YG «Still Brazy»: как вместо Комптона нанести на рэп-карту Бомптон
6 июля 2016, 15:25
Рецензируем второй альбом комптонского солдата YG. Один из самых ярких сюрпризов этого года, доказавший, что мощному гангста-рэпу в 2016 году нашлось свое почетное место.
В 2016-м хип-хоп продолжает мутировать, как это не делает ни один другой жанр. Сегодня в топах с легкостью рядом оказываются короткий EP неизданного материала от рэп-героя прошлого года, самый захватывающий госпел-хоп на свете от 23-летнего чикагского паренька и, например, эталонный альбом от вернувшего свое лицо грайм-пионера с Туманного Альбиона. А потом в эти ряды врывается недавно вытащивший три пули из своей ноги головорез и заставляет всех потесниться. И речь не о камбеке легенды гангста-рэпа – нет, все они уже давно успешно вышли на пенсию. Эту роль на себя примерил изрисованный с ног до головы (причем буквально) Bloods YG.
Два года назад он записал крепкий дебют «My Krazy Life», который подкупал синтезаторным продакшеном от DJ Mustard и прямотой его главного героя, с гордо поднятой головой повествующего о своих комптонских буднях. Пластинку справедливо называли «good kid, m.A.A.d. city» для гангстеров. Но широкого признания она YG ожидаемо не принесла – разве что хватило на дом для мамы и татуировку во всю голову. Да и одинаковые, как 15 из 20 микстейпов Боунса, биты Мастерда надоели всем уже к концу года, а потому переслушивать «My Krazy Life» спустя даже полгода после релиза было невыносимо скучно.
К счастью, к своему второму альбому YG полностью изменил подход: вместо синтетического продакшена от «Горчицы» – альбом, каждая минута которого буквально пропитана духом старого Вест-Коста, когда индика была зеленее, а пальцы рэперов были на курках, а не на клавишах смартфонов. Уже с первых нот вступительной «Don’t Come To L.A.» внутри просыпается то забытое чувство, которое дарили старые записи 90-х с Западного побережья. Когда удивительную солнечность и обманчивую легкость синтезаторов обрамляет мощнейший бас, а уверенный голос эмси своей силой берет тебя за грудки и не отпускает, пока не выскажет тебе всю свою правду жизни.
Спрыгнув с пухлого плеча Мастерда, YG наконец-то обрел собственное лицо. Удивительно, но доселе никому не известному южному (!) продюсеру DJ Swish удалось буквально разобрать старый гангста-рэп и джи-фанк и адаптировать их жанровую ДНК под реалии 2016 года. Именно видение молодого паренька сформировало звучание «Still Brazy», позволив YG наконец-то стать собой и вновь показать миру суровое и бескомпромиссное лицо Комптона. В то время как Кендрик покоряет новые горизонты и говорит от лица нации, а Доктор Дре записывает слишком современный и мейнстримовый, хоть и без дураков мощнейший альбом, позабытый и покрытый пылью гангста-рэп стал внезапно главным откровением этого года.
Часто создается впечатление, что из-за диджейского пульта тебе вот-вот передаст привет DJ Quik, а помолодевший Ice Cube вдруг внезапно появится в какой-то песне и расскажет одну из тех историй, за которую его все и полюбили. Это не говоря уже о том, что порой YG здесь звучит так, словно его полжизни наставлял Spice1, чтобы нести знание о Вест-Косте новому поколению.
«Вы нанесли Комптон, а я нанес на карту Бомптон», – гордо заявляет он в выдающимся сингле «Twits MY Fingaz». И это чистая правда. YG выступает не как родившийся в Комптоне рэпер, а именно что член банды Bloods – отсюда и все эти brazy, bool и прочие показательные замены буквы C, которая ассоциируется понятно с какой группировкой. Автор «Still Brazy» неустанно повторяет, что привык отвечать за слова в отличие от большинства рэперов (Word Is Bond), воссоздает ощущение сильной паранойи, пытаясь найти того, кто стрелял в него (Who Shot Me?), не понимает, почему люди ненавидят и завидуют его успехам (Why You Always Hatin?), обращается к знакомым, которым от него нужны лишь деньги и халява (Gimmie Got Shot). Да и в целом каждой своей строчкой показывает, что всю жизнь живет исключительно по понятиям, которые ему привили улицы и которые чернилами выбиты на его теле.
Единственное, иногда эта прямота и стремление бить исключительно в лоб играют YG отнюдь не на руку. Пример тому – неуклюжий дисс на Дональда Трампа, который сводится, в основном, к банальностям – нельзя, чтобы он выиграл, он слишком богатый, да и вообще плохой человек. Так себе политическое высказывание, согласитесь. Однако подобные неудачи с лихвой окупаются тем, что отличает YG от других прямолинейных и – привет, сами знаете какие русские рэперы – «трушных» артистов. Он умеет делать классный, написанный на инстинктах мощнейший хип-хоп. «Bool, Balm & Bollective», «Police Get Away Wit Murder», «Don’t Come To L.A.», та же «Twist My Fingaz» – все это настоящие вест-кост-гимны, которые равнодушными оставят лишь людей совсем далеких от хип-хопа.
«Я единственный с Запада, который добился успеха без Дре», – уверенно скажет YG почти в начале альбома. И пусть это мягко говоря неправда, понять его можно. Действительно, практически в одиночку пройти такой путь (не считая помощи DJ Mustard) от исполнителя банальнейшей песни «Toot It And Boot It» до автора лучшего гангста-рэп альбома за долгое время.
«Do your dance, YG, do your dance / Do your dance, YG, do your dance»
Делай рэп, YG, делай рэп… Особенно, если в следующий раз он будет еще лучше и более непредсказуемым.