KRS-1 обиделся на создателя хип-хоп учебника
Когда KRS-One говорит, что он и есть хип-хоп, мало у кого возникают сомнения. Его позиция по этому вопросу не только прочна как скала, но, кажется, и существует сравнимое количество времени.
По этой причине трудно представить, чтобы какое-либо издание, серьезно претендующее на роль, будь то учебника хип-хопа, его энциклопедии, или исторического труда, могло бы обойтись без жизнеописания этого ветерана и истового идеолога движения. Понятно, что он ни в коем случае не является всем хип-хопом, иначе мы бы уже давно заскучали. Не является он также и его основоположником. Тем не менее, претензии Криса на одно из ключевых мест в иерархии субкультуры, родившейся на улицах Нью-Йорка, выглядят уместными.
Но существует одно "но". Он слишком навязчиво на этом настаивает. Кажется, что вместе с его ролью в развитии хип-хопа опережающими темпами росло и эго этого без сомнения талантливого исполнителя. Людей с амбициями можно легко ранить, если вольно или невольно забыть, к примеру, их пригласить на званный ужин, или не удостоить упоминанием в разделе "кто есть кто в хип-хопе" какого-нибудь популярного издания. Похоже, именно это и произошло чуть полтора года тому назад, когда Jeff Chang выпустил книгу "Can't Stop Won't Stop: A History of the Hip-Hop Generation".
Джефф вложил в написание этого программного произведения десять лет своей жизни, собрав воедино весь свой опыт общения с людьми, стоявшими у истоков и сыгравших заметные роли в развитии движения. Результат превзошел все ожидания. Издание удостоилось книжной премии и к настоящему моменту стало обязательным для изучения в университетах, где читают курс хип-хопа. Как ни удивительно, это сегодняшняя реальность, о которой мало кто мог осмелиться помыслить каких-то десять лет назад, не говоря уже о далеких 60-х годах, когда на Ямайке зарождались корни этого явления, захватившего со временем телеэкраны по всему миру.
Can't Stop Won't Stop рассматривает развитие хип-хопа со времен ямайских саундсистем, освещает вклад "святой троицы" DJ Kool Herc – Africa Bambaataa – Grandmaster Flash. Тут описываются и ранние парково-уличные вечеринки, на которых происходило становление эмсиинга и брейкинга, рассматриваются вопросы уличного бандитизма и черного национализма, упоминаются ключевые синглы и альбомы. В общем, серьезный труд, поясняющий, как хип-хоп дошел до сегодняшней жизни такой. На 560 страницах упомянуты многие деятели. Однако там по какой-то причине не нашлось места для KRS-One. Для Chuck D нашлось, а для Криса – нет. То ли Крис не очень внимательно следил за появляющимися изданиями о хип-хопе, то ли его спровоцировал статус учебника, полученный работой Джеффа, но он только недавно разразился критикой в адрес автора и его книги. Приведем несколько высказываний "забытой легенды".
Также хочу высказаться по поводу Джеффа Чанга. Мне не нравится его писанина. Возможно, я выразился грубовато. На самом деле я его уважаю как одного из первых, кто написал о хип-хопе в таком ключе. Я неоднократно с ним беседовал и отношусь к нему, как к знающему человеку. Тем не менее, его проекция хип-хопа на мой взгляд ошибочна.
У меня есть вопросы по этому поводу. Не только в том смысле культурологического характера. Основной состоит в том - кто вообще уполномочил его на само написание такой книги? Тот факт, что предисловие к ней создал Kool Herc, вовсе не является позволением давать определения нашей культуре и интерпретировать ее перед лицом всего мира. У меня, например, в процессе подготовки этого издания никто не взял интервью. У Pee Wee Dance никто не брал интервью. У Grandmaster Caz тоже нет. Я привел эти имена хотя бы потому, что они являются историческими фигурами в хип-хопе с самого первого его дня.
В результате получается дискриминация. Словно у тебя есть какие-то предрассудки, и ты решаешь, что им не место в академическом образовании. В чем тут дело – они не то говорят, не так одеваются и не так живут? Или может в таком ракурсе они не укладываются в методологию академии? В итоге ты просто вымарываешь их имена и отодвигаешь в сторонку, даже несмотря на тот факт, что они и есть настоящие выпускники хип-хопа.
Кроме данного ключевого заявления KRS-One также прошелся по отдельным излагаемым в книге фактам, в основном связанным с движением "Остановить насилие". Назвав некоторые моменты ложными, он прозрачно намекнул, что Чанг скорее любитель, чем настоящий ученый. Многие из вас, возможно, встречались с версией, по которой пятым элементом хип-хопа является знание. KRS-One один из тех, кто разделяет такую точку зрения. Может быть, его критика связана с допущенными автором ошибками, или недостаточной широтой охвата, но слишком сильно сквозь эти претензии выступает его оскорбленное "Я". Да и возможно ли физически в одной книге охватить весь хип-хоп и при этом не упустить никого из достойных упоминания?
Ответ Джеффа Чанга не заставил себя долго ждать:
Послушай, многие люди думают, что им достаточно только прочитать Can't Stop Won't Stop. Как будто тебе больше ничего и не нужно знать. Но я никогда перед собой не ставил цели добиться такого отношения. Вот почему я никогда не пытался акцентировать внимание на своем вкладе в теорию хип-хопа. Не моя вина, что некоторые люди так заостряют внимание именно на этой книге. Никогда я этого не желал.
Также Джефф отметил, что переговорить с каждым, кто участвовал в становлении хип-хопа в принципе невозможно, и что его видение предмета не преподносится как истина в последней инстанции, а лишь является небольшим дополнением к культуре. В завершение Джефф сказал, что он "… обладает достаточным самолюбием, чтобы хотя бы попытаться сделать нечто подобное. И в конечном итоге книга не обо мне, а том, как все это создавалось". В его словах можно усмотреть тонкую иронию, связанную с вечным я-канием Криса, который предпочитает критиковать других, но сам пока не отметился чем-то подобным. К слову сказать, в феврале этого года Джефф выпустил еще одну свою работу, логически продолжающую и дополняющую "Can't Stop Won't Stop". Второй том носит название "Total Chaos: The Art And Aesthetics of Hip-hop" и построен как сборник эссе, интервью и дискуссий заметных деятелей движения, журналистов и прочих причастных гуманитариев.