Hype Williams. Создатель жанра "хип-хоп клип"
Один из главных упреков в его адрес гласит, что Вильямс «убил» жанр «хип-хоп видео», ограничив его голыми женщинами, поливанием дорогим шампанским всего окружающего и прочими элементами «вылизанных» мэйнстрим-работ.
Если бы я был Полом Хантером или Little X, то больше всего в жизни ненавидел бы Хайпа Вильямса. Почему? Да потому что его гегемония в создании самых красивых, лощеных видеоработ для хип-хоп звезд уже как несколько лет прервана клипами первых двух работников камеры и монтажного стола, однако, единственное имя, которое приходит на ум в связи со словосочетанием «хип-хоп видео» - это Hype Williams.
Он просто-напросто создал этот образец, этот канон видео для рэпа. Его приемами пользуются все, кому не лень, а он лишь идет дальше, не забыв снять все пенки со своей очередной придумки. Те, с кем он работает, скрипят зубами из-за выставляемых смет и гонораров, другие клянут его за «бездуховность», но был бы хип-хоп настолько популярен, если бы не «глянцевые» работы made by Hype Williams, заставляющие людей верить в этот фантастически красивый мир рэпперов?
Гарольд Вильямс родился в том же районе Нью-Йорка, где вырос и один из его будущих заказчиков, Nas, - в Квинсе. Правда, в отличие от Нэса, чей папа – прославленный трубач, будущий режиссер воспитывался в рабочей семье. Однако, несмотря на родителей, его тянуло к другому миру, к миру живописи, правда, к ее уличной разновидности. Увлечение граффити переросло в нечто большее, когда его друзья и наставники Muse One и Phyz предложили не просто пачкать стены тэгами, но попробовать заработать на своих умениях. Они создали агентство под названием SOTA (State of the Art Productions). Основной деятельностью свежеиспеченных бизнесменов было создание логотипов и обложек альбомов. Через некоторое время одна компания предложила им посотрудничать над съемками видео и вскоре Hype создал свою первую контору под названием "Filmakers With Attitude" (FWA). С этого и началась его карьера главного хип-хоп режиссера современности.
В 1992-м он снял свои первые клипы для совсем малоизвестных рэпперов, а вот спустя год в его послужном списке появились фигуры позначимее. Вернее, это сейчас они легенды, а тогда Eric Sermon и M.O.P. тоже находились в самом начале пути. Еще год работы и к Вильямсу обратилось целых девять рэпперов с предложением снять им видео. А число «девять» может означать только одно – Wu-Tang Clan. Они планировали выпустить свой третий сингл с дебютного альбома и обратились за визуальной составляющей к Хайпу, о котором уже стали поговаривать на лейблах, как о перспективном режиссере со своей манерой. Посмотрите видео “Can It Be All So Simple” и сравните с предыдущими «ву-танговскими» клипами: “C.R.E.A.M.” и “Protect Ya Neck” – при практически идентичном наполнении (жизнь в гетто) это совершенно разные картинки. Молодой режиссер уже тогда показал, как можно «облагородить» негатив, как обыграть его и сделать привлекательным. Впечатленный результатом, RZA, просит снять малобюджетку и для его стороннего проекта Gravediggaz - “Diary Of A Madman”. В том же 1994-м Вильямс снимает и свою первую работу для мира поп-музыки. Трек на песню “Feenin’” рнб-группы Jodeci забрался в чарты Bilboard, а их альбом получил две «платины».
Следующий, 1995-й год стал началом взлета Гарольда. Он снимает целых три видео для The Notorious B.I.G., работает с Naughty by Nature, Warren G, Guru, Outkast, осваивает поп-сцену, пока, правда, черную, но в тот год как раз зажигались звезды Brandy, Adina Howard, Montell Jordan, Boyz II Men, Blackstreet. Год заканчивается полным триумфом: Hype Williams уносит домой четыре награды премии Billboard, причем, за четыре разных клипа.
Но на что уж хорош был этот год, а следующий вышел еще лучше: в 1996-м снимает то, благодаря чему его просто невозможно забыть. "California Love", "Woo-hah! Got You All In Check", "If I Ruled The World (Imagine That)", "Street Dreams", "No Diggity", "Can't Knock The Hustle", "East Coast West Coast Killaz", "Hit 'Em High" – разве нужно здесь называть исполнителей? Разве недостаточно просто названий этих треков, чтобы в памяти сразу всплыли эти такие разные, но одинаково крутые клипы. Фирменный стиль Вильямса почти сформировался: максимально ярко, максимально глянцево, динамично. Непременный для Busta Rhymes «рыбий глаз». Взрывы. Телки. Фрики и безумцы. Побольше фриков и безумцев. Блестящие костюмы и комнаты. Широкий экран. Большие бюджеты – не только потому, что его работы обязательно попадают в хит-парады MTV (из сотни лучших клипов 1996-го, по мнению этого канала – двенадцать сняты Хайпом), но и потому что ему нужно все больше взрывов и фантастических декораций. Хип-хоп, по Вильямсу, футуристическая музыка с постоянным отсылом к прошлому, будь то христианство или гангстерская Америка 30-х.
В это же время у него появляется первый конкурент – Пол Хантер. Он работает с теми же артистами, требует тех же больших бюджетов и, справедливости ради, снимает практически такие же запоминающиеся клипы: «The Dope Show» для Marilyn Manson, "Phenomenon" LL Cool J ( в этом клипе легко заметить многие приемы Хайпа) , «It's All About The Benjamins» Puff Daddy, «On & On» Erykah Badu, «Hypnotize» - Notorious B.I.G., тем не менее, что-то мне подсказывает, что статьи про него не будет.
Между тем, создавая очередные эпохальные клипы, вроде Puff Daddy feat. Faith Evans & 112 "I'll Be Missing You" или Busta Rhymes "Put Your Hands Where My Eyes Could See", а также DMX, Nas, Method Man и Ja Rule - "Grand Finale", наш герой снимает свой первый и пока последний полнометражный фильм «Живот». Что такое «Живот»? Это не фильм. Это черт знает что такое. Его можно сравнить с работами по Фрэнку Миллеру («Город грехов», «300 спартанцев»), но только по одному признаку – зрителю абсолютно по фигу сюжет, актерское мастерство и прочие составляющие «нормального» кино. В «Животе» достаточно смотреть лишь на то, КАК он снят, на картинку, планы и цвета. Какая разница, что там делают DMX, Nas и почему убивают Method Man, если все выглядит настолько красиво? Свой стиль Хайп возвел в абсолют и поставил ему памятник – этот фильм.
В 1999-м начинающий свою карьеру Ja Rule заказывает Вильямсу аж пять клипов, но главными работами этого периода считается одно из лучших видео Хайпа - "No Scrubs" для TLC, стоит отметить и Busta Rhymes feat. Janet Jackson "What's It Gonna Be?", препафоснейший клип Nas feat. Puff Daddy "Hate Me Now", классический "Still DRE" и манифест начинающей Kelis - "Caught Out There". Не сказать, что режиссер изобрел в то время что-то новое, но арсенал используемых им приемов, а главное успех ему сопутствующий делал из клипов полноценные фильмы, которые интересно смотреть. Впервые имя режиссера стало появляться в самом начале клипа, и это имя грантировало как минимум интерес, а зачастую и просто успех.
Последующие два года он плотно работает с Jay-Z, продолжает составлять великолепное портфолио Busta Rhymes, который добрую половину своей славы оттяпал именно клипами, к Хайпу обращается и рок-группа No Doubt и получает то, что и хотела – фирменный стиль. DMX, Ja Rule, Snoop Dogg – только ребята с бюджетами подступаются к Хайпу. Подступилась и молодая певица Aaliyah, свои первые три клипа, кстати, снявшая у Paul Hunter. К тому времени она была одной из самых успешных чернокожих певиц Америки и могла позволить себе роскошь сняться у Hype Williams, который выбрал местом съемок остров Багамы. "Rock Da Boat". Обыкновенное видео Гарольда тех времен. Океан, яхта, танцы, красивые панорамы, широкий экран. Необыкновенно и страшно лишь одно – то, что случилось через несколько часов после конца съемок. Aaliyah и ее семеро друзей садятся на частный самолет и направляются в Майами. В авиакатастрофе погибают все.
Это событие очень сильно повлияло на режиссера. Cпустя полгода погибает еще одна его клиентка – Left Eye (TLC) и он перестает работать с тем же пылом, что раньше. Статистика гласит, что в последующие три года он снял чуть более десятка работ, т.е. меньше, чем раньше за год. До 2005-го в телеэфире царил Пол Хантер и подтянувшийся Little X. Они очень хорошо разработали все находки Вильямса, слова дурного не скажешь. Он же лишь снимал то, о чем договаривался до смерти Aaliyah и выпускал DVD. Но время лечит и в позапрошлом году всем пришлось вспомнить о великом Хайпе Уильямсе. Его не забыли бывшие клиенты и он снимает банк двумя работами для Kanye West, еще двумя для Pharrell Williams и демонстрирует миру свою новую выдумку – «картинку в картинке». Посмотрите Jamie Foxx feat. Ludacris "Unpredictable" и Ne-Yo "So Sick". Фирменный широкий экран, но сверху и снизу не просто чернота, а другой план. «Это дает вам больше информации, - говорит Хайп. – Вы получаете от одного видео больше эмоций». В 2006-м он поработал только с грандами: LL Cool J, который, не стесняясь, называет его Хайпом Спилбергом, Young Jeezy, Mary J. Blige, Kanye West, Janet Jackson, а также снял очень простое, но красивое видео для наших «татушек» - "Gomenasai", там прием «картинки в картинке» также используется. Клип Beyonce & Slim Thug "Check On It" принес режиссеру премию MTV за лучшее r'n'b-видео.
Безусловно, сейчас его работы – не те, что взрывали мозг лет семь-восемь назад. И песни, им экранизируемые, не совсем те, что хочется и последователей расплодилось столько, что без специальной строчки порой не угадать, где Хайп, а где другой. Один из главных упреков в его адрес гласит, что Вильямс «убил» жанр «хип-хоп видео», ограничив его голыми женщинами, поливанием дорогим шампанским всего окружающего и прочими элементами «вылизанных» мэйнстрим-работ. Но прежде чем сказать все это, вспомните Тараса Бульбу. Hype Williams породил само явление рэп-клипов, так кому же еще, как не ему, убивать его?
Руслан Муннибаев