Centr «Система»: рецензия на альбом
27 марта 2016, 01:27
Хвалим и ругаем самый громкий камбэк в русском рэпе за последнее время
Итак, давайте посмотрим, из чего состоит «Система». Уравнение получается довольно-таки простым: когда-то лучшая (ох, чувствую, как у всех почитателей «Касты» заныло в области копчика от этих слов – ну хорошо, пусть не лучшая, но некогда однозначно самая популярная) рэп-группа России + 7-летний перерыв в творчестве + обещанное новое звучание. О последнем, кстати, разговоры начались уже давно – ощущались кое-какие опасения, что публика не примет, не поймёт. Кстати, на самом альбоме тоже есть своего рода подстраховки, мол, мы-то звучим хоть и современно, однако не забываем отпускать шпильки в адрес новых кумиров молодёжи – например в «Модном ските».
Однако давайте по порядку. Давайте представим, что существует артист, который умудрился первым своим альбомом взорвать, убрать, растоптать. Чего от него всю оставшуюся творческую жизнь будут ожидать фанаты? Конечно же, повторения того самого релиза, и их можно понять. Гуф давным-давно предвидел подобные надежды с оттенком претензии, и сразу предупредил, что «как бы я ни старался, я никогда бы не смог». Грубо говоря, Centr после феерического успеха «Качелей» сделал почти то же самое на «Эфире в норме» – с некоторыми отклонениями, но спустя 7 лет такое уже не прокатило бы, в итоге имеем решение о новом звучании. Однако вместе со звучанием стоит и обновлять тематику – а слушая «Систему», порой сдаётся, что участники группы просто теперь смотрят под другим углом на то же самое, о чем они читали на заре карьеры.
Мне кажется, что Слим вложил в этот альбом душу больше, чем Гуф и Птаха. Попробую объяснить подобную крамолу – я опираюсь на тексты, их остроту, качество рифмы (Внимание, сейчас, затаив дыхание и скрестив пальцы, буду ругать Птаху!). Например, Птаха как в 2007 срифмовал «шалуха-движуха», так и в 2016-м не стесняясь, рифмует «чернухи-движухи». Да, понятно, что Птаха всегда был человек-смысл, содержание у него всегда брало верх над формой – и если бы было наоборот, то в его рэпе уже давно завёлся бы Окси. Но если 9 лет назад на это особо никто внимания не обратил, да и в принципе русские рэперы тогда ещё не рифмовали так мастерски, как сейчас, то в 2016-м к рифмам и их качеству уже прислушиваются намного внимательнее. Конечно, можно сказать, мол, все равно, прокатит. Прокатило – бесспорно. Но, может, если заранее говоришь о новом звучании, то стоило бы не просто изменить минуса, но и более ответственно подойти к текстовому наполнению? Поругав Птаху, примусь его хвалить. На этом альбоме Давид раскрылся с неожиданной стороны – припевы в его исполнении звучат отлично, пожалуй, намного лучше, чем если бы их исполнили Гуф, Слим или даже все втроем. Приятный низкий тембр, внезапно проявившаяся мелодичность, то, что припевы в «Системе» звучат – однозначно заслуга Птахи. Плюс главный козырь Давида по-прежнему с ним – стержень, харизма, личность.
Слим принял вызов, сумев написать биты в стиле «новой школы» ничуть не хуже, чем это делают молодые битмейкеры – всё звучит интересно и очень актуально, развитие налицо. Создается впечатление, что Слим за текстами провёл больше всего времени, оттачивая каждую строчку, подбирая рифмы и образы – он однозначно вырос как текстовик со времен двух первых альбомов.
Гуф – это всегда отдельный разговор. Гуф – человек, который сумел когда-то точнее всех попасть в нерв времени, и продолжает это систематически делать до сих пор. Порой мне кажется, что мы спустя полвека будем рассказывать внукам, как нам повезло жить в то время, когда творил Алексей Долматов, лучший сторителлер русского рэпа. Однако во время прослушивания «Системы» не покидает ощущение, что «Ещё» как альбом целостнее, актуальнее, интереснее. Из всех участников группы Гуф наиболее органично вплетается в пресловутое новое звучание – он меняет ритмику, меняет флоу, при этом оставаясь собой.
Отдельно хочется сказать о двух треках. «Красный» – самый сильный трек альбома, где каждый из трех куплетов-историй слушать интересно, где каждый выложился. Чувствуется, что красноярская история – один из поворотных моментов в истории группы, тут всё настоящее, тут только правда, всё пропущено через себя, профильтровано рёбрами.
Больше всего вопросов и обсуждений вызвал трек «Далеко» с A'STUDIO. Многие слушатели сходятся во мнении, и я как минимум отчасти присоединюсь к нему, что трек этот сделан с чётким расчётом: попасть на радио и в телек. На «Качелях» такой трек, подаривший премии MTV и покоривший ротации, получился сам по себе, на втором альбоме эту роль исполнила «Ночь», а вот для «Системы», кажется, такой трек создавался специально, чтобы наверняка, чтобы услышали все, чтобы узнали не только те, кто подписан на паблики ЦАО, но и широкая аудитория. Думаю, не ошибусь, если предположу, что до выхода «Далеко» многие старые фанаты Centr'а, выпавшие из темы, не слышали о воссоединении группы. 7 лет – срок немалый, у некоторых дети в школу уже успели пойти, тут не до рэпа. Я не утверждаю, что подобный расчёт – это плохо или хорошо – просто вот так вот есть, но «трушным», древним фанатам подобное не по нраву, и плевать им, что это нормальная практика для любого жанра и времени.
Чего, возможно, не хватило, чтобы опять запрыгнуть на вершину?
Представьте, что Dr. Dre, делая «Compton», один из самых ярких камбэков за последнее время, зовёт на альбом старичков, желая повторить «The Chronic». Что, скорее всего, получится? Получится пресная каша, получится какой-нибудь «I Need A Doctor». Однако Dre зовёт новичков, привлекает Андерсона Паака, во многом делает ставку на Кендрика, и т.д. Возможно, Centr'у тоже стоило бы приобщить самых ярких представителей «новой школы» – зарядиться от них энергией, вайбом, амбициями. Шумихи было бы выше крыши, да и, возможно, получилось бы посвежее. Или, например, позвать на фит не только очевидный и, кстати, ожидаемо великолепно вписавшийся «Каспийский Груз», но, например, того же Оксимирона. Крику стояло бы – выше крыши, плюс совместка с одной из ключевых фигур русского рэпа на данный момент, плюс действительно интересный опыт. Впрочем, к чёрту сослагательное наклонение.
В целом альбом получился хорошим, на твёрдую четверку с плюсом – просто от этой троицы всегда ожидаешь чего-нибудь с приставкой «-сверх».