Def Jam Is Dead - согласны или нет?
Последние полгода-год рэпперов из Нью-Йорка терзают два главных вопроса их жизни. Первый – сможет ли когда-нибудь Нью-Йорк конкурировать с Югом. И второй – верно ли, что на Def Jam разучились "продавать" хип-хоп
Судя по американским вебсайтам, последние полгода-год рэпперов из Нью-Йорка терзают два главных вопроса их жизни. Первый – сможет ли когда-нибудь Нью-Йорк конкурировать с Югом. И второй – верно ли, что на Def Jam разучились "продавать" хип-хоп. Удивительно, но ответы на них связаны друг с другом.
Перемены на легендарном лейбле, который, с некоторой натяжкой, можно считать ровесником хип-хопа, начались не вчера. Просто некоторое время они шли на менее интересном для нас уровне. Чиновники с лейблов, все-таки, не артисты, поэтому простому поклоннику хип-хопа не так важно следить за их перестановками. Поэтому мало кто из нас живо интересовался тем, как два года назад топ-руководство Def Jam покидало насиженные места.
Например, Лайор Коэн, президент Def Jam с 1989 года. Или его правая рука Кевин Лайлс. Профессионалы такого уровня не остались без работы – они мигом получили управляющие должности на Warner. Но внятного объяснения их ухода мы так и не услышли. А у руля Def Jam в результате этой бархатной революции встали LA Reid, прежде с успехом командовавший Arista, и Jay-Z, которого как-то специально представлять не надо.
С тех пор дела у лейбла пошли не то чтобы плохо, может быть и раньше они были нехороши, иначе к чему эти перестановки в руководящем составе? Просто в прессе регулярно кто-нибудь стал ругать Def Jam, а в интернете эти возгласы поддерживал дружный хор возмущенных голосов.
Клуб "Плакальщики с Def Jam" сегодня возглавляют Method и Ghostface, перманентно недовольные тем, как лейбл промотирует их альбомы. Ghost не в восторге от южного рэпа, нью-йоркского рэпа, а также от единственного клипа, на который расщедрился лейбл. Да и тот оказался совместным с Ne-Yo.
Претензии Meth'а в чем-то схожи. Ему не нравится, что Jay-Z не рыщет по нью-йоркским гетто в поисках новых звезд для лейбла, не нравится, что лейбл предлагает снимать клип "не на тот трек", а недавно он и вовсе заявил, что путь работы с независимым лейблом сегодня кажется ему самым правильным. А судя по интервью для XXL, визиты мистера Смита в офис компании уже заставляют персонал сворачивать всю полезную деятельность и в панике забиваться в щели.
А недавно к "клубу плакальщиков" примкнул LL Cool J, человек-памятник, живой символ Def Jam. Если что, именно с выпуска его дебютного альбома лейбл и начался. LL не сказал ничего оригинального, пожурив Jay-Z за недостаток промоушна хип-хопу (что следует понимать как "недостаток промоушна моего альбома"). Альбом LL Cool J, как вы догадываетесь, не взорвал.
А ведь есть и такие, кто до срока помалкивает, но когда-нибудь этот срок выйдет. С прошлого лета в кладовых Def Jam вялится альбом Redman'a, а сколько времени ждет своего релиза Joe Budden мне и вспоминать страшно. Терпения DMX хватило на год (прошлым летом его крайний альбом впервые анонсировался), после чего он сделал так, чтобы Def Jam его отпустил к конкурентам с Sony. Впрочем, не сильно-то ему это и помогло – "The Year Of The Dog… Again" продается не ахти как.
В общем, истории в чем-то похожие: рэпперы со стажем недовольны политикой лейбла, качеством промоушна, уровнем продаж и методами нового руководства. Они с возмущением относятся к вопросам "Являетесь ли вы по-прежнему значимым артистом для нынешней аудитории?", объясняют низкие продажи нерасторопностью менеджмента и не хотят верить, что времена, когда "Laffy Taffy" было лишь названием карамельки, безвозвратно ушли.
Возникает вопрос: если все так плохо, а руководство Def Jam настолько некомпетентно, то не ожидает ли нас в ближайшие неделю-другую скорый и бесповоротный крах этого лейбла? Боюсь, что такого зрелища нам придется дожидаться еще очень долго. Потому что лейбл худо-бедно деньги зарабатывает.
Год назад срывала банк Mariah Carey, относящаяся к Island Def Jam, чьи продажи в одной только Америке подобрались к 6 миллионам копий. В этом году ее дело продолжают новички Def Jam Ne-Yo и Rihanna, на двоих сторговавшие 2,1 миллиона копий. И ветераны могут сколько угодно ругать Jay-Z, за то что он вкладывает деньги не в них, а в этих новичков. Но у него есть одно оправдание – он тратит свои деньги.
Второе направление, позволяющее Джигге зарабатывать на хлеб насущный – работа с южными лейблами. Все в курсе, что сейчас в моде?
Дистрибьюторское соглашение с лейблом Ludacris'a DTP никто не назовет невыгодным, раз уж один мультиплатиновый альбом у него сменяется другим. В прошлом году Джигга приобрел Corporate Thugz с единственным на тот момент активом, но каким – Young Jeezy. И это еще полтора миллиона CD. В этом году Def Jam заключили соглашение со Slip-N-Slide, где их привлекли не столько Trina и Trick Daddy, сколько Rick Ross, продававший рингтоны "Hustlin" не хуже какого-нибудь Города 312. В этом нет вины нью-йоркских рэпперов, в этом их беда – южане записывают хитовые альбомы, пока обитатели Большого Яблока судачат о неумелом промоушне, напоминая нам того самого плохого танцора.
Что же до того, будут ли рэпперы из Нью-Йорка на самом нью-йоркском лейбле... Если вам мало возвращающегося на сцену Jay-Z, так туда перебрался еще и Nas, скверного промо не испугавшийся. Сразу два Короля Нью-Йорка – более чем достаточно для одного лейбла.
Андрей НИКИТИН