместе с ним, познавать повседневные истины. А истины всё те же, старые, как мир, но вечно актуальные: жизнь – штука сложная, но и в печали надо уметь улыбаться, всегда кайфовать, решая проблемы. Понятно, что просто не будет, и будут обиды, в людях есть разные виды, лучше всех их не знать. Честь, семья, дружба – дороже денег. В мире много дерьма, но если есть вера, обязательно справишься. Зануда справляется и нам советует. Он вышел из пике. Не при помощи денег, а при помощи близких. При помощи своей любимой. Вышел и заебашил этот бодрый альбом, быть может, лучший в его творчестве. Этот бой он вывез.
А тем временем в последнем треке, там, за линией арьергарда, охраняющего тылы, ограждающего домашний уют, тихие озёра лирики и задумчивые рефлексии от опасностей внешнего мира, по-прежнему шатается дикий народ городских степей, увешанный грязными острыми битами, отпугивающими модников, и куплетами, несущимися, словно из подземелий. И это тоже армия Зануды, и он к ней ещё вернётся! Это не конец, а пауза!
Данная статья является авторским блогом. Редакция может иметь мнение, отличное от мнения автора.