Карандаш: "Я не пишу рифму ради рифмы"
Мы можем договорится, что ты будешь задавать в каждом интервью со знающими меня людьми вопрос обо мне, о том какой я. К примеру: "А вспомните-ка случай, когда ваш друг Денис Григорьев был веселым и шумным?!"
Денис "Карандаш" Григорьев: "Я не бука!!!"
Карандаш, один из самых неординарных хип-хоп-деятелей России делится с читателями Rap.Ru своими соображениями о новом альбоме, появлениях муз, заставляющих опаздывать на важные встречи, о формуле стопроцентного хита и о том, как вести себя в Москве, чтобы не превратиться в Соло.
Андрей Никитин: Как проводит “Лето-2004” рэппер Карандаш?
Карандаш: Знаешь… Как спортсмен. В движении… Заканчиваю альбом, который, надеюсь увидит свет осенью этого года. Но и на отдых времени хватило, недавно, к примеру, с небезызвестными хип-хоп персонажами очередной раз объезжали свои дикие горные велосипеды. Результат - сломанный палец на правой руке и ободранная кожа где только можно.
На чем сейчас сосредоточены творческие усилия?
Карандаш: Работа над вторым своим альбом, как я сказал ранее, закончена. Но любимым делом я занимаюсь и вне альбомов Карандаша. Готовлю альбом для Ленина. Так же много сил уходит на сценарий и подготовку собственного клипа. Хочеться встретить во всеоружии тот момент, когда мне будут снимать видео. Я сам-то не особо верю, что рак на горе свистнет и это произойдет, но все равно готовлюсь плотно.
Существует ли какая-то информация по предстоящему альбому, которую можно огласить уже сейчас?
Карандаш: Вам наверно интересна информация о лейбле? Скажу так - я выберу себе тех покровителей, которые предоставят наиболее благоприятную почву для моего творчества. Выпускающая компания альбома “Рэп-Рекордз” - лейбл, который мне чертовски нравится и с которым легко работается, но кто знает, как все обернется… так как есть предложения и от не менее “симпатичных” для меня студий. Если честно, то пока много надежд и предложений, но никакой конкретики.
Чего нам стоит ждать от этой работы?
Карандаш: У альбома будет тематическая фото сессия и непростой внешний вид. К примеру, планируется, что на диске не будет названий песен и альбома. Будут просто пустые графы с номерами треков, в которые можно вписать названия самому, в зависимости от впечатлений, оставленных моим рэпом. Я с уважением отношусь к классическим традициям и слушателю, но очень хочеться удивить и приблизить людей к своему творчеству этим ходом, чтобы каждый внес немного себя и тем самым надолго запомнил, что, мол был такой-сякой…заставлял не просто слушать музыку.
Что же касается содержания, то я не пытался вставлять “легкий трек” или “танцевальный трек”, не задумывался о технических наворотах, и прочем планировании. Просто писал, так как чувствовал. Мне не нравятся такие термины нынешней музыкальной культуры как “трек” “проект” или “продукт”. Я предпочитаю называть свое творчество песнями. Именно ПЕСЕН, а не продукта не хватает нынешнему шоу-бизнесу. Песен, в которых мы искренни.
После выхода первого твоего сольника прошел приличный срок. Интересно, что ты о нем думаешь сейчас, когда улеглись эмоции?
Карандаш: Год - это не такой огромный срок для меня, если честно. Сейчас мне не нравится в прошлом альбоме только качество сведения музыки. Я тогда не так хорошо понимал, какого звучания я хочу, мне не хватало поддержки со стороны грамотной профессиональной студии. Теперь, находясь в Москве, удалось достигнуть больших высот в качестве записи и сведения. А что касается эмоций, то их стало только больше, рассудка мне хватает в быте, в музыке я отдаюсь эмоциям полностью.
Насколько следующие твои работы будут пересекаться с “Уценкой”? И чего уже никогда не повторишь?
Карандаш: Я не повторю ровным счетом ничего, кроме своего голоса и своих убеждений. Новый альбом более плотный. “Уценка 99%” был больше сборником творчества за определенный период. Новый же я писал, целиком зная, чего я хочу. Я писал именно большой альбом, а не песни одну за другой. В текстах ни одного лишнего слова, ни одной лишней строчки или рифмы ради рифмы. В новой пластинке нет классических для хип-хопа самопрезентаций или затертых до дыр тем. В жилах нового альбома течет кровь, а не вода или вино. Он не из тех, которые играют фоном.
Любопытно, какие эволюции происходят с артистом Карандашом в этом периоде “междуальбомья”? И что или кто тому виной?
Карандаш: Я рад, что нахожусь в начале пути и могу себе позволить становиться старше, как морально, так и профессионально. Я взрослею.
Что тобой движет, когда пишешь музыку, сочиняешь стихи? Обладает ли этот процесс какими-то особенностями, ритуалами или это рутинное обыденное занятие?
Карандаш: Ага, я пишу тексты на левой пятке в белой перчатке. Только так рифма не играет в прятки! Это шутка конечно!
Я легко пишу текст. Мне нужна полная тишина и “выстрел”. Я сейчас все объясню. Чем бы я ни занимался, меня может осенить по поводу песни, просто проскакивает молния. Сиюминутное настроение и вот, я уже развиваю тему на бумаге. Часто бывало - собираешься на встречу, чистишь с утра зубы и тут, в голову приходит тема или строчка. Бросаешь все и до ночи, сидишь над черновиками, а в это время человек ждал моего появления, в ванной до сих пор вода бежит, зато готовый текст компенсирует все потери. А бывает по два месяца ни единой рифмы.
Ты знаешь рецепт настоящего хита?
Карандаш: Да. В музыке надо чтобы тональность мелодии последовательно повышалась или понижалась - этим весь мир пользуется. Что касается текста, то, стоит в припев добавить какое-либо яркое словосочетание, можно совсем тупое - и у вас уже готовый хит. Главное, чтобы слов было, как можно меньше в строчке и была она одна. Примеров уйма. Начиная с “Мужик вывез в Геленджик” и заканчивая “Я сошла с ума”. В совокупности с агрессивной ротацией из всех дыр - цепляет лучше любого химического наркотика! Хотя в сущности той же химией и является.
Подожди! Вот сейчас включу MTV, наверняка подтвердится, то, что я тут втираю. Ага! Вот! Виагра! “…ммм - Биология! …ммм - Биология! … ммм - Биология!” Хороший припев, правда?!?
Думающим музыкантам в этом смысле не повезло, нам нельзя такие дешевые ходы использовать. Честно говоря, не больно-то и хотелось. У нас ведь времени полно. Это попсе надо быстро отработать деньги, вот и кормят людей всякой химией-биологией.
Что думаешь о западных продюсерах и артистах? На кого-то хочется быть похожим?
Карандаш: О западе? Внимательно изучаю все, что сходит с западного музыкального конвейера. Изучаю и делаю по-своему. У русской музыки своя дорога. У них - своя. Никогда не станут считаться с твоей культурой, пока она сосет сок из другой. Не надо подстраиваться под Запад. Так нас не начнут уважать и слушать. Восток популярен во всем мире - потому что он не подстраивался под всех. Итальянский фасон диктует моду не потому, что они режут лекала под континенты потребителей. Так и нам, надо создавать свою культуру, свои музыкальные традиции и с ними идти к западному слушателю. Может, кто-то скажет: “Тогда зачем ты, Денис Григорьев, читаешь рэп, западную музыку?” На что я отвечу: “Рэп, как и джаз, как техно и рок, и любой другой стиль музыки, уже давно не имеет границ. Имеет место рождения и истоки, но он перестал быть атрибутом Запада. Это музыка! И с помощю нее я, русский-чуваш, выражаю себя так, как сложилось на моей родине!”
Есть те, кому завидуешь?
Карандаш: Зависть от бессилия. Я считаю возможным достичь высот любого из живших и ныне живущих людей. Поэтому не завидую, а двигаюсь к своей цели, уважая тех, кто достиг определенных высот. Как в музыке, так и в истории в целом.
Как артист ты ставишь себе какие-то сверхзадачи?
Карандаш: Да. Я хочу изменить мир. Хочу, чтобы говорили: “С появлением этого музыканта мировая культура изменила свое течение”. Творчество приобрело бы большее значение, чем просто ремесло приносящее деньги.
Что-то может заставить тебя перестать заниматься хип-хопом? Например - основная работа будет занимать все рабочее и свободное время, принося при этом очень хороший доход?
Карандаш: Если честно, то я побаиваюсь иногда себя. Бывали такие моменты, когда хотелось бросить все. Поэтому не буду зарекаться, а просто скажу - пусть будет проклят тот миг, когда я так сдуюсь и предам собственные идеи! Кстати есть хорошие строки на этот счет, прочитал где-то:
Мне говорили - бойся беды.
Твердили, что нет надежды
Но помню я, что жизнь дороже еды
И тело важнее одежды.
Есть вещи в рэпе, которых ты категорически не приемлешь?
Карандаш: Призывы к отуплению, насилию и превращение этой музыки в порно-индустрию.
Уже второй год ты живешь в столице. Москва стала для тебя “своим” городом?
Карандаш: Москва, это тот город, которому нельзя уступать себя. Либо Москва - тебя, либо ты - Москву. Других отношений между человеком и мегаполисом не может быть. Я сильно полюбил этот город, но беру от него все, что мне надо, порой грубо, но иначе Москва заставит играть по ее правилам, вспомните хотя бы Эла. Москва превратила его в Соло.
Когда ты только переехал сюда, в чем состояли главные трудности?
Карандаш: Трудности с тем, что в огромном городе труднее сделать много дел в один день. Детали ускользают на фоне “громады”. Когда имеешь дело с чем-то большим, приходится жертвовать мелочами. А уж для кого что является “мелочью” решает каждый для себя. Поэтому и говорят, что Москва меняет людей. На самом деле она просто отсекает от человека лишнее и оставляет стержень. Тяжело видеть, когда у человека деньги или статус, являются этим самым остающимся стержнем, а доброта и искренность разлетаются сухими, ненужными листьями.
Сейчас что-то вызывает дискомфорт?
Карандаш: Отсутствие квартиры и нестабильность. Хотя они помогают держаться в тонусе. Так что я в порядке!
Москвичи чем-то всерьез отличаются от приезжих?
Карандаш: Сильных отличий не замечаю, меня окружают замечательные люди родившиеся в Москве и бывало, что жестко кидали приезжие. Разве что приезжие часто более интересны, нежели москвичи. Сказывается, что в Москву едут из провинции так называемые “сливки”.
Удалось ли найти контакт с московской рэп-тусовкой? Вхож ли ты в нее? Что она представляет из себя?
Карандаш: Контакта с тусовкой не искал. Круг моих друзей сложно назвать этим словом. Для меня тусовка, как колода карт со своими тузами и дамами. Вы замечали, что карточное слово “тасовать” почти как “тусовать”. Я не играю в карты и уж тем более на деньги, понимаете, о чем я?
Не так давно вышел альбом Стимула, на котором есть несколько твоих треков. Расскажи, что тебя связывает с парнями. В чем заключаются твои продюсерские функции, о которых указано на обложке диска?
Карандаш: Я просто помогал своим молодым друзьям творить. У них было стремление, я помог. Но альбом, который они создали, мне не особо нравится, моя доля в нем не так значима творчески, разве что написание музыки.
Планируешь ли ты в дальнейшем делать продакшн для других исполнителей?
Карандаш: Да. Пишу много, и хочется реализовывать некоторые интересные музыкальные идеи с другими исполнителями. Про Ленина я уже говорил. Есть еще проект, вот только о нем позже. Пусть сначала все состоится.
Может быть я плохо осведомлен, но нет никакой информации о твоих концертах, выступлениях. Это из-за их отсутствия или тому виной плохая работа СМИ?
Карандаш: Выступаю я в среднем раз 10 в полгода. Считаю, все дело в моей малой популярности. Может не заслужил, а может не хватает грамотного продюсирования. Все изменится, если мой диск попадет в руки имеющего талант продюсера. Только вот дальше ушей рэп-поклонников мои песни не попадают. Я не бизнесмен, не умею вести переговоры касающиеся денег, постоянно иду на уступки. Нужен человек который наладит контакт между исполнителем и организаторами концертов и все будет в порядке не только у меня, но и 99% рэп-групп.
Что есть такого в рэпе, что привлекло тебя к нему?
Карандаш: Не знаю. Честно не знаю. Только вот кроме рэпа мне абсолютно никакая музыка не нравится. Я слушаю джаз, слушаю эстраду 70-х, но это все равно ограничивается поиском сэмплов и вдохновения. Кроме рэпа в моем доме не играет никакая музыка. Согласен, очень ограничено и примитивно, но такой уж у меня вкус. Кроме того - это музыка с помощью которой я могу донести свои мысли и идеи до каждого, развлечь и помочь.
После прослушивания “Уценки” возникают мысли что ты постоянно в раздумьях, грусти и проблемах. Бывает ли Карандаш иным - шумным, задиристым, невоздержанным, неинтеллигентным, пьяным и веселым?
Карандаш: Мы можем договорится, что ты будешь задавать в каждом интервью со знающими меня людьми вопрос обо мне, о том какой я. К примеру: “А вспомните-ка случай, когда ваш друг Денис Григорьев был веселым и шумным?!”
Уверен, что у каждого, кто меня знает, найдется история на этот счет и каждый раз эти истории будут разными. Так что все в порядке! Я не бука.
?xml:namespace>