Guf & Rigos «420»
15 сентября 2014, 15:00
Не экспериментируют здесь только с наркотиками; на этот счёт всё по старому рецепту. В остальном: когда главный консерватор жанра вскрывает жестяную оболочку, реакция будет неоднозначной.
Мужчина взрослеет, любимая становится женой, в семье появляется новенький, на место вредным привычкам приходит по идее полезный быт. Всё, что отличало пост-центровского Алексея Долматова от среднестатистического отца семейства — это, пожалуй, ничего. Наиболее оптимальный вариант, с точки зрения устоявшейся блок-схемы «и жили они счастливо, и умерли в один день», стал самой популярной и, до некоторой поры, неизменной претензией: в творчестве Гуфа ничего не менялось. Жести не хватало; наверное, это главная причина, почему «Город Дорог» продолжают считать лучшим. Драма на дебютном сольнике против размеренной жизни до определённого момента примерного семьянина на последующих — по какому сценарию легче работать? А тут ещё и синдром первого альбома — можно даже некую параллель провести — между Гуфом и его любимым рэпером, Насом. И, знаете, на этом аналогии не заканчиваются: аккурат после развода с Келиc Насир Джонс выпустил абсолютно нетипичный для себя альбом — совместную работу с Дэмианом Марли. Точно так же и в случае Долматова: кризис семьи и среднего возраста побудил на эксперименты, а констант осталось лишь две — Москва и марихуана.
Широту ваших вкусовых предпочтений проверит Rigos. С точки зрения голого таланта и профессионализма ему просто нечего предъявить. Инопланетный подход к составлению текстов: создаётся впечатление, что, при минимальном изменении исполнения, в конце строк уже не будет созвучий; образцовый пример — это трек «Запропастились». «Её нога на его плече», его — «в окне автомобиля на круиз-контроле» — стихи Ригоса ещё и воображение нехило подключают. Другими словами, избитый эпитет «оригинальный» про него. Так это мы о самой манере исполнения не заговорили. Причем, в его случае заморский плагин «автотюн» («виновник» такого вокала) не значит «плагиат»: и у Future, и у Rich Homie Quan, и у других американских любителей автотюна другая манера исполнения. В общем, уличить Ригоса в косплее зарубежной сцены нельзя. С таким же успехом дедушка Раким может предъявить русскому рэпу за двойные рифмы.
Кстати, страшно представить, но Гуф, вечный любитель простоты и хейтер излишеств, действительно парится над композицией — настолько сложносочинённых рифм у рэпера ещё не было. Чего стоит его номер в «Путь Далёк»: Гуф читает в быстром темпе, а в основе бита лежит сэмпл из Daft Punk — «безвылазный» забрался на территорию Канье Уэста. Эксперименты с подачей и рифмами внесли много положительного в альбом, отметили некий рост самого исполнителя, но и без негативных моментов не обошлось. Всё это — пиршество новаторской для русского рэпа музыки и прилипчивых куплетов от Ригоса — самого Гуфа задвигает на второй план. Становится ещё обиднее оттого, что первоначальные версии сильнейших работ исполнителя можно было услышать задолго до выпуска — «Ренегат», «Индустрия» и когда-то «Грустный», а сейчас — трек под названием «Не Тайна», давно гуляют по сети. Но и это не большая проблема, ведь утечка половины альбома до релиза, неважно, — на других минусах или в живом исполнении — добрая традиция для всех пластинок рэпера. Другое дело, что сами тексты не открывают ничего действительно интересного в биографии артиста — он «по старинке стелет про самого себя», но подробностей, как это было раньше, не выдаёт. Сейчас за это отвечает Айза Долматова в своих интервью.
Третья составная часть «420» — BluntCath, исполнительный продюсер альбома. «Работает во всех жанрах с жирнейшим ломаным битьем» — из описания паблика битмейкера. Трудно не согласиться: это его нужно хвалить за общее музыкальное разнообразие вкупе с её (музыкальной) целостностью. Видно фаната жанра: человек выдаёт по-настоящему разный звук на одном лонгплее.
На этом альбоме Гуфа нужно любить за Ригоса и БлантКата, а если не получается — удалять релиз. Вот почему «420» может не понравиться старому слушателю Алексея Долматова. Эксперимент, знаете ли, даёт побочный эффект — плеваться будут, принимать в штыки тоже. Другое дело, что нейтральная реакция, как это было после «Сам и…», в перспективе куда хуже. Поэтому главную задачу «420» выполнил — его можно называть как угодно, но не «очередным» альбомом.