Амбар "Рыба утки"
16 февраля 2014, 14:00
Добрые и умные песни, отсылы к бытовой жизни в общаге и госэкзаменам, песни о нелюбви к тачкам и, напротив, любви к школьной библиотеке — Амбар подкупает в первую очередь своим гиковским обаянием.
И оставляет впечатление анти-рэпера, в самом хорошем смысле. Он как будто намерено избегает всех рэп-клише и записывает альбом, кардинально отличающийся от остального русского рэпа. И на этом контрасте выигрывает ещё больше.
В песнях Амбара не стоит выискивать сложные панчлайны, он хорош не этим. Олег удивительно ёмко рассказывает о самых обычных вещах и создаёт такой relatable-образ, который каждый может легко применить на себя. Лучше остальных это прослеживается в "Подготовленности": буквально в нескольких строчках Амбар раскрывает всю сложность взаимоотношений человека с будильником. В чуткой песне о любви "Чудо как хороши" каждое обращение на "вы" и нет ни одного пошлого комплимента — такое стоит ещё дороже. А за песню "Я не шарю в тачках" хочется сказать Амбару отдельное спасибо. Теперь и у людей, равнодушных к автомобилям, появился свой гимн. Тут оказался и хорошо знакомый трек "В моём подъезде". Который без клипа кажется уже не таким смешным и вызывает вопрос: а почему не "Штаны для Кендрика"?
Немного хуже Амбару удаются серьёзные философские рассуждения: "Сказал однажды мудрец" и "Всё к лучшему" остаются хорошими песнями, но на этом поле он звучит чуть менее убедительно.
По всему альбому раскиданы небольшие "подарки" для слушателя (язык не поворачивается называть их "панчлайнами"): то сэмплы Леонида Якубовича и группы Любэ, то ударная рифма "Иксзибита-велосИпеда", то просто какие-то житейские мудрости: "никуда не годится, как "Липтон" для чаепития". И ещё множество неприметных при беглом прослушивании мелочей — например то, что начинается альбом с имени Дидро, а заканчивается цитатой из другого французского просветителя Вольтера.
Единственный момент, в котором "Рыба утки" провисает — это припевы, многие из которых почему-то не работают: вроде бы всё при них, но все понимают, что здесь что-то не так. Там, где по-хорошему должен быть въедающийся в голову мотив, вяло оседает монотонный рефрен. Это мешает, например, песням "Домосед" и "Натощак", которые живут от куплета к куплету, а на припеве откровенно сливаются. Проблемы удаётся избежать в "Меня называют..." и песне про Челябинск, где неожиданно обнаруживается Джамал, — но это только приятные исключения. Припевная серость оставляет чуть водянистое впечатление от самого альбома и успевает перекинуться на несколько песен. После этого "Рыба утки" и запоминается меньше, чем стоило бы, и сильно теряет в привлекательности для нейтрального слушателя.
"Рыба утки" — яркий и интересный альбом "ботанического" рэпа. А сам Амбар — артист, которому хочется пожелать как можно более широкого слушателя и внимания. Потому что таких артистов у нас по-прежнему можно пересчитать по пальцам одной руки. Очень хочется найти ответ на вопрос "Как сделать так, чтобы Амбар стал знаменитым?". И если вы сядете и внимательно прослушаете "Рыбу утки" — это станет отличным первым шагом.