De La Soul
Группа, записавшая "3 Feet High & Rising" — альбом, по значимости сравнимый с битловским "Сержантом Пеппером".
De La Soul – с папой Beyonce и верой в будущее
Благодаря участию в восхитительном сингле "Feel Good Inc" английского мультяшного ансамбля Gorillaz, американские хип-хоперы De La Soul снова в центре внимания. И даже те, кто ничего о них не слышал, набирают это название в поисковиках. А те, кто преклоняется перед этими людьми со времен их альбома "3 Feet High And Rising", удовлетворенно покачивают головами – ветераны получили второй шанс.
Не в последнюю очередь этот шанс оказался следствием того, что De La Soul обзавелись более эффективным менеджментом. Расставшись с Tommy Boy Records и сделав папочке Томми ручкой, они перебрались под новую "крышу". Название лейбла Sanctuary пока говорит не многое и не многим, а ведь его президент – Мэттью Ноулс (Mathew Knowles), отец и музыкальный продюсер поп-дивы Beyonce.
В 2004-ом они издали там свой седьмой альбом "Grind Date". А все шесть предыдущих были изданы именно на Tommy Boy, этом легендарном лейбле, без которого словосочетание "нью-йоркский хип-хоп" утрачивает львиную долю своего смысла.Они не успели как следует прочувствовать смысл выражения "коммерческий успех". Ведь их дебютный альбом "3 Feet High And Rising" так и остался единственным платиновым. А второй, с пророческим названием "De La Soul Is Dead", стал последним золотым. Последующие пластинки неизменно получали одобрение критиков. И сталкивались с неприятием их массовым слушателем. Пару лет назад Posdnous, Trugoy и Mase выглядели совсем уж беззащитными жертвами экономической реальности в хип-хопе. Их расхваленный на все лады "AOI: Bionix" не превысил ничтожного показателя 130 000 копий.
Том Силверман, создатель Tommy Boy винит во всем монополизацию музыкального рынка. "Сегодня нет действительно независимых лейблов, потому что цена входа на рынок чрезмерно велика. Мы просто не можем соревноваться с Universal и Def Jam".
"Это была действительно невеселая ситуация для Тома", вспоминает Posdnous. "Но ведь и он никогда не принимал нас всерьез, не слушал, что мы ему говорим. Это очень грустно, видеть как сходит на нет все, что строилось с такими усилиями".
Mase менее дипломатичен по отношению к Тому Силверману. "После того, как мы столько времени потратили с Tommy Boy, отдали ему лучшие годы, я осознал, что мы всегда были для них всего лишь продуктом. Доля их заслуг в нашем успехе невелика. Помню, они предсказывали, что "3 Feet High And Rising" продастся тиражом тысяч этак в сто. А альбом стал платиновой классикой. Они все время ошибались, и это одна из причин, по которой теперь мы работаем с другими людьми".
Контролировать свою деятельность – это всегда было очень важно для De La Soul. Поэтому их новая сделка представляет собой совместное предприятие. С одной стороны в деле лейбл Sanctuary, имеющий за спиной мощную дистрибьюцию BMG. С другой – лейбл AOI Records (Art Official Intelligence), то есть сами участники De La Soul. Такая схема дает им прочный финансовый фундамент и максимальную свободу самовыражения. А это то, о чем мечтают многие артисты.
Коллаборация с Gorillaz – не первый опыт De La Soul в области совместных предприятий. С того дня, как три темнокожих студента вдруг записали непревзойленный шедевр "3 Feet High And Rising", они успели поработать с Redman и Xzibit, Busta Rhymes и Beastie Boys. Pharrell Williams, участник моднейшего продюсерского дуэта Neptunes, ангажировал их для записи специального "Native Tongues-ремикса" на сингл "She Wants To Move" с последнего альбома N.E.R.D. Но то уже дела минувших дней, а "Feel Good Inc" здесь и сейчас, шума от него куда больше, и можно надеяться, что максимальную пользу из этого альянса De La Soul для себя извлекут. Что ж до преданий старины глубокой, то копаясь в истории De La Soul можно обнаружить немало интересного.
К примеру, считается, что именно с их подачи в хип-хопе появилось такое явление как скиты. Участник группы Stetsasonic, чудо-продюсер Prince Paul, решил, что атмосфера альбома "3 Feet High And Rising" должна быть максимально раскованной, если не разнузданой. Поэтому к бесстрашно засэмплированным кусочкам фанка, джаза и кантри, к обрывкам музыки из глуповатых мультиков 60-х, к фразам из телерекламы и фрагментам аудиокассет "Учим французский" он предложил добавить эти маленькие сценки, интерлюдии, вырванные из контекста фразы, со смыслом или без такового.
Еще одно явление, к рождению которого приложили свои руки участники трио De La Soul – движение Native Tongues, объединившее рэпперов-бессеребренников, ироничных и просто веселых, мыслящих и духовных, движимых социальными помыслами. Наверняка вы и так знаете этих блестящих артистов: A Tribe Called Quest, Jungle Brothers, Queen Latifah… De La Soul по праву занимают место в их рядах. А сегодня их прямыми наследниками являются Talib Kweli и Mos Def, Common и The Roots. Это время не зря называют золотой эрой хип-хопа. До разгула гангстеров начала и середины 90-х было далеко, еще дальше – до сегодняшних дней, с неограниченной властью гангстеров корпоративных. Тогда все носили кепки Kangol, вспоминали африканские корни и были исключительно позитивны. ("De La Soul. From the soul. Black Medallions, no gold…"). Верят ли сегодняшние 15-летние, что когда-то был рэп без пистолетов и платиновых зубов?
Вторая пластинка De La Soul называлась "De La Soul is Dead". Это была темная сторона группы – звук стал резким, грубым, грязным. А следующий, "Buhloone Mindstate", уже был мимо кассы. Конъюнктура рынка поменялась кардинально. Даже не говоря об успехе гангста-рэпа с Запада. На Востоке объявились новые идолы: Notorious B.I.G., Wu-Tang Clan, Onyx…Рэп позитивный сходил со сцены, и уже явственно слышна была суровая поступь хардкора. Но новые кумиры не забыли, на чьих песнях росли. Вспомним Jay-Z в треке "My 1st Song" с его последнего "Black Album": "Got left on some 'Me, Myself and I' / On some Trugoy shit…"
Дискография
3 Feet High And Rising / Tommy Boy / 1989
De La Soul is Dead / Tommy Boy / 1991
Buhloone Mindstate / Tommy Boy / 1993
Stakes is High / Tommy Boy / 1996
AOI: Mosaic Thump / Tommy Boy / 2000
AOI: Bionix / Tommy Boy / 2002
Grind Date / Sanctuary / 2004