Последний концерт Многоточия. Точка поставлена?
Не так уж много в отечественном рэпе происходило чудес, о которых без стеснения можно было бы рассказать, например, человеку, этим самым хип-хопом не интересующимся.
Ну всероссийская любовь, она же ненависть, к Децлу, захватившая страну лет шесть назад. Феномен Касты, попавшей в большой шоу-бизнес, не поступившись при этом ни каплей своих принципов. Наконец, питерский творческий взрыв Кухни, материализовавшийся в талантливейших Krec и Смоки Мо. Про все это я с удовольствием рассказывал, если кому-то из друзей не из мира хип-хопа хотел доказать, что не неграми едиными жив человек. Но скажу вам честно, самой любимой и, надо признаться, самой действенной, была история про Многоточие. Про то, как парни из недалеких от моего Марьино Кузьминок выпустили свой первый альбом крохотным тиражом, но он был раскуплен враз и по требованию покупателей допечатывался еще несколько лет. Про то, как нет ни одного промоматериала, ни одной толковой фотографии, не говоря уже о каких-либо клипах и прочих сопутствующих товарах, а при этом забитые залы по всей России. Про то, как они сознательно отказались от исполнения главного своего хита на концертах, про несусветные тиражи, про их имидж, близкий половине страны, который и не имидж вовсе, про то, как их банальные, чуть не пошлые тексты своей концентрированной силой перемалывают эту самую банальность и пошлость в народную поэзию, про то, что говорить об их умениях MC глупо, потому что эмсить для их творчества – будто кривляться, говоря о серьезном, про то, что несмотря на безоговорочный успех, из группы уходят люди. По-честному говорил и о том, что практически не слушаю Многоточие, потому что не про меня они как-то, но слежу за этим явлением, потому что люблю, когда в мир шоу-бизнеса, где шуршание бумажек и неестественный секс заменяют человеческую речь, вторгается что-то иррациональное.
Вчера в огромном клубе Б1 Многоточие давали как бы последний свой концерт, одновременно презентуя недавний альбом «…за бесконечность времени…». «Как бы» - потому что на их сайте написано о грядущих гастролях, да и не Многоточие это было уже, а сольное выступление Руставели с немалым количеством гостей. Забить эту площадку, говорят, за всю ее историю удавалось всего лишь два раза: на Чаке Берри и Ноэле Галлахере, но вчера там собралось немало тех, для кого практически трехлетнее отсутствие сольных выступлений «точек» в столице было слишком долгим. Немногим меньше, чем на недавнем выступлении dj Premier, но всяко больше, чем на концерте любой другой нашей рэп-группы за последний год.
Впрочем, какой там рэп-концерт! Единственный исполнитель, похожий на рэппера, появился на сцене минуте на сороковой, да и то ненадолго, в зале тоже стоило труда найти кого-то в широких штанах, а главным музыкантом вечера стал гитарист Тюха, истово рвущий гитару и выдававший яростные соло, которые тоже воспринимали на ура.
На свою, видимо, лебединую песнь Руставели пригласил практически всех, кто выходил на лейбле DotsFamRec, и каждый из них оставил за собой отчетливое послевкусие. Fat Complex читали так, будто на дворе середина девяностых, и один из них, колоритнейший лысый рэппер, выдавал просто образцовую хардкор-читку. Ориентация на прошлое, вкупе с английским языком, - скорее антирекомендация, но в данном случае было впечатление, что слушаешь записи какой-либо классической бруклинской группы, которую почему-то пропустил лет десять назад. White Hot Ice исполнил треки со своего нового альбома, далекого от рэпа. Так мало это было похоже на «Говорунов» и так много было в зале людей, которые с мокрыми глазами подпевали ему. Даже трипхоповые/пост-роковые «Окна» каким-то чудом вписались в программу не получив ни одного «фака» или пластикового стакана, потому что были к месту. Отдельного слова стоил и Михаил Краснодеревщик, весь концерт помогавший Руставели и ближе к концу выступления выдавший энергичный, практически театральный сольный сэт. Появись он как артист в то же время, что и Многоточие, то, вполне возможно, сейчас бы и его едкий, как соляная кислота, рэп также звучал из открытых окон.
Но безусловным хозяином сцены был Руставели. Коренастый, раскачанный татарин в татуировках, похожий на Эверласта, не делал лишних движений, его лицо трудно было разглядеть из-за низко надвинутой бейсболки, но это был настоящий лидер. Его движения были похожи на танцы в кабаках, к его читке не стоит применять абстрактные понятия вроде «скиллз» или «флоу», зато энергетика, с которой он извергал из себя злые инвективы в адрес системы и душевность при исполнении фирменных лирических треков Многоточия, были именно тем, за чем приехала публика. Публика благодарная: танцевала (кто в пьяном угаре, с криками «Руст, даваааай!!», а кто слово в слово повторяя текст за текстом), махала руками, хоть и явно к этому не приучена, и с восторгом воспринимала каждую новую песню, а было их немало, как и совсем ранних, так и из "За бесконечность времени". Завершило все "Щемит в душе тоска".
Одиннадцать лет назад, мне, еще школьнику, повезло побывать на концерте Rage Against The Machine. После него мне страстно захотелось бороться против государства, властей, сочинить что-то обличающее. Любовь к RATM осталась, желание бороться – нет. И лирические песни Многоточия тоже как-то прошли мимо – по подъездам на шлялся, героином не кололся, друзья, слава Богу, все живы. Жизни, прямо скажем, с самого низа не прохавал. Но на какой-то момент, пусть и не самый продолжительный, вчера мне стало за это мучительно стыдно. Глупость какая-то. Зато за нее мне совсем не стыдно.