Ali Shaheed Muhammad – последний из могикан
Под его стиль семплирования до сих пор косят. После 15-летнего пребывания в строю творцов звука на своем сольнике "Shaheedullah and Stereotypes" он демонстрирует не только свое мастерство как битмейкер, но и выступает как МС.
Ali Shaheed Muhammad – последний из могикан.
В течение музыкальной карьеры Ali Shaheed Muhammad'а всегда находилось место эксперименту. Более известный на поприще изготовления коктейлей из хип-хопа, джаза и фанка Ali Shaheed является тем самым человеком-загадкой, который скрывался за эклектичным звучанием A Tribe Called Quest, третий член команды, который все время оставался невидимым. Когда фаны Native Tongues подросли, он расширил свой спектр до рока и р-н-б, став ингредиентом в коктейле супергруппы Lucy Pearl. С тех пор он продолжал творить, успев поработать с такой гаммой артистов как Gil Scott-Heron, D’Angelo и Mos Def. Его стиль семплирования до сих пор имеет резонанс в мире хип-хопа и р-н-б. После 15-летнего пребывания в строю творцов звука этот житель Бруклинского района Bedford-Stuyvesant снова удивляет. На своем сольнике "Shaheedullah and Stereotypes" он демонстрирует не только свое мастерство как битмейкер, но и выступает как МС. Альбом появился осенью прошлого года, и теперь вы можете прочесть его интервью сайту nobodysmiling.com, приуроченное к данному событию.
После тех многих лет, что ты провел за клавишами, создавая музыку, что тебя заставило взяться за микрофон?
Я на самом деле думаю, что это зов природы. У меня был опыт работы с некоторыми артистами, с которыми я старался заключить сделку, но все получалось не так, как мне хотелось бы. Так что я решил, что стоит попробовать пойти другим путем, который позволил бы мне добиться того, что я хотел. И так родилась идея записать альбом. На данный момент я собираюсь сделать три альбома, и уже есть люди, которым не терпится отправиться со мной в это плавание. Ну и пока я размышлял о том, что нужно двигаться вперед, я решил, что есть некоторые вещи, которые я чувствую и о которых мне хотелось бы рассказать. В хип-хопе в основном превалирует одна сторона – материалистская. Она основана на сексуальном и алкогольном аспектах и прочих подобных вещах. Я хотел привнести нечто такое, что перевернуло бы все это и показало нам другую сторону жизни. Ту, которую обычно никто не видит, и о которой очень мало говорят.
Как давно ты начал рифмовать? Это уже было во времена Трайбов (A Tribe Called Quest)?
Я начал прямо тогда, когда решил сделать запись.
Какой смысл заложен в названии этого альбома "Shaheedullah & Stereotypes"?
Shaheedullah означает "свидетель Божий", и от этого же слова происходит мое второе имя – Shaheed. И еще я решил использовать его, потому что оно дает обо мне базовое представление. Понимаешь, для всего остального мира я в первую очередь DJ и продюсер. Вот я и решил сделать это – показать настоящего себя. Я мусульманин и я верю в Бога и верю, что у него там нет никаких партнеров. Я в том смысле, что он не делит небеса с Матерью Природой или что-то еще в таком духе. Вторая часть названия Stereotypes имеет несколько смыслов. Один из них, это опять я представляю себя людям, которые относятся ко мне стереотипно, только как к диджею или только как к джаззи хип-хоп продюсеру. Но я не только музыкант, я что-то гораздо большее. Второе значение Stereotypes – это игра слов. Чтобы обозначить тех артистов, которых ты слышишь из своего стерео. Это как бы дань уважения тем людям, которые со мной сотрудничали на альбоме – стерео типы.
В прошлом ты работал с изрядным количеством знаменитых артистов Raphael Saadiq, Tribe, The Roots и D’Angelo. Но сейчас ты делаешь первый сольный проект. Как тебе показался этот опыт?
Он оказался познавательным. Кода ты в группе, то всегда есть рядом люди, с которыми можно обсудить свои идеи, услышать их мнение, или просто иметь более чем одну точку зрения. Когда работаешь сам по себе – все, что у тебя есть, это ты сам. В этом случае все сильно по-другому. С одной стороны ты можешь делать все, что тебе захочется, с другой стороны не с кем это обсудить. Это оказалось весьма полезным опытом. Для меня это просто новая эра, оказаться на сцене, когда все прожекторы направлены на тебя. Тут нужно собрать воедино весь имеющийся опыт.
После прочтения нескольких обзоров твоего диска, стало заметно, что он воспринимается очень полярно – половина в восторге, половина, образно говоря, в ужасе. Либо дадут пять микрофонов, или как они там это у себя назовут, или вообще ни одного. И нет тех, кто бы оказался в середине. Ты ожидал такой реакции?
Да, я был почти уверен, что именно так и получится. Я это знал, потому что, опять повторюсь, у каждого есть свое собственное представление и мысли о том, какой должна быть моя музыка. Если она не соответствует выбранным ими критериям, то они скажут что-то вроде "Эээ нее, я это слушать не хочу". Я знаю, что могу наваять такую музыку, но сознательно не стал этого делать, потому что в процессе создания в голову приходят самые разнообразные идеи, и я чувствую, что могу их выразить. Так что всегда кто-то будет за тебя, а кто-то нет. Я, например, знаю некоторых парней из разряда "Shaheed не умеет рифмовать, лучше бы он остановился". В любом случае это мой первый альбом. Я чувствую по-другому, а они, по-моему, не прослушали альбом целиком, прежде чем высказывать такое мнение. К тому же я не знаю, что они вообще слушали в своей жизни, чтобы быть в состоянии меня с чем-то сравнивать. Так что я не волнуюсь по этому поводу. Чувствую себя хорошо и считаю, что альбом удался. Он музыкален и он не является зеркальным отражением чего бы то ни было. Я верен самому себе, и когда будет следующий альбом, вы не сможете его сравнить с этим, потому что он будет абсолютно другим.
Когда ты был в ATCQ, ты был известен тем подходом к семплированию музыки, которому до сих пор многие подражают. Но когда я послушал этот альбом я так и не смог разобраться – эта музыка семплирована, это живой инструментал, или это смесь из того и этого?
Там вроде только один семпл, все остальное сделано живьем.
Ты на всех инструментах играл сам?
Да, в основном все партии сыграны мной самим, но некоторые куски сделаны несколькими другими музыкантами. Я поступил именно так, вместо того, чтобы полностью положиться на чьи-то чужие идеи и чужую музыку, что происходит, когда ты занимаешься семплированием. Я хотел все сделать в своей голове и сработать внутри себя. На меня, конечно, влияют все окружающие вещи и события, но мне, как музыканту, всегда хотелось совершить собственное путешествие в игре на инструментах. Поэтому, когда я хочу, я семплирую, но тут решил обойтись без этого.
Расскажи немного о своей продюсерской компании Garden Seeker?
Garden Seeker Productions – это компания, которую я основал накануне старта проекта Lucy Pearl. Это было то, что мне хотелось сделать. Я хотел привлечь туда некоторых других продюсеров, потому что ко мне обращались, да и сам я чуть ли не ежедневно встречал котов, которым это было нужно. Так и пришло решение о создании. Первым проектом, на котором я сфокусировался, стал Lucy Pearl. Основная цель компании была стать чем-то вроде широкой магистрали для музыкантов и артистов, у которых не получается получить пригласительный билет на компании-мэйджоры. Для тех, кто по моему мнению обладает заметным талантом, хорошим духовным стержнем и позитивным жизненным стилем и взглядом. Построить дом для их идей и взглядов.
Ну, и последний вопрос, но не по последний по важности. Наверное, тебе этот вопрос задают постоянно. Невозможность воссоединения ATCQ уже не подвергается сомнению?
(смеется) Не, вполне подвергается сомнению. В настоящее время мы иногда выступаем вместе. И это результат того, что нас любит очень много людей. Мы даже представить себе не могли, скольким людям наша музыка до сих пор не безразлична. И то, что мы делаем, это всего лишь скромная попытка вернуть им часть той любви и поддержки, которую они нам оказывали. Так что, пока выступаем. И, может быть, со временем это и подтолкнет нас вернуться в студию, но в данный момент у нас нет таких планов. Мы не хотим делать запись, которая возможно не получится соответствующей тому, что мы из себя представляли. Последнее, что нам хотелось бы услышать в результате такой попытки - это слова вроде "Эй, им стоит завязать с этим. Лучше бы они ушли в отставку".
Не забудьте поискать по магазинам первый сольник Ali Shaheed Muhammad "Shaheedullah & Stereotypes" (правда, скорее всего его можно достать только под заказ, и то не в каждом каталоге). Среди гостей там побывали Sy Smith, Stokley Williams из Mint Condition, и новичок Kay.