Геттобластеры - существование в других измерениях
Отечественная индустрия чуть-чуть не дотянула до выпуска взрослого геттобластера. Те же, что выпускались за бугром, сейчас получают второе рождение благодаря моддингу. Ну, и мода о них тоже не забывает.
Продолжаем болтовню о геттобластерах, - эпохальных аудио-агрегатах по которым многих до сих пор мучает ностальгия. Закрепившееся за этими чудесами техники название по сию пору вдохновляет многих на его использование. Так, например, существует несколько групп исполнителей в разных стилях, которые называются Ghettoblaster. В 2004 году такое название взяли себе канадские гранджеры. В Европе есть группа Ghettoblaster Ensemble. Существует и журнал Ghettoblaster, который повествует о независимой музыке любых жанров. В том числе и о рэпе, конечно. На его страницы попадали такие товарищи как Blueprint, Jean Grae, El-P, Mr. Len, Juggaknots. Вообще с этим словом прочно ассоциируется музпросвет, как сказали бы в приснопамятные времена Союза. Когда не было интернета, портативные магнитофоны являлись самым универсальным средством обмена информацией.
Если ты можешь взять музыку с собой, значит ты сможешь поделиться ей с бОльшим количеством народа, чем в случае стационарного аппарата. Отечественную индустрию аудиоаппаратуры тоже не обошли стороной веяния портативных магнитофонов. Правда, до совсем взрослых геттобластеров наши не дотянули. По большей части в ходу были переносные моно-магнитофоны без приемника, вроде главного хита на все времена "Электроники-302" (1976 год). Свою популярность этот аппарат заработал в первую очередь небольшой ценой. Он стоил 140 рублей, что было чуть больше месячной зарплаты начинающего инженера. Правда, найти этот аппарат в свободной продаже было делом счастливого случая. Существовал и целый ряд более престижных моделей под марками "Весна 202" (1977) и "Русь 205" (1985) и их братья-близнецы с другими названиями. Это уже были аппараты классом повыше и стоили они рублей этак 220-250. Но всем им недоставало как минимум двух признаков правильного бумбокса – отсутствовал встроенный приемник и стереовоспроизведение.
По большей части приходилось жить по принципу "или-или". Либо в твоей руке приемник, либо магнитофон. Правда, в 1977 году появилась "Вега-326" – моно, зато хоть с каким-то приемником. Ввиду невиданной доселе универсальности этот аппарат успешно соперничал по популярности с "Электроникой-302" и точно так же заиметь его себе в пользование было не столь просто. Это чудо техники гордо называлось магнитола. "Ола" в наших условиях означала два в одном. Возможно, некоторым доводилось видеть у своих бабушек дома так называемые радиОлы – нечто, напоминающее предмет мебели, но содержащее в своих недрах проигрыватель для виниловых пластинок и многополосный приемник.
Нередко в продаже появлялись и такие забавные устройства как стереомагнитофон с одним динамиком. Подразумевалось, что без дополнительной аппаратуры слушать записи в стерео никому не понадобится. К счастью нашлись у нас производители, которые снабдили устройства-калеки вторым громкоговорителем. Появившиеся в результате модели "Нерль РМ 206 С", "Томь 206" и "Ореанда 203" уже выглядели достаточно серьезно, но по прежнему были не в состоянии стать "нашим ответом Чемберлену". Популярная марка "Вега" тоже не осталась в стороне изготовив настоящую стереомагнитолу "Вега-328", которая, по крайней мере внешне, напоминала бумбоксы марки National. Тут стоит отметить, что стоящие в названиях наших моделей числа, отечественные предприятия брали не с потолка, как это сплошь и рядом было в забугре. Самая первая цифра означала класс магнитофона – чем она была меньше, тем выше класс и, соответственно, лучше звучание. Как только речь заходила о звуке, то на поверку оказывалось, что любой монофонический National Panasonic перекрывал отечественные аналоги и по качеству и по мощности звука. Ну, сами посудите, что такое 0,5 Ватта в случае "Электроники 302"? Правда, Ватты тогда были другими, нежели те, что сейчас встречаются в технических спецификациях. Старые добрые RMS Ватты были в сорок раз весомее современных PMPO Ватт. Вот такая любопытная инфляция произошла однажды в середине 80-х.
Достаточно близко по внешним признакам подобрался к геттобластерам некий прибор под названием "Казахстан 101" – это уже был первый класс. Техника первого класса позиционировалась на роль аналога Hi-Fi-аппаратуры. К сожалению, об этом аппарате мне больше добавить нечего. Зато мы добрались до апофеоза отечественного бумбоксостроения – линейке магнитол "Арго". У них были достаточно заметные габариты, стереодинамики… Впрочем, приведем лучше официальное описание:
Магнитола обеспечивает приём моно программ радиостанций в диапазонах длинных, средних, коротких волн и моно и стерео в диапазоне УКВ (ультракороткие волны - примерно нынешний FM-диапазон). В диапазоне УКВ предусмотрена бесшумная настройка на радиостанцию, АПЧ (автоподстройка частоты), есть светодиодные индикаторы стереопередачи, многолучевого приёма. С её помощью можно записать на кассету, а затем воспроизвести музыкальные и речевые программы от встроенных микрофонов, внутреннего приёмника и различных внешних источников ЗС (звукового сигнала). В магнитофоне имеется раздельная индикация уровня записи в каждом из стереофонических каналов, ручное регулирование уровня записи или воспроизведения, режим Пауза, светодиодная индикация записи и направления движения ленты, система шумопонижения, 5 полосный регулятор тембра, тонкомпенсированная регулировка громкости, автопереключатель типа ленты. Электронные часы с программным устройством управления обеспечивают отображение на цифровом табло текущего суточного времени, а также включение и выключение радиоприёмника магнитолы в заданное время. В Арго-РМ-006С имеются гнёзда для подключения антенн, выносных АС (акустических систем), стереотелефонов. Работает магнитола на две встроенные АС.
Магнитола Арго 006 была разработана в 1988 году и производилась небольшой опытной серией, в серийный выпуск она запущена с 1990 года. Максимальная выходная мощность при питании от сети 5 Вт, от батарей - 1,5 Вт. Размеры 519х327х170 мм. Вес магнитолы без упаковки - 7,7 кг. Цена 608 рублей.
Магнитолы "Арго", а также их родная сестра "Берестье" стали высшим достижением советских бумбоксов и максимально приблизились к званию геттобластера из всей остальной переносной аппаратуры. Правда, в последней модели "Арго" – той, что за номером 006, - наблюдался отход от дизайна геттобластеров "золотого века". Слишком уж много в ней было разукрашенной пластмассы. Догнав по функциональности лучшие западные модели десятилетней давности, эта магнитола продемонстрировала элементы оформления, позаимствованные у более поздних аппаратов. Если вы обратили в прошлой статье внимание на аппараты типа Lasonic, то заметили обильные раскраски по наложенной на корпус пластмассе. Это для многих замороченных ценителей и являлось критерием незолотовечности бумбокса, каким бы объемным он не был. Предыдущие модели "Арго", озаглавленные номерами 002 и 004 были самыми похожими на настоящий геттобластер изделиями. И пусть они не обладали своевременной двухкассетностью – тамошние балалайки тоже не грешили этим напропалую. Именно эти две модели "Арго" можно считать настоящими подобиями классических геттобластеров. Другое дело, что по факту эти изделия являлись игрушкой привилегированных сотрудников. Ни один тусующий по улицам человек не мог позволить себе носить такую вещь – ни по деньгам, ни по возможности её купить, даже если бы эти деньги имелись в наличии. Так уж задалось в нашей стране изначально, что культуру нищих кварталов заокеанья могли себе позволить только те, кто имел отношение к преуспевшим отечественным функционерам.
Закончился золотой век бумбоксов, мир заполонили компакт-диски, изменился и внешний вид переносных устройств воспроизведения. Монументальность уступила место компактности, легкости и "космическому" дизайну. Однако многие люди так и не смогли забыть очарования тех старых геттобластеров и аппараты иногда претерпевали крайне занимательные метаморфозы. Во многих случаях моддинг старых магнитол оставался лишь на уровне концепции. Так например некоторые популярные модели планировалось переиздать в минидисковом варианте, ибо кассета, как носитель звукового ряда в конечном итоге потеряла актуальность и сошла со сцены. Сами минидиски в общем тоже не смогли как следует освоить рынок, поэтому те концепт-модели лишь ими и остались. Попадались и просто любопытные идеи, которые не шли дальше эскиза. Как вам например идея интеграции магнитолы с моделью ходячего танка из "звездных войн"? В компьютерном моддинге известна модель, собранная в кузове игрушечного, радиоуправляемого хаммера. Чтобы переставить её с места на место, напрягаться не придется. С учетом веса геттобластера, такая "ходячая реализация" могла бы пригодиться. Его можно было бы выгуливать до места тусовки, например на поводке-пульте. До этого у всех и каждого данный агрегат ассоциировался с немалой нагрузкой на плечо. Можно даже сказать, что, что бы человек не нес на плече, этот объект моментально провоцирует соответствующие музыкальные ассоциации. Весьма симпатично в этом случае выглядит торпеда, например, от Saab-а. Если бы в её корпус поместить соответствующую аппаратуру, было бы весьма эффектно.
Но если одним приходят мысли спрятать манитолу в неприсущий ей корпус, то логично появление и другой ветви моддинга, наиболее практичной – когда в корпус геттобластера прячут нечто другое, что отличается от его привычной начинки. Один студент, например, использовал корпус, а точнее его переднюю часть, в качестве детали для звучащей наплечной сумки для своего iPod'a. Достаточно подсоединить внутренний штекер куда положено и сумка зазвучит. К слову, благодаря своему крупному размеру, она может вместить много чего полезного. Как минимум один ноутбук там точно переносят. Было бы удивительно, если бы в наш компьютерный век, такие корпуса не пересеклись с современной электроникой, и даже более плотно, чем в вышеописанном случае.
Возвращая геттобластер в русло распространителя свежей информации по окрестностям, его совместили со специализированным компьютером. Получилась так называемая bass station, которая выполняет роль широковещательной Wi-Fi станции. Слушателем может стать любой человек, обладающий Wi-Fi- адаптером в радиусе действия bass station. Соответственно содержимое, которое он сможет получить с такого источника, определяется хозяином хитрого ящика. Что-то вроде британской пиратской радиостанции, которая ведет свою передачу на совершенно других частотах и предоставляет слушателям вместо звука файлы. "По морям, по волнам - нынче здесь, завтра там".
С распространением беспроводной связи данный способ доставки музыки становится все боле популярным. Но главная прелесть в том, что такой бумбокс может звучать и по старинке, выдавая обычные звуковые волны. Вот, например, яркий образец, в котором вся центральная часть корпуса занята жидкокристаллическим контактным экраном. На нем изображены соответствующие кнопки, надписи и подкассетник. Вам остается только дотронутся пальцем до той части экрана, где изображена нужная вам кнопка. (Все тонкости этого произведения вы можете изучить тут)
Помимо использования старых геттобластеров в качестве компьютерных корпусов, в современных бумбоксах, похоже, совершенно стандартной фичей становится порт USB. Благодаря этому аппарат получает такую же функциональность как всяческие iPod-ы и прочие цифровые плееры. Вот взгляните, например, на эту модель фирмы Philips. Так и хочется ввернуть "железный конь идет на смену крестьянской лошадке". Правда, в нашем случае конь пластмассовый. А ведь когда-то даже реверс кассеты осуществлялся не простым поворотом звукоснимающей головки, а механизированным переворотом самой кассеты внутри корпуса. Да, говорят, были и такие уникумы.
Еще одной стороной жизни после смерти являются изображения на и стилизация под. Если кто-то делает сумку из настоящего бумбокса, то что мешает на обычную дамскую сумочку по всей поверхности нанести изображение, допустим, Lasonic'a? Оказывается, может получиться вполне симпатично. И даже р-н-б аксессуарам, оказывается, не чуждо заигрывание с подобной классикой, особенно, если учесть недавнюю моду на огромные пряжки для ремней. Стоит только проявить немного фантазии и получается логичное слияние двух гигантов в одном флаконе.
Как видим, влияние мегамагнитол распространилось достаточно широко, и напоследок хочется высказать одну полушутливую гипотезу из области лингвистики. Вам всем знаком соревновательный термин "порвать". Он применяется практически в любом виде соревнований, в том числе и в битвах МС. А почему явная победа обозначается именно словом "порвать", а не, например, "расколоть", или "растоптать"? Если на одном пятачке оказывается больше одной "гремящей коробки", с достаточно большой вероятностью их хозяева захотят помериться своими… Ваттами. Каждому хочется быть обладателем чего-нибудь самого-самого. Если нет самого длинного, то пусть будет самый громкий. Эксплуатация бумбоксов на предельной громкости чревата тем, что мембрана динамика может просто-напросто порваться. Вот и выходит, что если я включил свой геттобластер на полную катушку и рядом кто-то еще поступил аналогичным образом, то в конечном итоге его динамики порвутся. Не верите? Ну, тогда я прибавлю громкость.
Сергей КОВАЛЁВ
читать также:
Часть 1: Культ геттобластеров – больше, чем просто магнитола
Часть 2: Геттобластеры в лицах - аллея славы