Карандаш. Кризис среднего возраста
Сразу после выхода своего четвертого альбома "Бедные тоже смеются" Карандаш объявляет о прекращении концертной деятельности. В чем причина, и что еще происходит в жизни рэппера - в сегодняшнем интервью.
Последняя новость, связанная с тобой, - это прекращение концертной деятельности. В своем блоге ты заявил, что третьего января будет последнее выступление. Чем это вызвано и является ли решение окончательным?
В последнее время не уверен, что оно окончательное. Вообще, решил изначально на эмоциях, потом неделю обдумывал и только потом написал пост. Я обычно делаю то, что задумал, поэтому склоняюсь к тому, что действительно выступать не буду. Не навсегда, но на неопределенное время прекращу. Слушатели очень много пишут, 20-30 писем в день приходит в поддержку, с пониманием. Но бывают и "Fuck Карандаш". И ди-джей мой придерживается другого мнения. Наверно, буду в будущем более выборочно относиться к концертам. Сейчас еще, может быть, будут концерты в Казани и Минске, так как с местными организаторами договаривались заранее. Хотя я стараюсь отбрехаться.
Причиной стал концерт, на котором было не очень много зрителей?
Таких концертов было несколько, из-за одного глупо было бы устраивать эмо-показуху. На протяжении полугода я наблюдаю тенденцию, когда людей в зале немного, промоутеры попадают на деньги. И у меня сложилось ощущение, что давать концерты на сто пятьдесят человек - это несерьезно. А мы с ди-джеем серьезно готовимся, репетируем, отрабатываем новые фишки. И психологически неприятно. Хотя во время самого выступления мне не важно, сколько людей в зале. После того концерта у меня был серьезный нервный срыв и вот его последствия.
А почему ты должен думать о промоутерах, ведь это их инициатива привезти тебя. Может, они недостаточно рекламируют концерты.
Я думаю, что мало кто делает, как я - когда звонят промоутеры, предупреждаю, что народу ходит немного. Вообще, глупо это со стороны звучит, прекращение концертов, но я так решил.
Что может изменить решение?
Возможно, время. Возможно, посижу на антидепрессантах, которые мне прописали и весной все станет хорошо. Меня вообще хотят отправить лечиться, в психоневрологический диспансер. Стресс на уровне болезни, без шуток. Кроме рэпа много другой работы, тоже нервной. И близкие говорят, что нужно лечиться. Наверное, это так.
Мне кажется что в интернете твой новый альбом воспринят спокойнее, чем предыдущий.
Нет, отзывов гораздо больше. Существенно больше положительных. Я такой отдачей от своей работы доволен.
А почему, как ты думаешь, твое творчество хорошо принимают в журналах, обычно не много места уделяющих хип-хопу, в той же "Афише", например?
Ну я в чем-то стараюсь всем понравиться. Я же не только для рэпперов сочиняю. Не заигрываю с другими стилями и направлениями, делаю рэп, но слушателя своего только рэпперами не ограничиваю. Открытием меня ни в каких журналах не называли, просто "хороший музыкант". А я таковым и являюсь, все по делу.
В оформлении твоего альбома, уже не в первый раз, указаны все использованные сэмплы в песнях. При этом понятно, что ни один из них не оплачен. Зачем тогда так явно подставляться?
Американцы их указывают потому, что их к этому обязывают авторские права. Мне всегда было приятно в лицензионных дисках читать, что и откуда взято. И я, пусть и не оплатив, но делаю это исключительно дл тех, кому тоже интересно поразбираться в первоисточниках. Заинтересовался сэмплом - поискал оригинал. Мне это очень интересно, я купил альбом Jay-Z и прослушал все оригиналы. Это вторая сторона альбома.
А на выпускающем лейбле "Монолит" не испугались сэмплов и указания на них?
Нет, ничего там не сказали.
А представь, что российское отделение какого-нибудь мейджора выставят иск.
Это будет очень крутой рекламой, Для рэппера круче проблем с законом рекламы нет. А вообще, скажу тебе так - ебись оно конем. Я не ворую песню, я создаю новую. За то, как я использую сэмпл, мне нисколько не стыдно.
Тебе самому новый альбом нравится?
Да. И предыдущий. И второй. Первый - ну так нормальный. А следующий будет еще лучше.
А он будет?
Да, конечно. Кто-то неправильно понимает, что я вообще прекращаю заниматься рэпом. Нет, это было бы очень сложно, для того, кто сочиняет. Невозможно не писать. У меня много идей уже в голове.
На "Бедные тоже смеются" есть строчка "Ди-джей ушел к Лигалайзу, назвавшись Бучем. Там концертов больше и платят лучше. И пусть тебе похуй на мой рэп, мне не плевать на дружбу". Звучит это как позиция очень обидевшегося человека. И не очень красиво.
Ну ты правильно все воспринял. Но я же не для того пишу песни, чтобы люди сказали: "Ох нихуя, какой Карандаш хороший человек". Ну да, я такой. Плохой поступок, за него можно меня порицать. Я, конечно, стараюсь выглядеть лучше, как и все, но и собой остаюсь. Эта строчка по большей части бессознательная, сама написалась. Я кстати, спрашивал у Буча, заранее прочитал ему, он вроде нормально отреагировал. Потом, правда, говорят, напрягся уже. Но я благословение получил.
Если человеку не нравится Карандаш, то он в первую очередь назовет его нытиком.
Ну если рассматривать с позиций сурового челябинского парня, возможно. Но я не нытик, и в детстве никогда не был. Мой отец вел дневник про меня, описывал все мое детство - и там я совсем не выгляжу нытиком. Кто-то сказал, что для того чтобы быть сильным человеком, нужно уметь признавать свои слабости.
Как я понимаю, процесс записи твоего альбома выглядит так - долго сочиняешь в голове, потом едешь на студию и за раз, за два все записываешь. Много ли от такой работы остается обрезков, незаконченных, плохих песен?
Они душатся и умирают до записи. Я могу заранее видеть картину песни. Из-за опыта, еще до того как песня появилась сведенная на носителе, я уже знаю, как она будет звучать. Поэтому плохих песен в записанном варианте нет уже лет пять. К новому альбому уже вынашиваю идеи, но пока ничего определенного нет. Некоторые люди вообще не записывают свои тексты, как Фьюз, например. Мне же нужно все записать, а потом еще и долго учить. Буквально после выпуска альбома, готовясь к концертам, месяц слушаю свои песни, чтобы запомнить. Хотя это и сложно - слушать себя.
Что в этом году понравилось из русского рэпа?
Год для меня очень урожайный в этом плане. Очень понравился альбом Noize MC. Очень понравился альбом Касты, я раньше ими так не увлекался. И Змей хорошо к ним влился. Дабл очень понравился. Группа Worna Brazass из Екатеринбурга. Если говорить о так называемом гоп-хопе, то нынешние интернет-герои им в подметки не годятся. Я в этом году только послушал Гуфа - хорошие тексты, сильная личность и сочинитель. Ну и Варчуна, хотя я там много что сам сделал.
По поводу работы с другими артистами - будет ли давно обещанный сольный альбом Ленина?
Да, записали предпоследнюю песню, "Про Альфонса". И пятого января я еду в Нижний Новгород и вернусь из него с альбомом Ленина.
Какой он?
Он первый. В нем довольно много блинов комом, но и много того, чего ни у кого еще не было. Рэп, который поют. Не совсем современный, так как песни разного периода, но он должен был выйти, как первый альбом человека, который давно этим занимается. Ленин же раньше меня начал, но так получилось, что дебют будет только сейчас.
А про альбом Re-Pac что можешь рассказать?
Re-Pac - неуравновешенный человек с семью пятницами на неделе, чье творчество мне очень нравится и которому я помогаю по мере сил и возможностей. У него чертовски много лирических песен, что не совсем правильно для сильного фристайлера и баттлового рэппера. Для меня он до сих пор темная лошадка - иногда так сильно сочиняет а иногда будто вообще в первый раз в студии. Он разный и я не могу его определить одним словом. Но Re-Pac очень сильная творческая личность, и наша дружба замешана как раз на музыке. Я его услышал и просто позвонил с предложением работать вместе.Мне показалось, что ему просто не хватает помощи, как доводчика у двери. Если мы и дальше будем понимать друг друга, то альбом будет.
Ты только пишешь музыку или как-то определяешь концепцию, правишь тексты?
По текстам я ему часто советую, но он никогда не слушает. Музыкой управляю я. И концепцию в общем выдерживаю, но в семидесяти процентах он делает по-своему. Написано уже много песен, но нужно найти дней десять, чтобы поехать и записать их. А времени как раз не хватает. Но я нашел время для своего альбома, сейчас - для Ленина, найдем и для Re-Pac.
Есть ли другие артисты, с которыми ты бы поработал?
Конечно. Мне, например, не совсем нравится музыкальная составляющая Noize MC. Если его положить на грамотный современный продакшн, то будет бомба, как мне кажется. Ему нужен свой Dr.Dre. Я не говорю, что это я, это мог бы быть, например, Влади или кто-то еще. Как мне кажется, Гуфу очень не хватает красивых, лирических минусов, тогда это было бы что-то, чего вообще нет в русском рэпе. По-хорошему попсовых. Вот с ними с удовольствием бы поработал.
И последний вопрос - как маленький сын влияет на творчество?
Отрицательно. Ребенок очень сильно мешает. Какое может быть писательство, когда он рядом бегает и все ему нужно показать.