Проект Увечье "Роспечаль"
22 февраля 2014, 10:30
Проект Увечье — одна из тех групп, прослушивание которых не оставляет людей равнодушными.
У авторов Rap.ru возникло два противоположных мнения насчет нового альбома. Их мы и публикуем.
Владимир Аладьин
Первая часть трилогии Проекта Увечье, альбом “Тяжкие телесные”, если и не прямым текстом, то хоть бы и иносказательно предлагала слушателю пути решения социальных проблем в России через созвучную с названием статью УК РФ. Со второй пластинкой, "Охлократией", Луперкаль поостыл в суждениях, но все еще ссылался на Марвина Химайера как на образец “настоящего человека”.
В комментариях к первым релизам люди время от времени поминали статью УК РФ за экстремизм. На этот раз будет удивительно, если “Роспечаль” не обвинят в доведении до самоубийства: у мечты слишком много врагов, живём в Лузервиле и соответствуем, тоска наша экзистенциальна. А возвращение домой, хоть и обещается треклистом, не кажется таким уж вероятным. Удивляет то, что при общем ощущении уныния, творчество Проекта Увечье, для многих является единственно возможным мотивационным рэпом.
Не каждая архитектура мозга понимает и принимает мотивационную риторику в стиле “Если ты слушаешь мои песни, то всё будет классно”. Единственное, что может поддержать — уверенность, что в мире есть люди с примерно тем же образом мышления, что и у тебя. Примерно так же работает и Проект Увечье — песни Луперкаля подтверждают: окружающее не плод твоего воображения, другие тоже это видят и недовольны. И тем печальнее, что в протестных движениях уже разочаровались более-менее все. В том числе, судя по вступительному “Делирию”, и сам Луперкаль. И если раньше единственным неприемлемым для него словом было “сдаваться”, то теперь, как кажется по настроению, нет и этого. Бунтарь превратился в ананкаста.
С пустотами в мироощущении появились и пустоты в песнях — на “Роспечали” Луперкаль метко ставит паузы, порой обходясь в припевах совсем без слов. В "Лузервиле" музыкальный проигрыш вместо припева служит лучшей экскурсией по одноимённой треку локации. А в пустотах чарующего "Твой дорогой Н", самого искусного трека альбома, можно просто утонуть. Не самая щедрая на эмоции манера исполнения Луперкаля делает “Н” — композицию, которая только притворяется песней о любви — настоящей песней о любви.
Является общим местом афоризм, мол, общество отстоит от варварства на двадцать четыре часа и два принятия пищи. Позиция Луперкаля в том, что дистанция ещё меньше — от экрана телевизора, до окна квартиры. При том, что рифмы, образы, техника стали сложнее, но более ясными, крепкими и чёткими; вопрос “Что делать” растерял последние намёки на ответы.
Предпоследним треком "Реалии” сам автор ясно говорит, что на новом альбоме нет призывов к действиям. По сравнению с позицией прошлых дисков такой подход напоминает безвредную созерцательность, но он кажется жизнеспособнее иных, простых и понятных тезисов ультраправых движений. Парадокс: рэп про то, что всё плохо, воодушевляет. А альбом, который, по-хорошему, должен вгонять если не в депрессию, то в многодневную грусть, хочется назвать жизнеутверждающим. И такое мироощущение становится чуть менее несуразным, если вспомнить, что в стране парадоксов мы и живём.
Николай Редькин
Есть такой жанровый подвид, который сам себя называет "унылый рэп". Унылый — не потому что скучный, а потому что про уныние. Группы типа Макулатуры или Эха Прокуренных Подъездов, которые на все лады склоняют слова "безысходность", "тлен", "Кафка" и их производные. Луперкаль, хоть на сто порядков их техничнее и понятнее для рэп-слушателя, работает примерно на том же поле. Можно просто написать название — "Роспечаль" и поставить дальше многообещающее многоточие: альбом — это русская тоска в чистом виде, песни неуютные и безрадостные, все идет по плану, от большого ума лишь сума да тюрьма и так далее.
Что важно — их теперь не приписать к "правому" или еще какому-то рэпу; уныние не имеет ориентации в пространстве. И в случае с “веющим холодом” Проектом Увечье вдвойне поразительно, что его новые треки напоминают последний альбом Noize MC (а песня “Твой дорогой H” так и вообще — “Амфетамин” Джонибоя). Послушать "Роспечаль", не зная контекста — ну вообще один-в-один, песни-страшилки, песни-ужастики.
Проблема вот в чем. Рэп о том, как все плохо — это в принципе русский народный жанр, и Луперкаль здесь не первопроходец. Но ценность любой песни про “плохо” в том, что она дает выход; говорит о том, что надо делать, чтобы стало "хорошо". Распространенный подход — "все плохо, но мы сильные, мы всех нагнем" — и у того же Noize MC это присутствует. Позиция Луперкаля в обратном — "мы слабые, никого мы не нагнем", и это вызывает недоумение — ну да, а что дальше-то? Хотя такая точка зрения, наверное, куда более реалистична.
Впрочем, разговаривая о Проекте Увечье легко сместить акценты собственно с музыки на социальную составляющую. Этого делать не надо: рэп на "Роспечали" крайне искусно сочиненный и зарифмованный, любителям сравнений и метафор есть, что поразбирать. Если раньше можно было заподозрить в Луперкале графомана, то сейчас заметно, что громоздких оборотов и википедийности стало меньше, при этом треки прибавили в яркости или, если хотите, песенности. Минусы: здесь много любимого у нас "рэпа под пианинку" (тоже ведь тот еще символ уныния!). Приятный бонус: в конце вас ожидает сюрприз — граймовый "Мы вернулись домой", песня совсем для Луперкаля не типичная.
При всем этом, я не понимаю, кому и зачем имеет смысл прослушать десяток песен про то, что все вокруг сгнило. Есть мнение, что это — как читать новостные ленты, которые тоже дают не много поводов для оптимизма. Ну, тогда сам артист попадает в свою ловушку: через пару месяцев эти песни могут потерять актуальность. На это тоже находится контраргумент, что в России они потеряют актуальность еще не скоро — и от того все еще печальнее.