Chuck D (Public Enemy) - Пионер. Всем пример. Часть II
Когда все в один голос стали называть величайшим Biggie, я почувствовал некоторую несправедливость. Как такое может быть? Для таких громких титулов человеку надо выпустить 4-5 альбомов. Вот Тупак - тот был просто brilliant cat
Что ты сам считаешь своими сильными качествами МС?
Ты знаешь, только один МС мог читать в таком же темпе как Public Enemy, и это был Big Daddy Kane. Public Enemy читали под 109-116 bpm, читали быстро и энергично. По темпу это был почти панк-рок. Ты хочешь сказать, что тоже можешь читать с такой скоростью? При этом перемещаясь по сцене, бегая и прыгая, и не сбивая дыхание? Ди-джеям было трудно вставлять наши треки в миксы - они были быстрее, чем все остальное, что делалось в то время. Разве что некоторые треки Big Daddy Kane и Marley Marl можно было бы смиксовать с нашими, иначе тебе оставалось делать Public Enemy-мегамикс.
Kane, конечно, способен выдерживать наш темп, правда его движения на сцене были не столь "атлетичными", а скорее мягкими, более танцевальными что ли. Я считаю его самым одаренным рэппером всех времен. Поэтому, когда все в один голос стали называть величайшим Biggie, я почувствовал некоторую несправедливость. Как такое может быть? Нет, это всё типично нью-йоркский способ поднять шумиху. Трагическая смерть и все-такое, но для таких громких титулов человеку надо выпустить 4-5 альбомов. Вот Тупак - тот был просто brilliant cat. Многогранный талант, личность. Он был бесстрашный рэппер, говорил о таких вещах, которых многие старались и стараются избегать. "Dear Mama", "Brenda’s Got a Baby", "Keep Ya Head Up" - кто еще мог написать такое? Нет, вообще, многие могли, но им оказалось слабо, а Тупаку - нет. Поэтому его и помнят.
Говорят, вы дружны с Ice Cube?
Он мне просто как младший брат.
Как возникла эта дружба?
В 87-88 годах Public Enemy были прямо-таки послами рэп-музыки. Мы колесили по стране и разносили бациллу хип-хопа. В 1988 году мы ездили с шоу "Bring The Noise", с нами был Hammer, был Too Short, который серьезно удивил нас тем, что складывал деньги в носок, да так и ходил. Когда мы впервые вывели его на большую сцену Балтимор Арены я напутствовал его: "Зрители могут не понять тебя, ты можешь им не понравиться, но ты должен пройти через это в первый раз, и потом они это оценят". Ну и он выступил молодцом. То же самое было и с N.W.A. Они пару раз открывали наши шоу. Мы познакомились с Ice Cube, чьей работой над альбомом "Str8 Out of Compton" я тогда восхищался. Я чувствовал в нем какую-то искру, как и в других молодых и многообещающих парнях – Busta Rhymes и LL Cool J. Я был старше их всех лет на 10, так что они тянулись ко мне, как в спортивной команде талантливые новички тянутся к ветерану.
В 1989-90 у Cube начались проблемы. Он заявил, что Eazy-E, Dre и менеджер Джерри Хеллер считай что ограбили его, прижав себе львиную долю денег с альбомов. Я советовал ему улаживать эту ситуацию миром, искать взаимовыгодное решение. Сам я не хотел вмешиваться в конфликт. Я сам только что прошел через конфликт с Griff внутри Public Enemy, через скандал в связи с обвинениями в антисемитизме, в общем я понимал, как важно группе держаться вместе. Я советовал Cube'у искать пути к примирению, но менеджер Jerry Heller, а также Eazy и Dre, у которых были с ним более близкие отношения, чем у Cube, Ren, не хотели этого. Cube был у них автором большинства текстов, так что он просто решил, что начнет сольную карьеру и занялся поиском саундпродюсеров. Он сказал, что хотел бы видеть в этой роли Bomb Squad. Но, как я уже говорил, мне не хотелось вмешиваться в конфликт.
Я пытался свести Cube с другими продюсерами. И однажды он оказался в студии, где мы дописывали "Fear Of A Black Planet". Я и Big Daddy Kane очень давно собирались сделать совместный трек, и наконец-то это случилось. Так вот мы писали "Burn, Hollywood Burn", появился Cube и выразил желание поучаствовать. "Ну давай", - сказали ему мы. После этого я стал все больше задумываться о работе с Кьюбом. Надо признать, он писал блестящие тексты. В результате мы сделали "Amerikkka's Most Wanted", первый сольный альбом Ice Cube, получивший восторженные отзывы критиков. Продюсировали альбом Bomb Squad. Помню, перед началом работы я долго рассказывал ему, как важно избегать самоповторов, идти вперед, пробовать себя в новых областях. В конце беседы я сказал, что ему нужно купить блокнот – блокнот, который всегда будет при нем, блокнот для записи идей, рифм и удачных строчек. Он удивился но купил его – именно с того блокнота за 89 центов и начался альбом "Amerikkka's Most Wanted".
Кстати, даже сейчас у него такой есть, он записывает туда идеи для своих фильмов. Cube всегда был интересным чуваком, один из величайших МС. С первым альбомом он вошел на территорию Public Enemy, но вышедшие следом EP "Kill At Will" и альбом "Death Certificate" стали для него таким госэкзаменом, доказательством, что он созрел как артист и личность. А вот что меня раздражает, так это то, что нынешние подростки знают его в основном по фильмам. "А, Ice Cube? Чувак из "XXX-2"!
Поговорим еще об одном человеке, которому ты всегда выказывал свое уважение, Eric B.
Это так, хотя в его адрес можно было услышать немало оскорбительных комментариев, и все-таки я с высоким почтением отношусь к его интеллекту. И я не согласен с тем, что о нем пишут в книгах о истории хип-хопа. Если бы нужно было создать профсоюз рэпперов, то его лидером стал бы Eric B.
У его многолетнего коллеги Rakim противоположное мнение. По его словам Eric B вообще ничего не делал.
Но я же и не говорю, что Eric B, например, писал биты. Просто само его присутствие было очень важным. Без него Eric B. & Rakim не стали бы супергруппой. Rakim был еще юн, сам он не справился. Eric B оказался человеком, который огранил алмаз его таланта, и получившийся бриллиант засверкал ослепительным блеском. Да, Rakim, как и KRS-One, создавали стандарты хип-хопа. Rakim сделал это с "My Melody", KRS – с "South Bronx". Но нельзя забывать, что рядом с ними находились Eric B и Scott La Rock.
Public Enemy оказались катализаторами множества явлений. Вы внесли в хип-хоп политику и черный национализм. А кто или что в большей степени повлиял на вас?
Это те люди, которых я мог бы назвать старшими братьями. Те, кто поддержали появление Public Enemy и поддержали нашу борьбу. Мне повезло родиться в нужное время, так что я оказался одним из немногих, кто получал респект как от молодого поколения, так и от Kool Herc, Bams (Afrika Bambaataa) и Flash (Grandmaster Flash). Я чувствовал ,что благословлен и старался извлечь из своего положения выгоду не только для себя, но и для других, "расширяя" рэп-игру.
Сейчас я смотрю на Nas или Jay-Z, и благодарен им за то, что они своей деятельностью "расширяют стоянку", куда могут "парковать свои машины" другие рэпперы. Другими словами, популяризируют жанр, и дают возможность зарабатывать остальным. Мой контракт был больше, чем получали Melle Mel или Kool Moe Dee, однако Common или Talib зарабатывают больше, чем Public Enemy на Def Jam. Я рад тому, что при всякой возможности выехать за пределы страны, мы это делали. Мы ездили по миру и сеяли зерна, а сейчас собираем плоды. Это дано не каждому. Благодарности, которые я слышу на улицах Европы и Азии для меня ценнее денег.
Я думаю, подобных моментов было немало, и все-таки, мог бы ты назвать самый волнующий, самый впечатляющий момент в своей карьере?
Однажды перед концертом в Филадельфии в 1987 году мы обошли вокруг концертного зала, пожимая руки всем встречным. Можно сказать, что мы обняли весь этот город. Когда мы вышли на сцену "Спектрума" и сзади в воздух взвилось гигантское полотнище с эмблемой Public Enemy, зал вскинул вверх тысячи черных кулаков. Я впервые видел, чтобы рэп-группу встречали так. Впоследствии мы привыкли, что люди подходят и благодарят. Причем не обязательно за музыку – как-то человек благодарил за то, что я его воспитал. "Вот это да! – сказал я. – Слава Богу я не направил тебя не в ту сторону". Общаясь с людьми, нужно оставаться скромным: ведь то, за что они тебя благодарят, всего лишь твоя работа, твой сервис, который и должен быть безукоризненным.
Позволь закончить интервью, превратившеся в воспоминания о лучших из лучших, таким вопросом. Я слышал, что ты и Шакила О'Нила включаешь в свой список самых любимых рэпперов всех времен?
Нет, Shaq просто лучший спортсмен, когда либо бравший в руки микрофон, потому что у него самые правдоподобные тексты. А еще он самый большой человек в мире, танцевавший брейкданс, и этот титул у него вряд ли кто-то отнимет!