ST Сделаем все красиво
Альбом на биты Нэла (Marselle), гострайтинг, Серега, Phlatline и рэп как искусство — обо всем этом сегодня на Rap.Ru.
Сашу Степанова представить в телевизоре, в роли рэппера для самых широких масс легче легкого — достаточно один посмотреть на него на сцене. Вопрос лишь времени, когда это произойдет. А пока этот вопрос решается, Rap.Ru задал ему несколько других.
Насколько известно, твой ближайший релиз — это пластинка на музыку Нэла. В каком он состоянии?
Сейчас он в стадии записи. Где-то нужно гитарку записать, где-то девочку. Параллельно сводим уже готовые треки. На альбоме естественно будет Нэл. Хотелось бы видеть и Левана, с которым мы записали пару треков, но пока не поняли, подходят ли они под концепцию. Гуфу уже отправил демо. С Джи Вилксом давно хотели сделать что-то совместное, но в том треке, где я его видел, мы не сошлись. Если честно, с Серегой хотелось бы что-то сделать, мне это интересно.
Дату релиза говорить не буду, потому что нужно сначала все сделать, снять клипы и только потом выпускать. Я многому научился на примере релиза первого альбома "Сто из ста". Он вышел в конце 2008-го, а клипы выходили столь не систематизировано, что клип "Мама", к примеру, выходит вот только в 2010-м. Это неправильно, но этот клип я обещал снять в первую очередь самому себе. С программой альбома мы давно уже проехались по стране и пора уже готовить новый тур. Сейчас хочется все сделать красиво: клип до альбома, клип во время, клип после — и обратно к работе.
В чем особенность работы с одним битмейкером?
Получается что-то отличное и от моего стиля и от того, что делает Marselle. Я долго искал себе хорошего битмейкера, пытался работать с совсем молодыми, но быстро устал от "Hip-Hop Ejay". А оказалось, что нужное рядом. Одна песня получилась, другая — так и появилась идея записать альбом.
Леван не беспокоится, что от ты отрываешь Нэла от его основных занятий?
Да скорее я беспокоюсь. Все равно я понимаю, что своя группа Нэлу ближе и, наверно, лучшие биты он оставляет для нее. Это нормально, я и сам, когда тексты пишу на заказ, лучшее откладываю себе.
Ты так легко затронул тему гострайтинга. Он вообще существует в наших реалиях?
Да, я пишу на заказ. Кому, не скажу. Не могу сказать, что постоянно и что это приносит постоянный доход, но случается помогаю молодым. Было как-то писал для нового проекта Сергея Галояна, саунд-продюсера "Тату". За один текст получил денег, другие вроде не подошли, но потом я услышал их сильно переработанные. С попсой больше не работал. Для попсы у нас Noize пишет и очень круто, кстати. Мне очень понравилось, что для Тани он написал.
Считаешь ли ты свой первый альбом успешным?
Мне сложно определиться. Видишь ли, всем критикам и тебе тоже он не понравился. А молодой слушатель наоборот принял хорошо. Мне же он, как ребенок, в котором не видишь дефектов, но все равно нужно понять, что же там было не так. Наверно, я был там наивно прямолинеен, хотя и это тоже многим понравилось.
Когда ты говоришь "Рэп не штампуется, рэп — это искусство", ты правда так считаешь? Ведь рэп штампуется в огромных количествах и искусства в нем очень мало. Такая фраза может понравиться только ну очень молодым и восторженным хип-хоп слушателям.
Конечно, я вижу в рэпе продукт, коммерческие выгоды, хотя бы потому что только он меня и кормит. Но я воспринимаю рэп не таким изначально. Рэп-музыка должна быть искренней, настоящей. Я говорю эту фразу потому, что хочу чтобы рэп был таким, я его так воспринимаю.
Хотя, есть и группы-однодневки и люди, которые только играют в хип-хоп. Например, еще в старой "Жаре" приехал выступать один "рэппер" в брюках, в жилетке и рубашке. В гримерке надел широкие штаны, цепь, "тимберленды" и вышел читать на сцену о том, как он вот так и живет — с цепью и "тимберлендами".
Зачем сейчас надо было снимать клип на "Маму"?
Я как-то себе пообещал. Хотя мне и говорили, что это пустая трата денег. Но это, наверно, одна из немногих песен, которую я хочу взять с собой из альбома "Сто из ста". Не "По-другому", не "Ретро", а именно ее.
Хочу спросить про "Битву за респект". Вас во Phlatline три МС, но победил наименее очевидный — Нэл. Не было ощущения несправедливости?
Такое ощущение у меня было, когда я проиграл один процент Анту. Думаю, у Левана было такое же, когда он проиграл мне. А во время второй битвы, когда участвовал Нэл, мы просто сплотились, как команда и ощущали это своим общим достижением. Об обидах и мысли не было. Обида, повторюсь, была в финале первой — всего один процент. Да, кстати, Playstation Ант подарил мне...
Опыт гласит, что с друзьями не стоит вести общий бизнес. Как ты смотришь на это в свете вашей работы и дружбы внутри Phlatline?
Я полностью согласен с этим и всегда старался придерживаться такого правила. Но у нас пока получается. Пока. Когда мы обсуждали студию, у нас были очень жесткие споры.
Как деньги делить?
Скорее, кто чем будет заниматься, почему кто-то больше, кто-то меньше. Но мы умеем разделять бизнес и дружбу. Посмотрим, получится ли дальше. Хотя, конечно, сложно в ситуациях, когда тебе надо отчитать человека по работе, а он твой друган. Но от этого зависит общее дело и надо значит надо.
В творческом плане на тебя можно оказать давление?
Только советами. К примеру, после выхода клипа Павла Воли и Киркорова, где они откровенно стебутся над рэпом, Миша сказал: "Напишите дисс на них". Я попробовал, но понял, что оно того не стоит. Стебем их по каналам и радио, да и хватит с них.
Если бы ты заново входил в хип-хоп, была бы у тебя страница истории с Серегой? Насколько я помню, вы разошлись спокойно.
Были неприятные моменты, но все ровно, мы созванивались с тех пор пару раз. Но мне кажется, какая-то обида у него на меня осталась.
Как думаешь, почему St1m ушел?
Когда мы с ним увиделись на презентации клипа Лиона в "Жаре", я первым делом спросил, PR-ход ли это? Говорит, нет. Ну не знаю, когда я ушел, у меня ни сайта, ни песен к фильмам не осталось.
Ты, кстати, почему за свой сайт st-padonok.ru не платишь?
На самом деле, я хочу уйти от этого образа подонка. Был момент, когда мне казалось, что подонком быть круто, девочки таких любят, даже татуировку хотел сделать, но ума хватило.
Ты еще часто сравниваешь себя с Гомером Симпсоном — почему с ним?
Мне реально нравится этот персонаж. По крайней мере, первые восемнадцать сезонов. Он характеризует все, что не надо делать, и все, кем надо быть.
В американском рэпе есть практика выражения респекта коллегам в песнях, воспоминания об олдскульных героях. Ты, пожалуй, первым сделал это здесь, в песне "Респект". Реально так чувствуешь или подсмотрел у них?
Так чувствую. Я реально слушал и Многоточие, и Децла. У Децла первый и третий альбомы знаю наизусть. Уважаю творчество Bad Balance тех времен, несмотря на то, что сейчас смотря на них, у меня какое-то странное чувство грусти появляется. Джи Вилкса считаю незаслуженно непризнанным артистом.
Не могу тебя не спросить про перчатку — символ твоего одиночества. Ты сегодня без нее — уже не одинок?
Блин, забыл надеть!