Англия: 100% original. Полная версия.
Что приходит вам в голову, когда вы слышите слово "Англия"? Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Beatles и Sex Pictols, Абрамович и "Челси" - богатейшая палитра ассоциаций. Какое место в этом ряду занимает английский хип-хоп?
АНГЛИЯ: 100% ORIGINAL
Welcome!
Что приходит вам в голову, когда вы слышите слово "Англия"? Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Биг Бен и Тауэр, пабы и кэбы, Beatles и Sex Pictols, принцесса Диана, Абрамович и "Челси" - богатейшая палитра ассоциаций. Какое место в этом ряду займет английский хип-хоп? Вспомните ли вы о нем вообще? У Британии масса достоинств, но хип-хоп в их число не входит - так считают многие. А вот я думаю иначе и готов это доказать.
Англию можно считать тем местом, где хип-хоп реализовался в абсолютно нестандартных формах. Местное видение хип-хопа оказалось совсем не таким как в Штатах или даже в соседней, отгороженной проливами, но соединенной Евротонелем, Франции. Иным, подернутым флером типично британской интеллигентности и вместе с тем присущим только англичанам хулиганства. Корни здесь иные - это естественно, ведь музыкальные традиции Англии отличны от американских и французских - статус столицы мировой музыки обязывает; местные продюсеры не зашорены, не зажаты стереотипами, в конце концов, на них не давит авторитет великих предшественников, которые в свое время велели делать бит только так и никак иначе. Мультинациональность Лондона внесла в британский хип-хоп серьезную долю карибского колорита и индо-арабских мотивов. Вот так, в тени панка и новой волны, эйсид-хауса и брит-попа, бристольского трип-хопа и брайтонского бигбита, почти 25 лет существует UK hip-hop.
Punk's not dead!
Удивительно, но первой хип-хоп-головой Великобритании мы можем смело считать Малькольма Макларена, скандального менеджера панк-идолов Sex Pistols. Его треки "Duck Rock" и "Buffalo Gals" в 1983 году прозвучали в унисон электро-гимну Африки Бамбаатаа "Planet Rock" и показали, что Британия ни в чем не уступает своей бывшей заокеанской колонии, хотя и предпочитает идти своим путем. Почти в это же время прозвучал "Beat Box" от команды Art of Noise, позднее использованный в одном из треков Ice T для фильма "Breakdance".
Хип-хоп пришел в Соединенное Королевство, бомба сработала, оставалось только ждать, когда взрывная волна докатится и снесет все препятствия на своем пути. Естественно, дело это нескорое. Уделом первопроходцев английского хип-хопа был андеграунд. Пионеры хип-хопа, те, кто действовал в середине 80-х, не сделали великих свершений и ограничились локальными успехами, подготовив почву для следующих поколений. Первые ди-джеи, би-бои и рэпперы, неизбалованные вниманием широкой аудитории, звукозаписывающих компаний и средств массовой информации выполнив свою миссию остались прозябать в неизвестности.
Ветераны
Времена зарождения английской хип-хоп-культуры отличались немыслимой сегодня искренностью, наивностью и бескорыстной любовью к делу, которому люди посвящали себя. Ими двигала любовь к культуре, творившая невероятные вещи. В 1987 году рэппер Kamachi Sly победил в соревновании МС, проводимом Тимом Вествудом. Призовые деньги он бросил публике со словами: "Я делал это не для денег, а для искусства"…
У истоков британского рэп-движения стояло много людей, чьи имена, увы, ничего уже нам не скажут. Для порядка упомянем патриарха МС Mell'O, the Thrashpack - английскую версию Beastie Boys, проект Hijack, выпустивший знаковый для английского хип-хопа трек "Style Wars" и в 1991 году издавший альбом на лейбле у Ice T. DJ Cutmaster Swift побеждал в конце 80-х на мировом чемпионате ITF. Поныне действующий гуру британского хип-хопа Rodney P, именовавшийся тогда MC Roddie Rok, в составе знаменитой тусы the London Posse открывал новые горизонты британского андеграунда: он рэповал на ужасном кокни, а его напарник Bionic изощрялся в рагга-тоастинге - это было чрезвычайно круто.
Пиратское радио
Естественно, далеко не сразу СМИ ухватились за эту культуру и обратили на нее свое внимание. Неожиданным пособником продвижения хип-хопа в массы стали многочисленные пиратские радиостанции.
В России если в музыке и есть что-то пиратское, так это контрафактная продукция, о борьбе с которой так много рассказывают. На берегах Альбиона существует удивительная традиция пиратских радио - нелегальных, работающих без лицензий и разрешений, на известных лишь посвященным частотах. Безусловно - некоммерческих. И вот они, как наиболее открытые и незашореные, включились в процесс привития массам хип-хопа.
Первыми были станции ABC 105 и MCR 90.3 (Music City Radio). Вскоре знаменитый ди-джей John Peel начал включать в свои ночные шоу на Radio1 хип-хоп-треки - правда, происходило это не часто. Но это был один из первых робких шажков британского хип-хопа к своим поклонникам; вскоре последовали следующие: двухчасовое Mike Allen's Rap Show на Pennine FM в Лидсе, программа Джеффа Янга на Independent Local Radio, у Дэйва Пирса появилось шоу на GLR, а Тим Вествуд начал завоевывать себе известность, работая на LWR - сейчас у него два раза в неделю выходит национальное хип-хоп-шоу на Radio1. В Бристоле пираты, такие как FTP или Emergency, давали людям все, что они хотели. В общем, как говорил один советский политик, "процесс пошел", хотя успехи и были локально-местечкового уровня.
Бристольские гены
Среди мест скопления новаторов, категорично могу выделить Бристоль - чрево, из которого вышел трип-хоп: плод смешения хип-хоповых ритмов с мрачнейшим рок-саундом и душераздирающими вокальными переливами. Первыми была тусовка Wild Bunch, позднее перевоплотившаяся в Massive Attack и выпустившая из своих недр Трики, славного помимо сольного творчества совместными работами с рэпперами Gravediggaz и DJ Muggs (Cypress Hill). Из Бристоля же ведут свои корни Portishead - т.е. вся святая троица трип-хопа, породившая впоследствии легионы последователей и подражателей, как на родине, так и по всему миру.
Серьезную роль в становлении британского хип-хопа сыграли Мэтт Блэк и Джонатан Мор - электронный дуэт Coldcut. Конечно, их не крутили в тяжелой ротации по музтв, но они и без этого оказали серьезнейшее влияние на развитие хип-хопа, да и музыки в целом. Coldcut выпустили ряд совершенно гениальных работ, где техника сэмплерных коллажей поднялась до недостижимых высот. Их ночное радиошоу "Solid Steel" заслужило культовый статус, а созданный Мэттом и Джонатаном лейбл Ninja Tune поднял на недостижимую высоту электронную ветвь хип-хопа и поныне задает моду в этом направлении.
Взращенная усилиями Ninja Tune блистательная плеяда артистов определила лицо английского хип-хопа. Отмечу, что никто из N.T. не является рэппером в общепринятом смысле - их альбомы зачастую инструментальны. Музыка "ниндзей" - вариации на тему хип-хопа, рэп будущего, близкого и далекого. В творчестве их отличает нонконформизм, презрение к установленным нормам и привычка ставить все с ног на голову.
В 1992 году в Лондоне басист малоизвестной эйсид-джазовой команды Jake Wherry встретил местного диск-жокея Ollie Teeba. Несколько записанных треков привели к рождению команды The Herbaliser, выпустившей на Ninja ряд отличных альбомов. Их музыка уходила корнями в фанк и джаз, приправленный достижениями современной электроники, ленивыми скрэтчами и олдскульным речитативом. Для живых выступлений они рекрутировали отдельный состав с мощной духовой секцией - группа "Ленинград" в чистом виде... А первое выступление The Herbaliser в Москве в конце 90-х ознаменовалось невообразимой силы ураганом, потрясшим столицу. Невозмутимые гости заявили, что нечто подобное происходит всегда, когда они приезжают в город.
Фэйсы
DJ Vadim - титан бритиш-хопа, фигура, имеющая ярко выраженные славянские черты. В раннем детстве он приехал в Англию из России, в подростковом возрасте увлекся музыкой, не трудно догадаться каким... Открыв свой лейбл Jazz Fudge (из видных хип-хоп-деятелей, выпускавшихся на нем, могу отметить Mark B & Blade), Vadim издал дебютный сингл, мгновенно попавший в поле зрения людей с Ninja Tune. Так стартовала творческая карьера самого успешного русского в хип-хопе. В названиях всех его альбомов обязательно присутствует слово USSR. DJ Vadim говорит, что ему очень нравится та загадочность, которая окружает в глазах европейцев все, что связано с СССР.
Кроме того, отдельно хочу порекомендовать к прослушиванию таких артистов как DJ Food, Kid Koala и Funky Porcini. Да и вообще все выходящее под маркой Ninja Tune заслуживает внимания. В том числе и продукция подлейбла "ниндзей" - Big Dada.
С этим лейблом сотрудничает интереснейшая личность - Roots Manuva. Его настоящее имя Родни Смит, он сын священника с Ямайки, рожденный и выросший в Лондоне. Впервые о нем заговорили в 1999 году, после выпуска дебютного альбома "Brand New Second Hand". Его необычная читка и умные тексты завоевали массу поклонников, а пресса сразу провозгласила Roots Manuva самым удивительным и оригинальным голосом в новом хип-хопе. Последовавший "Run Come Save Me" только укрепил его репутацию самого передового хип-хоп-музыканта Великобритании. В таком успехе нет ничего невероятного - в Англии вообще много выходцев с Карибских островов. В отличие от американского хип-хопа, выросшего из соула и фанка, корни английского - в регги и дансхолле. Карибская музыка определяет и нынешнее звучание брит-хип-хопа.
Команда New Flesh, коллеги Roots Manuva по лейблу, состоит из уроженца Гренады Toastie Tailor и граффитчика из Лидса Part 2. Их песни отличаются полистилистикой, но при этом содержат легкий ямайский привкус.
Ty (произносится - Тай), в отличие от большинства артистов с Big Dada не владеет ямайской техникой речитатива. Он - сын нигерийских эмигрантов, его корни на черном континенте. Тай в культуре с начала 90-х, его творчество отличается умными и зрелыми текстами. В начале своей карьеры он сотрудничал с хип-хоп-звездами 90-х MC Mell 'O, DJ Shortee Blitz и DJ Pogo. Работу с Big Dada Тай начал выпуском блестящих альбомов "Awkward" (2000) и "Upwards" (2003).
Чисто английским ноу-хау является смешение традиций хип-хопа с танцевальными ритмами 2step garage. В стране, которая является мировым оплотом драм-н-басса, это никого не удивляет. Немало артистов прививает хип-хопу драм-н-бассовые и гаражные ветви и лучшим из новоявленных мичуринцев удается подняться значительно выше ограничительной планки с надписью "глубокий андеграунд" и вписаться в британский мэйнстрим. Из их числа можно выделить такие проекты как The Streets, So Solid Crew, Dizzee Rascal.
Уроженец Бирмингема Майк Скиннер в рамках проекта The Streets варит компот из 2степ-гаража, регги, британского рока и весьма необычной манеры речитатива. Результат получается весьма впечатляющий и ярко выделяет The Streets на фоне прочих проектов - как рэпперских, так и танцевальных. В 2002 году вышел его дебютный альбом "Original Pirate Material", содержащий ряд достаточно интересных тем. Наиболее впечатляющей из них была, пожалуй, "Let`s push things forward". В результате Скиннер был номинирован на 4 премии Brit Awards, мимо которых, впрочем, его в последний момент прокатили. Сейчас готовится к выходу новая работа The Streets "Grand don`t come for free", ей явно не грозит остаться незамеченной.
Полукриминальную тусовку So Solid Crew (количество участников зашкаливает за три десятка) постоянно сопровождают скандалы, а на их концертах время от времени отстреливают зрителей. Впрочем, это не мешает им выпускать альбомы, снимать видео, концертировать и получать Brit Awards - главную музыкальную награду Великобритании.
Dizzee Rascal, свежий персонаж в этой компании, 18 лет отроду выпустивший успешный альбом "Boy In Da Corner" (2003). Уроженец бедных кварталов Ист-Лондона, безотцовщина и неуч, в юности пробавлялся ограблениями разносчиков пиццы и угоном авто. Однако же велика сила искусства, если сумела отвадить его от этих без сомнения увлекательных занятий и направить энергию юного Дилана Миллса (так вообще-то его зовут) в мирное русло. Стартовав с написания треков в стиле garage, к 18 годам Dizzee Rascal созрел настолько, чтобы вылепить свой стиль, классно смешав гараж с хип-хопом и примирив поклонников обоих направлений. Сейчас Dizzee Rascal считается главной андеграунд-сенсацией Королевства и уже поучаствовал в альбоме Basement Jaxx "Kish Kash".
Неплохо обстоят у Англии делаи с экспортом R&B-звездочек местного производства. Как правило, это дамочки, такие как Mis-Teeq и Ms.Dynamite. Последний успех на этом поприще - новоявленная R&B-дива Jamelia, которая после паузы, связанной с рождением ребенка возобновила свою певческую карьеру и выпустила хорошо продающуюся пластинку.
Еще один продукт британского музыкального экспорта - феноменальный Killa Kela. Он безоговорочно первенствует в классе human beatbox, хотя предпочитает, чтобы его уникальный стиль называли как мультивокализм. Лучший битбоксер в Европе, по ряду моментов Killa Kela превосходит американцев Rahzel'a и Scratch'a. В домашнем прослушивании он воспринимается менее эфектно, зато на концертах Killa Kela убивает наповал. Он активно гастролирует, а в начале 2004 года побывал в России, в рамках World Drum'n"Bass Tour.
В завершение хочу заметить, что данная статья не претендует на энциклопедичность, и конечно не является истиной в высшей инстанции. Во-первых, невозможно охватить всех достойных, в этот обзор не попали ветераны Credit to the Nation и радикальные потомки азиатских эмигрантов Fun`Da`Mental, потому что иначе вместо статьи пришлось бы написать небольшую книжку. Во-вторых, британская музыкальная сцена является чрезвычайно подвижной формацией и чисто физически невозможно уследить за всеми новинками, коих немало. В Англии постоянно что-то происходит, рождается нечто новое, феноменальное. Возможно, прямо сейчас, пока вы читаете эту статью…