Грайм: даже Jay-Z сегодня слушает это
Эта музыка созвучна своему названию (grime – грязь): темная, вульгарная и развязная, вылупившаяся несколько лет назад в обветшалых кварталах восточного Лондона, облюбованных эмигрантами из Африки и стран Карибского бассейна
Грайм: даже Jay-Z сегодня слушает это
Думаю, москвичам нет особой нужды рассказывать, что такое журнал "Афиша". Поэтому, они сразу пропускают абзац. Жители Питера в принципе поступают так же – у них "Афиша" тоже имеется. Все остальные читаем внимательно. "Афиша" – это тот хронометр стиля, по которому выверяет свои часы все передовое население города Москва. А именно: местный средний класс, богема, студенчество и просто праздная публика, желающая раз в две недели изучить детальный отчет о том, что сейчас модно надеть, съесть, посетить и послушать. "Афиша" утверждает, что способна устанавливать тенденции и влиять на умы. Считаю, не без оснований. Один мой знакомый обзавелся картой "Ситибанка", только потому что какой-то пиарщик подверстал ее в список вещей, которые отличают успешного человека от лузера. Телереклама "Афиши" убивала гиперпафосным слоганом "Как скажем, так и будет". По-моему, я написал уже достаточно, чтобы этот журнал возненавидеть.
Так вот вышеназванная "Афиша", диктующая моду и заказывающая музыку, прямо сейчас со своих страниц доносит читателю, что в этом сезоне нет ничего свежее и моднее музыки грайм. И намекает, что если ты этого не слышал, значит не в теме. И ставит на обложку новомодную британскую таиландку M.I.A. И устраивая многолюдную вечеринку журнала на открытом воздухе, зазывает: ди-джеи играют этот самый грайм, жутко актуальный.
Всплески интереса "модной прессы" к очередному музыкальному подстилю – вещь сезонная и быстро проходящая. Пройдет и грайм, как канул уже не один лаунж. Но заинтересовал момент – почти одновременно с "Афишей" на американских сайтах (в первую очередь – на mtv.com) начали втолковывать читателям, что есть такая музыка грайм. Уж извиняйте что европейская, но звучит очень ничего. И даже похожа на наш южный dirty south хип-хоп! Ну и как после этого пройти мимо? Не предпринять попытки примерить на себя роль трендсеттеров? Не заявить, что ничего более передового чем грайм в музыке сейчас не происходит, потому что так сказал rap.ru и нииб.., тьфу, потому что как скажем так и будет?
Если вы немного интересуетесь британским хип-хопом, то наверняка еще в районе второго абзаца догадались о ком пойдет речь. Главные герои этого стиля родились не вчера. Dizzee Rascal, Lady Sovereign, Wiley, Streets, Roll Deep Crew, Kano – вам уже доводилось что-то о них читать. Правда тогда ярлычок "грайм" еще не развешивали столь щедро. Если у вас уже есть их альбомы, то вы получаете повод погордиться своей продвинутостью (недолго, через три-четыре недели будьте готовы к чему-то еще более акуальному). Если нет – стоит обратить внимание.
Dizzy Rascal постепенно становится узнаваемым персонажем даже в недоверчивой к чужакам Америке (вы знаете, что к гламурному подонку Робби Уильямсу американцы не питают даже миллионной доли той любви, в которой он купается в Европе?). Так вот о Rascal регулярно пишут в американских новостях: это показатель. Lady Sovereign недавно выступала в Нью-Йорке и привлекла внимание Def Jam. Зашли разговоры об ее треке с Фарреллом из Neptunes. Последний релиз Kano относительно свеж и очень хорош. В общем, для многих из нас открывается непаханное поле, и даже если штучки в стиле "как скажем, так и будет" не производят на вас ровным счетом никакого впечатления, это еще не повод отказываться от знакомства с уникальной, родственной хип-хопу музыкальной культурой. В конце концов, по концентрации музыкальных талантов на квадратный метр маленькая Англия уже лет сорок убедительно делает необъятную Америку.
Как раз об Америке: предлагаем вам познакомиться с тем, что думают о родном брате британского рэпа американцы. Весьма любопытно.
Grime: Новая британская инфекция, самая заразная после коровьего бешенства.
Грайм (grime) – все еще формирующийся жанр. Его не услышишь на MTV и даже андеграундные радио-волны не разносят его по эфиру. В США к сегодняшнему дню издали-то всего два грайм-альбома; вот-вот выйдет третий, Lady Sovereign. Фактически, большинство американцев понятия не имеют о том, что же из себя представляет этот грайм, несмотря на то, что на другом побережье Атлантики от него без ума.
Американцы узнают в грайме ускоренную версию их собственного южного Dirty South рэпа, непременно отмечая в качестве отличительной черты смешной британский акцент. (надо полагать, закончившие пять классов обитатели Комптона рэпуют на безупречном языке Шекспира и Байрона). Хотя в чем-то они и правы: британский рэп на слух идентифицируется довольно легко, не в последнюю очередь еще и благодаря местному уличному сленгу, существенно отличному от namsayin заокеанских niggas. Музыка тоже отличается типично британским "произношением" – электронное, близкое к танцевальному звучание, минималистичное, и обязательно с тягучими басовыми линиями. Эта музыка созвучна своему названию (grime – грязь): темная, вульгарная и развязная, вылупившаяся несколько лет назад в обветшалых кварталах восточного Лондона, облюбованных эмигрантами из Африки и стран Карибского бассейна.
Проект Streets был в числе первых, кто дал повод для шумихи вокруг нового стиля grime. Его называли большим открытием еще года три назад...
Духовное сходство грайма с американским хип-хопом признают и весьма уважаемые представители последнего. Bun B, участник влиятельного техасского дуэта UGK, так отзывается об этой музыке: "Когда я впервые это услышал, то не понял ни слова. Но мне понравилось то, как они рифмуют, мне понравилось, как они используют сленг. Мне пришло в голову, что так же многие люди относятся к нашему южному рэпу – где-то не понимая наш сленг, не разбираясь во всем, о чем мы говорим, они все равно чувствуют и любят его всем сердцем. Лично мне это по душе".
Отличный путеводитель по стилю: сборник "Run the Road", выпущенный год назад на Vice Records, содержит треки Dizzee Rascal, Kano, Roll Deep, The Streets, Jammer и Terror Danjah, ну и куда же без него – самый громкий хит Lady Sovereign "Cha Ching".
Грайм, подобно многим другим музыкальным поджанрам, уходит корнями в английскую рэйв-культуру конца 80-х – начала 90-х. Англия невелика, и еще и поэтому в ней так коротка продолжительность жизни отдельно взятого музыкального стиля. Жанры пересекаются, и рикошетируя, меняют друг друга до неузнавемости. Концентрация музыкантов настолько велика, что не успел ты скреативить что-то передовое, как находятся последователи, достраивающие твоему зданию новый этаж. Таким образом реактивные ритмы драм-н-бэйса, возникшие в середине 90-х, спустя всего пять лет мутировали в новую музыкальную форму, получившую название U.K. garage, добавившая к темпу драм-н-бэйса лаконичный хаус-бит.
В то же время, английская интерпретация американского хип-хопа не имела ощутимого влияния на умы. Поэтому U.K. garage оказался удобной почвой для британских МС, по краней мере тех, кто хотел рифмовать чуть быстрее, чем позволяли умиротворенно-размеренные хип-хоп-биты. Явившись в Тулу со своим самоваром, они привнесли в U.K. garage элементы ямайского дансхолла, традиционного реггей и даба, и частицу американского dirty-south. Музыка стал агрессивной, биты – рваными. Новорожденный grime явился на свет, и как положено младенцу, заорал во всеь голос.
Наиболее известный представитель грайм-волны: Dizzee Rascal, 20-летний уроженец Восточного Лондона, получивший в 2003 престижную английскую премию Mercury Music Prize за дебютный альбом "Boy in Da Corner".
Dizzee стал первым чрезвычайным и полномочным прослом грайма в Америке: там переиздали его альбом, а треки "Fix Up, Look Sharp" и "Dream" зазвучали на радио. Тут даже любители посмеяться над английским произношением прикусили язычки – талант-то был неоспорим. Dizzee так же запомнился всем бифом, разгоревшимся между его командой Roll Deep Crew и враждующей с ними уличной тусовкой. В результате Dizzee даже как-то раз порезали ("все как у наших рэп-бандюганов", хлопает в ладоши автор).
Артист, который одним из первых начал поднимать это движение в Великобритании – Wiley, чье "Eskimo" считается классикой жанра. Ветеран грайма (насколько может быть применимо это звание к столь юному музыкальному стилю) Wiley немало наследил на U.K. garage-сцене, состоял в небезызвестном Pay as U Go Cartel, которому не постеснялись присвоить титул "Wu-Tang Clan грайм-сцены".
На другом краю спектра – совсем зеленый 17-летний Kano, который ухмыляясь и подмигивая, вдруг обдает слушателей неприкрытой всамделишной яростью. Его "Boys Luv Girls", спродюсированный восходящей звездой Jammer (ни больше ни меньше, грайм-эквивалент Just Blaze) называют учебником грайма.
Молодой Lethal B, издав сингл "Pow", навел мосты с Нью-Йорком и вскоре трек зазвучал в радио-программах ди-джея Funkmaster Flex на Hot 97. Однако одним из самых ярких предствителей грайма сегодня считается недавняя школьница, 19-летняя Lady Sovereign.
Mitchell Brothers - новое поколение грайма, молодое, сердитое и многообещающее. Этим парням предрекают большое будущее
Белая ворона среди других грайм-звезд (хотя бы потому, что действительно белая) выросла в бедном районе Chalk Hill – видимо, невысокий достаток в семье является непременным условием для вписки в грайм-среду. Возможно цвет кожи и стал бы помехой, но о нем никто не знал. Девочка записывала свои треки на домашнем компьютере, а затем распространяла через грайм-форумы в Интернете. Это в Америке есть микстейп-рынок, где молодые и голодные бьются за будущий контракт с большим лейблом. А в Англии его заменяют пиратские радио и Интернет: именно туда следует идти в поисках свежих талантов и нового звучания.
Lady Sovereign на своем выступлении в Нью-Йорке предупреждала зрителей: "Осторожнее, меня может вырвать"
"Интернет вывел меня в люди", признается Sovereign. "Все просто – заливаешь свой стафф и видишь отзывы слушателей".
Grime конечно же выпускается и на CD, и на DVD, и на 12-дюймовых синглах. Все это можно приобрести в различных лавочках и на складах; и это тоже часть экономики грайма. Но большей частью распространение жанра идет с помощью интернет-технологий.
"Я использовала для записи дешевый интернет-микрофон. Записывала коротенькие демо, рассылала их незнакомым людям, те пересылали своим друзьям, и так далее".
Наверное, это не совсем то промо, которое может вам дать телевидение. И все же оно позволило добиться того, что Adidas поспешил заключить с Lady Sovereign рекламный контракт (не слабо – в ее годы встать в один ряд с Run-DMC и Missy Elliott?), а на ее выступление в Нью-Йорке зашел сам Jay-Z. И это яркая иллюстрация прогресса, которого добилась эта девочка. А с нею и весь жанр грайм.