Продюсер "Радио Next": Люблю рэп, но в эфире R&B
Новинский Пассаж, место, где бьется пульс первого радио в Москве, взвалившего на себя обязанность популяризации не наших жанров R&B и hip-hop. Эфирная студия отгорожена от посетителей Пассажа лишь стеклом, так что рабочий процесс как на ладони.
О том, чего не разглядеть сквозь стеклянные стены, о буднях радио, о внутренней радийной кухне и том, легко ли быть первой R&B-радиостанцией нам рассказал продюсер NEXT Евгений Смагин.
Итак, чем же занимается продюсер радио NEXT?
Занимается созданием специальных эфирных проектов, занимается созданием внеэфирных проектов, занимается разработкой и интегрированием рекламных компаний, контролем работы продакшна, всего, что звучит на радио – от анонсов и отбивок до рекламных роликов. Оказывает некое влияние на музыкальную политику, в меньшей степени, поскольку этим вопросом ведает програмный директор. Но, чтобы не было заблуждений, програмный директор не формирует эту политику, а соблюдает ее, исходя из формата станции, который оговорен на генеральном уровне.
То есть, говоря упрощенно, в твоем непосредственном ведении все, чем заполняется эфир помимо, собственно, музыки?
Именно так.
Раз уж зашел разговор о формате, интересный очень вопрос, думаю, и читателям это интересно. То есть, все знают, что есть такое явление "формат", но никто не задумывается, как он возникает. То есть, собрались какие-то люди и они приняли решение?
Ты знаешь, ну да, конечно, изначально приняли решение. Но вообще, если рассматривать картину в идеале, то анализ ситуации нынешней на рынке, анализ того, какая музыка была бы интересна и какое сочетание музыки было бы интересно, поиск каких-то таких исходных данных, а впоследствии – фокус-группы, социологические исследования. Исходя из всего этого создается формат. А когда эфир уже запущен, формат может корректироваться за счет того, что есть уже какие-то слушатели, которые высказываются "за" или "против" каких-то композиций, так или иначе реагируют на появление новых треков и все это тоже учитывается при формировании плейлиста.
Под реакцией слушателей подразумеваются sms?
В первую очередь sms, потому что они наиболе полно отражают картину. Все-таки выходов ведущего в эфир два-три в час, и он там в основном доносит свои мысли. В то время как все 24 часа мы получаем какую-то информацию от слушателей, которые заказывают треки, голосуют в хит-параде, отправляя "плюс" или "минус" за какой-то трек. Таким образом мы получаем некую картину, какая музыка людям более интересна, а какая – менее.
Радио NEXT скорее позиционирует себя как R&B-радио?
Сейчас, конечно, да.
А изначально оно преподносилось как "хип-хоп и R&B"?
Ты понимаешь, с самого начала, да, это звучало именно так. Сейчас, конечно, делается упор именно на R&B и никуда от этого не деться, потому что именно этот жанр сейчас наиболее популярен, и доказательством тому те же "буржуи", у которых обычные попсовые артисты подтягивают хип-хоп-продюсеров и делают с ними альбомы, которые взрывают. Так поступили Гвен Стефани, Нелли Фуртадо, Джастин Тимберлейк – и везде успех. И это показатель в данном случае, таковы в данный момент тенденции. Мэйнстрим, если мы говорим о хип-хопе и R&B, мэйнстрим, конечно, на стороне R&B. И мы не можем себе позволить упираться в формат именно хип-хопа, несмотря на то, что лично мне гораздо ближе именно хип-хоп. Но это только моя субъективная точка зрения. Ведь понятно, что более востребованный формат это R&B.
Как ты сам видишь, в чем заключаются достоинства и недостатки радио NEXT?
Достоинство самое первое и наиболее очевидное на данный момент, подчеркну это особо, на данный момент, то, что мы – единственная радиостанция, которая целиком и полностью отдала себя этому жанру. Поскольку хип-хоп и R&B это, по большому счету, один жанр. Одни корни, зачастую – одни исполнители...
Может быть, и не совсем уж одни корни, но что одно комьюнити - совершенно точно.
Совершенно верно. И мы первые, кто осмелились, и первые, кто два года упирался в это, тащил все это за собой, плохо ли, хорошо ли, но не опускал руки при этом, продолжая двигаться к цели. Уже после нас на DFM стала эта музыка появляться, сейчас все больше и больше, на "Европе Плюс", на "Love Radio". Но мы все равно были первыми и остаемся единственными, кто был безапелляционно уперт в этот жанр. Это, несомненно, преимущество.
Недостатки? Недостатки Радио NEXT… Ты знаешь, прямо очевидных недостатков я не вижу, за исключением, пожалуй, того, что мы вещаем только в Москве, так как регионы объективно не готовы воспринимать эту музыку настолько массово, насколько это интересно нам. С другой стороны, этот недостаток можно позиционировать как достоинство – мы столичные, мы такие уникальные и самые, блин, модные.
То есть вашего появления в регионах в ближайшее время ожидать не стоит?
Дело в том, что это музыка больших городов, и именно в них сосредоточена наша аудитория.
В чем заключается конкуренция между радиостанциями сходного формата? Вот на смену формата DFM вы как-то реагировали? Или хватает и своих забот?
Конечно, хватает и своих. Напрямую мы на это не реагируем. Мы отмечаем для себя, что DFM начало играть нашу музыку. На начальном этапе мы отдавали себе отчет, что они не совсем понимали, что происходит вообще и какие-то шаги совершали наобум совершенно. Они начали это делать, когда мы уже год поработали и какое-то представление о том, что происходит в Москве в этом смысле, насколько все это глобально и в какую сторону движется уже у нас имелось. И мы отдавали отчет, что они зачастую запаздывали с появлением новых треков... И каких-то шагов по контрпрограммированию по отношению к DFM нет. У нас, видишь ли, еще и немного разные аудитории. В их эфире замешано еще много евродэнса старого, такого лоходэнса, много поп-музыки. Мы все-таки более концептуальны.
Кого бы ты мог назвать "лицом" Радио NEXT?
Лицо радиостанции на данный момент – Dlee и Лия, их вечернее шоу. Кстати, они первыми появились из ведущих на "Нексте". На протяжении какого-то времени, когда мы активно работали с Бастой, можно было бы заявить его как лицо радиостанции, еще одно, поскольку от первых двух я не хотел бы отказываться несмотря ни на что. Сейчас мы по-прежнему в очень хороших отношениях, он с готовностью выступает на наших мероприятиях, делает какие-то эфирные проекты, но уже вот такой целостности в этом нет. На данный момент это Леша Dlee и Sexy Lya, несомненно.
Dlee, видимо, после клипа с Тимати стал еще более узнаваем?
Надо отдать ему должное – человек, который пользуется этой популярностью, которого в Москве почти не бывает – он постоянно в разъездах. Но при этом он за хорошую музыку в правильном понимании. И поэтому с ним всегда приятно общаться и работать.
Уход Васи Куйбара и Алекса Ди пошел вашему радио в минус?
Ты знаешь, на мой взгляд в минус. Потому что по большому счету, без ложной скромности, я тот самый человек, который сделал из них радиоведущих, до этого они работали на телике, привлек их к проекту, сделал его на том этапе. Я до сих пор с ними в хороших отношениях, могу назвать их друзьями, но недопонимание, возникшее у них с генеральным руководством, привело к их уходу. И если речь идет о радиостанции, то для радиостанции NEXT существенный минус то, что их не стало в нашем эфире. Для них самих, надеюсь, это пойдет в плюс, поскольку это экспириенс, совершенно нелишний.
Есть ли какой-то проект, который в рамках радио пока не удалось реализовать, но очень хотелось?
Ты знаешь, очень хотелось бы сделать проект, я прямо прочел на Rap.Ru и понял, вот оно, они это уже сделали – реалити "Ego Trip's The (White) Rapper Show". Уж не знаю в рамках радио NEXT или нет, но мне очень хочется и есть мысли на этот счет, вот америкосы подопередили немного. Понятно, что здесь это надо реализовывать не так, как там, поскольку здесь нет такого гетто, куда их можно кинуть.
R&B у нас в стране является клубной культурой. Есть клубы, есть события, но практически нет артистов. А те что есть, клубные артисты – их нет в прессе, их нет на телевидении, они появляются в клубах и у вас на радио. Это не является проблемой?
Является, конечно, ничего не скажешь, потому что появляется какое-то огромное количество девичьих в первую очередь коллективов, которые претендуют на то, что "мы R&B", на самом деле не дотягивая до серьезного уровня. Серьезным артистом R&B-жанра я мог бы назвать Deema, он будет выступать у нас на концерте, и он готовит новый альбом, который просто бомба, бомба из бомб. Отличное жирное R&B с невероятно крутым звучанием. Но альбом почти полностью англоязычный и в первую очередь направлен все-таки на Европу. Поэтому – да, нет у нас таких артистов, которые были бы артистами R&B жанра, не знаю, почему так, это плохо.
Расскажи нам, каковы личные предпочтения продюсера Радио NEXT?
Последний альбом Game "Doctor's Advocate" прямо никак не сотру из альбома своего. Очень нравится Ice Cube. Жесткий, конечно, но мне именно такая музыка больше по душе. До сих пор очень люблю Wu-Tang.
Посетил ли ты в таком случае концерт GZA и вообще, как часто бываешь на концертах?
Ты знаешь, всегда ходил, но в последнее время... У меня беременная жена и поэтому сейчас просто пропускаю все тусы. Конечно, очень обидно, но ее я люблю больше, как бы то ни было. Еще будет время... Она уже сейчас говорит, что, черт возьми, родится Полтинник, потому что он ничего другого не слышит.
Любые финальные слова о надвигающемся концерте в честь второй годовщины существования Радио NEXT.
Будет круто. Будет реально очень круто и я уверен, что это будет самая крутая хип-хоп-туса за последний год то уж точно.