9th Wonder размышляет о прошлом и будущем хип-хопа
Все чаще звучат разговоры о бездуховности современного хип-хопа, о потери связи между поколениями, о давлении индустрии и коммерциализации, о заигрывании с низменными вкусами потребителя. Некоторые из них уже набили оскомину.
Никто не любит, когда его лечат по таким вроде бы банальным поводам. Однако ситуация не меняется. Давайте послушаем мнение участника коллектива Little Brother, продюсера 9th Wonder, ставшего знаменитым не так давно, несмотря на свой не такой уж маленький возраст. Чем отличается позиция отца семейства, который все еще занимается "детскими забавами" не будучи обласкан мейнстримом?
Как бы ты определил, что такое True School?
True School это наш голос, когда мы высказываемся. Большинство средств масс-медиа ориентированы либо на тех, кому за сорок, либо на тех, кто еще не достиг двадцати двух. Наша задача создать свою собственную классику, не изображая из себя 12-летних. Я лучше буду слушать то, на чем рос, и что слушал пока учился, чем то, что слушают мои племяшки. Я не хочу сказать, что во всем, что сейчас выходит, отсутствует душа, но бездушного товара много. Даже если ты говоришь о сознательном рэпе или любой другой его разновидности - в данном случае это не важно. И там тоже есть бездушие.
Разве ты не делал продакшн для G-Unit?
Да! Была у нас совместка с Lloyd Banks. Я к тому, что мне никогда не нравился термин андеграунд. Мне нравится понятие музыка с душой. Этим я и занимаюсь. Неважно о чем ты говоришь на своей записи, какие-то из них имеют душу, какие-то - нет. Все дело в этом. Вот, например, Curtis Mayfield и его трек Superfly. Там есть душа, хотя он говорит об уличном дилере.
Пимпинг и хастлинг?
Именно, но от этого трека остается ощущение, что он сделан с душой.
Но вернемся к G-Unit. некоторые треки Фифти содержат в себе соул-семплы. Например, "Ski Mask Way".
Есть такое дело. Еще можно вспомнить "Window Shopper" и "21 Questions". Просто хватает людей, которые хотят ненавидеть. Но в конечном итоге имеет значение только плохую или хорошую музыку ты сделал. Душа, которую нам нужно в неё вернуть. И вот это и есть True School.
Полагаешь ли ты, что весь андеграунд непременно является тру-скулом?
Нет! Для меня тру-скул это период времени с 1980 по 1997. Мне сейчас 31 год и 18-летние, должно быть, не понимают этого. Нам нужно научить их этому. Через тот же Интернет. Или старшие родственники могли бы развернуть своих младших в нужном направлении. Но иногда я думаю, что тебе просто нужно было побывать там.
А как ты относишься к абстрактному хип-хопу, например к Def Jux, которых многие сейчас считают настоящим хип-хопом?
Я делал музыку и с теми, кто не обязательно относился к Def Jux – Murs, например (он выпустит альбом чуть позже в этом году). В целом, мне просто не нравятся бездушные треки. Я не скажу, что на Def Jux нет души, потому что El-P мой человек. Просто не все, что там выходит, содержит в себе нужное чувство, некоторые вещи слишком абстрактны. Как будто тебе просто нужно быть абстрактным, чтобы сказать, что ты иной. По мне это лажа. Outkast другие, но у них есть душа. И тут не важно подземный ты или надземный, тебе просто нужен необходимый элемент. Тот, который потерял нынешний хип-хоп, даже если ты рифмуешь какую-нибудь вульгарщину, тебе нужна душа в музыке. Я считаю, что у хип-хопа по-прежнему есть будущее, но чтобы так и вышло, нашему поколению нужно научить следующее за нами. Пока некому передать факел и в этом основная проблема.
В интернет-журнале Phonte я как-то прочел, что Little Brother получил любопытный опыт после выступления на фестивале Summer Jam, на котором доминировало направление Dirty South. Можешь пояснить, что же произошло?
Меня не было на этом конкретном выступлении. Но, как я понял, реакция аудитории на них была, как будто на сцене присутствовали люди, у которых не все дома. Тут надо было принять во внимание демографию. С той конкретной демографической картиной, откуда им было знать, кто перед ними выступает? Мы несколько раз появлялись в журналах XXL и Fader, но многие люди просто их не читают. Мы не были им визуально знакомы. Сейчас происходит такой расклад, что независимо от того, что ты делаешь, тебе нужно быть визуально представленным. Нет видео – нет продаж, и пофиг, что ты там выпустил, пока к этому не пристегнута картинка.
Наверное, не только одна картинка, им еще нужно слышать тебя на радио.
Точно.
Так ты веришь, что если твоя музыка будет чаще звучать на радио, больше молодежи к ней потянется?
Да! Трудно прийти к чему-то, чего ты не видишь. К нашему счастью мы застали те вещи, которые сейчас стали классикой. Сейчас же всё, что претендует на это звание, предварительно загружено под самую палубу бабками или должно 30 тысяч раз прозвучать по радио. Тогда, глядишь, с тобой захотят иметь дело. Но многие до сих пор не знают нас, потому что мы недоступны для деток – нас нет на BET, нас нет на радио. И получатся, что нас просто не существует. Мы были в журнале Elemental, но его читает слишком мало людей.
Как ты себя чувствовал, когда Fahiym Ratcliffe (тогдашний главред The Source) поставил альбому Little Brother "Minstrel Show" четыре с половиной микрофона, а тогдашний совладелец Benzino понизил до четырех (вскоре после этого инцидента Ратклиф оставил свой пост в этой самоназванной хип-хоп Библии)?
Бензино тогда сказал, что нас слушают только ученики колледжей. Получается, что, чтобы нас слушать, нужно вначале получить образование, и кому тогда мы продадим свои записи? К тому же он тогда сказал: "Я даже не знаю, кто эти парни". А потом он еще говорил, что любит хип-хоп. Я, кстати, незадолго до этого выпустил еще альбом вместе с Buckshot.
Ты сейчас говоришь о взрослом человеке, который вырос вместе с хип-хопом, но ведет себя, как будто этого не было?
Именно. Однако каждый хочет что-то свершить в индустрии. Они изображают, как будто живут особой жизнью, и это разрушает музыку.
Ты не думаешь, что они идут на такие компромиссы, чтобы понравится молодежи?
Конечно. Прикинь, тебе уже 34-35-36 лет. Зачем ты пытаешься апеллировать к 17-летним детям? Это же хрень какая-то.
А как ты относишься к уже состоявшимся артистам, которым за 30, и которые идут на компромиссы в своем творчестве, только чтобы получить ротации на радио?
Не сказал бы, что они так делают. Просто прикинем на примере De La Soul, которые для меня являются старшими товарищами. Они появились в 1989 году с альбомом "3 Feet High and Rising", значит средний возраст их поклонников сейчас около 32 лет. И похожая ситуация со всеми, кто появился на сцене с 1988 по 1996 год. Возрастной диапазон их фанатов от 26 до 34 лет.
Что удивительно, те из упомянутых, кто смог прорваться сейчас в мейнстрим, подаются как "новые артисты", как будто им двадцать с чем-то, хотя они уже давно перешагнули 30-летний рубеж.
Да. Тебе просто нужно понимать, что за твоей спиной поколение выросшее на твоем творчестве. Эти люди хотят слышать тебя таким, каким знают и протестуют, если ты пытаешься ориентироваться на подростков в погоне за прибылью. Jamie Fox продал в первую неделю порядка 500-600 тысяч, Mary J Blige – 700, Jay-Z – 600 с хвостиком… потому что они ориентировались строго на свою аудиторию. Вся проблема с детками в том, что они - поколение скачивания. И как ты продашь диски тем, кто только качает? Когда Mary J Blige продала свои 700 тысяч, это были те поклонники, которые с ней со времен "What's the 411?" и всем им сейчас за тридцать. И проблема в том, что, возможно, это единственный альбом, который они купили за последние восемь лет, потому что сейчас на их вкусы мало кто ориентируется.
Интересный вопрос, насколько комфортно чувствуют себя представители нашего поколения, когда они подвергают своих детей воздействию модных нынешних тенденций, которые во многом преждевременны для них?
В наши дни многие родители вместо того, чтобы быть ролевой моделью для своих детей, стараются быть их друзьями или чем-то вроде этого. Это та ситуация, когда ты слушаешь то, что слушает твой ребенок. А так быть не должно. Им бы лучше поучиться твоей музыке. Если вы на кухне, то должна звучать твоя музыка. Если ребенок хочет послушать свою, то пусть идет к себе в комнату и там слушает.
Если мы обратимся к хип-хопу, который выходил на стыке 80-х и 90-х, то там было множество семплов принадлежащих музыке предыдущего поколения. Это то, к чему нас приучили наши родители.
Точно. Соул-музыка. Эта музыка роднит меня с моим старшим братом, потому что ему нравятся Cameo и Roy Ayers. И когда я слушаю записи Mary J или Pete Rock у меня такие же чувства. Это то, что объединяет поколения. Я к тому, видел ли ты фильм Do the Right Thing (возможно самый титулованный фильм Спайка Ли – прим.)?
Да!
Помнишь тот момент, когда они делали голосование на Love Radio? Ella Fitzgerald, Thelonious Monk, De La Soul, Stetsasonic. Предположим, ты говоришь те же имена плюс JEEZY – кто сюда не вписывается? Мне нравится его музыка, но он сюда просто не подходит, потому что у него нет той душевности. Да, ты скажешь про борьбу и выживание. Ты сделал это на районе, но в твоей музыке нет души. С музыкой 70-х ты мог заниматься любовью и растить детей. Это была музыка жизни. В 80-х и даже частично в 90-х это была музыка жизни. Сейчас же мы видим только музыку смерти. Там только про то, как пойти в клуб, бухнуть да потрахаться, все в таком роде - обуем того парня, пойдем повеселимся. Не, там они, конечно, вещают о настоящем дерьме, о том, что реально. Но они почему-то думают, что для того чтобы твоя вещь стала по настоящему горячей, достаточно просто вещать об этом реальном дерьме, а потом удивляются, почему это не так. Ситуация "куда ни кинь, всюду клин".
А что насчет сознательных и абстрактных рэпперах, которые не считают, что на них должны обрушиться горы денег только потому, что они в подземке?
У меня с одним таким был диалог:
- Зачем ты это делаешь?
- Потому что люблю это дело.
- И что, тебе не нужны деньги?
- Неа. Я не собираюсь зашибать бабки. Это продажно. Вот как Common, который снялся в рекламе GAP
- Окей! Ты живешь с мамой и папой?
- Да.
- Хорошо. А теперь давай представим, что ты живешь не с ними, а самостоятельно. У тебя свой дом, куча счетов и две работы чтобы их оплачивать. К тебе приходит GAP и приносит чек на пять сотен тысяч. Что ты сделаешь? Моментально прыгнешь под объектив камеры.
Пока их не поставишь перед реальной жизненной ситуацией, они не поймут как принимают решения рэпперы при таком выборе.
Давай вернемся чуть назад. Как ты видишь будущее хип-хопа? Представляешь ли ты какую-то форму баланса, в который все может прийти, не смотря на давление коммерции?
Нет! В хип-хопе недостаточно единства. Чуваки слишком озабочены всяким голливудством, никто не хочет говорить друг с другом. Можно перебрать хотя бы первые пятьдесят активных игроков приходящих в голову. Давай посмотрим. У нас есть Common, Mos Def, Kweli, Young Jeezy, Pharrell, Jay-Z, Nas, у нас есть Jill Scott, Premier, Pete Rock, Jazze Pha. Столько талантов, а когда мы берем их очередной альбом, находим от силы пару хороших треков. Как такое вообще возможно? И они после этого еще топчут землю? Единства не осталось и в помине, все только кликушествуют.
Но мы можем быть уверены, что 9th Wonder продолжит мастерить плотные треки?
Наверняка. У меня есть верные поклонники, которым это нравится. Представь только, когда к тебе подходят люди и говорят, что то, что я сделал, как-то повлияло на их жизнь. Я такое слышал и не раз. Мне говорили, что у человека был очень неудачный год, а трек с альбома "The Listening" его вдохновил. Или, например, когда говорят, что каждое утро начинают с трека "Threat" (с ремиксового альбома Jay-Z "The Black Album"). Или вот такое заявление: "Я никогда не слушал Destiny's Child, пока ты не записал песню "Girl", а теперь я переслушал их полностью". Мне говорили, что я для них как Pete Rock, и сам Pete Rock хвалил меня, и DJ Premiere тоже. Все это меня питает и не дает остановиться.
И еще скажи что-нибудь всем напоследок.
Продолжайте поддерживать хорошую музыку. Если вам за тридцать, не бойтесь включать группы вроде Guy, или Bell Biv Devoe. Не бойтесь рассекать под эти звуки по округе. Снимите с себя всю мешковину, оденьтесь по взрослому. Но продолжайте любить хип-хоп. Вы можете это сделать.