Итоги года: лучшие русские альбомы, часть 1
В преддверии Нового года мы подбираемся к самому интересному – выбираем и вспоминаем лучшие русские релизы, по которым будем помнить 2015-й. Стоит признать, никогда ещё выбор не был столь тяжел.
Именно в 2015-м году произошла пресловутая хип-хоп революция – вспомните, бывали годы, когда даже десятку лучших релизов наскребали с трудом, сейчас же всё не уместилось даже в двадцатку. Собственно, поэтому мы и решили разделить наш топ на две части. Вторая выйдет завтра, аккурат под ёлку. Спорьте, предлагайте свои варианты, проклинайте нас – мы знаем, вам это нравится.
20. HASH TAG «Artist»
HASH TAG по-прежнему лучше всех ретранслирует дух поколения, выросшего на MTV, затиравшего кассеты по дороге на брейкданс, а в перерывах покупавшего в киосках пиво, на язык эпохи Твиттера и, простите, хэштегов. Несмотря на актуальный продакшен и нестыдную, теперь еще более западную подачу материала, его творчество по-прежнему самое что ни на есть русское. Обороты про керю и «начислить кваску» здесь смотрятся как родные и лишь добавляют историям шарма. Никуда не делся и фирменный для релизов Олега прием – сэмплирования фраз и диалогов из старых отечественных фильмов. С цитированием на «ARTIST» вообще все очень хорошо. Так, отрывки из «На Дерибасовской хорошая погода…» потрясающим образом вплетаются в концепцию, а строчки из «Suicidal Thoughts» Бигги здесь неожиданно идеально вписываются в самоутверждающий трек о преданности своему делу и вечному походу за мечтой. HASH TAG вряд ли лукавит, когда говорит, что это по сути его первый альбом. «ARTIST», может, и менее саркастический и бьющий в нерв, чем дебютный «Золото Маккены», зато куда более личный и проработанный.
19. СТ «Почерк»
Весь год красный снэпбек СТ не исчезал с экранов и мониторов – СТ был как тот Фигаро, и тут, и там. И стихи читал, и Оксимирона на Versus всё-таки вызвал, и Beats&Vibes вёл, и хороший альбом в начале года выпустил. Просто хороший альбом, просто СТ – не исключено, что это лучший его диск, и в каком-то другом году он занял, бы, возможно, довольно высокое место. Но в 2015-м, когда условная «новая школа» так наступила на пятки школе старой, что с неё слетели эирмаксы, «Почерку» СТ не нашлось места выше. Почерк у СТ узнаваем и понятен – ровен, легко читается, во врачи бы СТ не приняли. Крайне грамотно подобраны артисты для совместных треков – начиная от закадычных друзей времён Phlatline Нэла и Левана до Бьянки, одно участие которой практически обрекает трек на хитовость.
18. PHARAOH «DOLOR»
Хотите вы того или нет, но по итогам 2015-го Pharaoh оказался чуть ли не главным героем года. Он захватил умы тысяч людей (в том числе ненавистников и аудитории от рэпа бесконечно далекой) и стал объектом главных мемов. Однако в «DOLOR» нет ни пресловутого «скр» из «Black Siemens», ни самоиронии того же «Champaign Squirt», что безусловно похвально. Весь релиз – это словно панихида по собственному образу, сложившемуся у среднестатистического слушателя. Над Фараоном здесь берет верх его холодное альтер-эго Cold Siemens, чья душа тлеет быстрее бланта и вновь возрождается на последних словах предсмертной записки, от руки написанной специально для буклета альбома. Среди преобладающего на «DOLOR» кричащего панк-рэпа, пропитанного характерной ненавистью, дерзостью и одновременной отрешенностью, кроются действительно сильные номера, в которых без шуток видны задатки большого артиста. Пока что эта музыка идеально вписывается в основном лишь в картину мира юной аудитории, как когда-то вписывались эмо-группы. Естественным итогом станет взросление самого Глеба – и как человека, и как артиста – и тогда нас, хочется верить, ждет самое интересное.
17. Кравц «Плохой романтик»
«"Плохой романтик" – это такая эволюция отношений: от расставания до самых грязных, от самых грязных до самых чистых. И там куча еще рэперских песен» – говорил Кравц в интервью нашему порталу. Ситуация, когда Баста пишет с кем-то совместный трек и этот трек – не главный хит на альбоме, или, как минимум, не та песня, о которой будут говорить больше всего, практически невозможна. Однако насколько бы круто ни получилась «Давай зажигать», но больше всего судачили о совместном треке с Айзой. Уже бывшая жена Гуфа, которой раньше приписывали кучу всевозможных треков, дебютировала в роли певицы на альбоме своего друга и основателя лейбла «Presnya Family». По идее, в 2016-м Айза продолжит сольную карьеру. Впрочем, мы об альбоме. Он получился лёгким, воздушным, действительно романтичным. Кравц читает всё о тех же вещах – девушках, друзьях, том, как он видит этот мир, и, похоже, не собирается менять вектор творчества.
16. Жак-Энтони «Бездыханным»
Стоит признать – Жак показал, как провести идеальное промо к альбому, имея на руках ограниченные средства. Около десятка видео за год – да, многие из них незамысловаты, но поскольку заявлений о великой режиссуре не было, претензий тут не предъявишь. Альбом назван в честь одного из самых громких совместных треков этого года – впрочем, почти всё, к чему Оксимирон прикасался в 2015-м, моментально разлеталось по сети. Жак – возможно, самый харизматичный представитель так называемой «новой школы», наверное, с самым обширным словарным запасом и хорошим, богатым русским языком. Всем этим альбом Жака и ощетинивается, как пиратский корабль пушками, вот из этого орудийного порта лексикон палит, а из этого – начитанность. Однако если такого оружия вы не боитесь – Жак возьмёт вас на абордаж и прирежет своим флоу – в его случае это действительно флоу, а не бубнёж под бит. Жак играет с ритмом, темпом, жонглирует словами, будто чёрный! А, ну да. Кхм. В общем, альбом нам понравился.
15. ГРОТ «Земляне»
ГРОТ подписали контракт с Respect Production и обновили звучание – это первое, о чём нужно сказать. Diamonds Style сумели дать ГРОТу новый виток – в этом, конечно, не только их заслуга, но переход на эти порой действительно величественные инструменталы весьма уместен, особенно когда ГРОТ традиционно вещает о каких-то глубинных и сокровенных истинах. Альбом целостен и выдержан тематически – космос, Вселенная, роль и предназначение человека, вот то, что сейчас беспокоит участников группы, то, что пришло на смену Алкотестеру, и это, безусловно прыжок вперёд. Всё украшено фирменными гротовскими оборотами, читкой внахлёст, думается, что новых слушателей у ГРОТа из-за этой пластинки появилось больше, чем ушло старых. И, конечно, отдельно стоит отметить потрясающую «Бесконечную» с Влади – однозначно в топ лучших треков ГРОТа всех времен!
14. Кровосток «Ломбард»
В этом году «Кровосток», конечно, больше всего запомнился выигранным судом. Кто б мог подумать, что это вообще возможно – государственная машина поперхнулась Шилом! Впрочем, давайте об альбоме. 14-е место обусловлено тем, что удивить слушателя на этот раз не получилось –да, всё звучит так же интеллектуально, интеллигентно, но, во-первых, стопроцентных, «на века», хитов тут не сыщешь, а во-вторых всё как-то предсказуемо, что ли? Ну, то есть предугадать тематику «Ломбарда» или, например, «Ногтей», конечно, невозможно, но традиционно ждёшь чего-то эдакого, под неожиданным углом и с элементами насилия (ох, мы как ярославские филологи заговорили, кажется) – и это же и получаешь.
13. Карандаш «Монстр»
Помните, что Карандаш сказал про альбом Скриптонита? «Скрипи! Спасибо, я не знаю как это делается, как это можно повторить». И то верно, но зачем повторять чужое? Карандаш, например, взял да и повторил своё – просто сделал это ещё душевнее и проникновеннее, чем раньше. Рецепт хорошего, целостного альбома Денису хорошо известен, с «Монстром» он тоже действовал по старым лекалам – и снова сработало. Вспомните – можете ли вы назвать у Карандаша хоть один откровенно слабый альбом? Вот именно. «Монстр» – приятное неисключение из правил. Рэп взрослого мужчины, с семьёй, детьми, хорошей машиной, работой, квартирой, хип-хоп среднего класса, если позволите. Место в рейтинге соответствует – ближе к середине.
12. Rigos «На реальных событиях»
По-настоящему о Ригосе как о творческой единице заговорили после прошлогоднего альбома с Гуфом «420», и тогда карьера его разделилась, что называется, на до и после. Кто-то проникся его хейзовым, витающим где-то среди дыма вокалом, а среди определенной части аудитории он мгновенно стал персонажем одиозным – русское ухо резало крайне необычное использование автотюна. У пользователей ВКонтакте даже появилось такое развлечение – делать версии «без Ригоса». Прием насколько инфантильный, настолько и глупый. Самые выдающиеся треки на альбоме «На реальных событиях» доказывают, что пропускать Ригоса мимо радаров не стоит. Несмотря на кажущуюся примитивность, треки его полны очень интересной лингвистической игры: он ломает слова, глотает или, наоборот, тянет слоги, а порой и вовсе вворачивает в текст особенный, мало на что похожий сленг.
11. Триада «Третье дыхание»
Пожалуй, самая недооцененная рэп-группа России по-прежнему не портит борозды. На «Третьем дыхании» в первую очередь хочется отметить рост Дино (положа руку на сердце – Нигатив почти что всегда шёл на голову впереди, сейчас же разница между участниками коллектива не бросается в глаза, то есть в ухо). Во вторую очередь следует отметить разноплановость – и в тематическом (не просто рэп про рэп, но интересные сюжетные зарисовки, позволяющие сопереживать артисту, погружаться в ситуацию, узнавая собственные мысли), и в инструментальном плане. И песни о любви, и социальщина, и качовые «концертные» боевички здесь присутствуют, причём слушается это не как набор треков, а вполне даже цельно. Краеугольным камнем русского рэпа этой пластинке стать не суждено, но это та самая классика, ласкающая слух человека, давно слушающего «старый-добрый» русский рэп, которому все эти ваши трэпы совсем не нравятся.