Хореографы хип-хоп клипов, кто они?
Смотреть клипы любят все, особенно если они доставляют эстетическое удовольствие. Нет, говорить сейчас мы будем не о полуголых танцовщицах, которые обычно в первую очередь полуголые, а танцовщицы все чаще во-вторую.
Так уж забавно получается, что если у какого-то исполнителя выходит клип, достойный внимания и вызывающий неподдельный интерес, то общение между зрителями происходит примерно в такой тональности: "Видал новый клип Ludacris'a (Missy, Ciara, Fergie)? Как он (она) там здорово выступил(а)!". И в этот момент мало кого заботит, что помимо самого исполнителя в этот коротенький ролик одновременно вложены созидательные силы еще нескольких уважаемых людей.
Режиссера, само собой, во-первых. И на наших страницах кое о ком из них мы вспоминали не так давно. Некоторые их имена достаточно известны и более менее на слуху, либо в третьей строчке титров клипа. Однако помимо гениальных находок режиссера, замечательной музыки композ... битмейкера, а также, несомненно, достойного исполнения самой титульной фигуры клипа, в нем зачастую присутствуют весьма зажигательные и вызывающие уважение своей оригинальностью и свежестью танцы. И в том празднике движения, который происходит в клипах (не каждый раз, конечно) зачастую нет заслуг ни одного из выше упомянутых людей, либо они не так уж велики.
За все перемещения и шевеления тел на экране в первую очередь отвечает хореограф. И так уж выходит, что эта неотъемлемая часть шоу оказывается наиболее забытой. Про битмейкеров сейчас говорят часто и по ним ориентируются в своих ожиданиях от грядущего альбома. По имени режиссера представляют, о чем будет следующий клип, и стоит ли от него ждать открытий. Но имя хореографа, как правило, не произносится нигде и никогда. Пришло время пролить свет хотя бы на некоторых из тех, чья работа сплошь и рядом приносит дополнительные баллы в вашу оценку очередного видео. Не претендуя на широкий охват тех, кто трудится на этом поприще, отметим пока только несколько имен, а со временем, может быть, устраним и оставшиеся пробелы.
Paulette Minott
Эта темнокожая дама с достаточно итальянским звучанием своего имени на самом деле родилась и выросла в южном Лондоне. Как многие дети она с удовольствием подражала своим кумирам в компании тети и кузена. Вскоре это из простого развлечения выросло в нечто большее, и девочка посвящала львиную долю своего свободного времени оттачиванию движений. Она стала появляться в маленьких шоу и конкурсах и вскоре заслужила немало лестных слов в свой адрес.
Получив некоторый опыт в области современного джазового танца, чечетки и балета, Паулетта поступила в The Laban Centre Dance College, где у неё замечательно пошли современные танцы. Её заметили и даже пригласили в американский тур группы Technotronic (помните их "Pump Up The Jam" и "Move That Body"?). Вернувшись через годик обратно в Британию, она продолжила выступления на подтанцовке у других артистов. В качестве танцовщицы она поработала с Soul II Soul, Luther Vandross, Mary J. Blige, Whitney Houston, Shaggy, Bobby Brown, Sting и многими другими.
Вполне логично, что в итоге она сама стала ставить танцы как для концертных выступлений и массовых мероприятий, так и для клипов. Со временем среди её клиентов побывали Mis-Teeq, SugaBabes, Craig David, Sophie Ellis Bextor, Victoria Beckham, Mariah Carey, Fatman Scoop, NeYo, Rihanna, Ludacris, Bobby Valentino, Gabrielle, Redman, Romeo, Ja Rule и Ashanti. Её услуги постановщицы танцев пригодились и при проведении таких крупных ежегодных мероприятий как Brit и MTV Awards.
Tina Landon
Имя этой уроженки Ланкастера (Калифорния) хорошо известно в индустрии еще с конца 80-х годов. Вместе с небезызвестной Полой Абдул она начинала свою карьеру в группе поддержки баскетбольного клуба Los Angeles Lakers. Первое появление в видеоклипе состоялось не у кого-нибудь, а у самого Майкла Джексона в "Smooth Criminal". После этого она на долгое время примкнула к коллективу Дженет Джексон.
Начав рядовой танцовщицей в концертном туре Rhythm Nation World Tour, она вскоре помогла Дженет сменить сценический имидж на более соответствующий секс-символу. Все постановки времен альбома "Janet", включая клипы "If" и "You Want This" на счету Тины. Такая работа не могла пройти незамеченной, и вскоре посыпались предложения, в том числе и достаточно неожиданные, от других артистов. С тех пор Тина успела переработать едва ли не со всеми заметными персонажами.
Она делала "Case Of The Ex" для Mya, "Livin' La Vida Loca" для Рики Мартина, к ней обращались рокеры Aerosmith и Motley Crue, и даже чемпионка США по фигурному катанию Kristi Yamaguchi. К настоящему моменту в её резюме значится сотрудничество с Michael Jackson, Britney Spears, Christina Aguilera, Kelly Clarkson, Shakira, P!nk, Jennifer Lopez, Tina Turner, Anastacia, Jay-Z, Samantha Mumba, Lil' Kim, Marc Anthony, Prince, Deborah Cox, The Pussycat Dolls, Kelly Osbourne, Mariah Carey, Faith Hill, Ciara, Stacie Orrico и Kenneth "Babyface" Edmonds. На удивление широкий профиль постановок.
Fatima Robinson
Эта дама, пожалуй, обладает непререкаемым авторитетом в относящейся к музыкальному видео среде. Родившись в Литтл Роке (Арканзас), в возрасте четыре года вместе со своей мамой и двумя сестрами девочка переехала в Лос-Анджелес. Достаточно долгое время танцы оставались для неё лишь хобби, и она не помышляла о большом шоу-бизнесе. В 16 лет её планы строились вокруг открытия собственной парикмахерской, как у её мамы. Став сертифицированным косметологом она какое-то время работала по выбранной специальности, но любовь к танцам вскоре дала свои плоды.
Посещения клубов и танцевальных конкурсов закончились многочисленными победами над более старшими барышнями, и вскоре на неё свалилось неожиданное счастье. Известный режиссер Джон Синглтон пригласил девушку поставить танцы для клипа Майкла Джексона "Remember the Time". Многие из вас наверняка помнят стилизованный стиль king-tut, как нельзя лучше подошедший к антуражу этого видео.
С тех пор её работы шесть раз удостаивались награды MTV Video Music Award за лучшую хореографию. Перечислим эти этапы славного пути: Brandy "Baby"” (1995), Dr. Dre "Been There, Done That" (1997), Busta Rhymes "Put Your Hands Where My Eyes Can See" (1998), Will Smith "Wild Wild West" (1999), Aaliyah "Try Again" (2000) и Mary J Blige "Family Affair" (2002).
Издание Entertainment Weekly включило её в свой топ "Сто самых креативных людей в индустрии развлечений". Однако Фатима на этом не остановилась – она закончила режиссерский факультет New York Film Academy и теперь не только ставит танцы, но и сама снимает клипы. Как это у неё получается, вы могли оценить по клипам The Black Eyed Peas "Hey Mama" и "My Humps" и сольному "Fergalicious" Fergie.
Кроме упомянутых персонажей Фатима приложила свои умение и старание к видеоработам таких людей как Lenny Kravitz, Prince, Andre 3000 из OutKast, Nelly Furtado, No Doubt, Santana, Whitney Houston, Bobby Brown. Она же делала клипы Aaliyah "Rock The Boat" и "More Than A Woman". Сейчас ей 35 и барышня не намерена останавливаться. В недавно вышедшем на экраны фильме "Dreamgirls" все танцы также поставлены ей. И это уже не первый киноопыт хореографа. Еще раньше она делала то же самое в лентах "За мной последний танец (Save the Last Dance)" и "Стриптиз-клуб (The Players Club)".
Hi Hat
Эта дама в хип-хоп мире известна исключительно под псевдонимом. Вместе с таким своим маленьким секретом она принесла и новое видение танцев. Чтобы рассеять сомнения достаточно будет сказать, что львиная доля клипов Missy Elliott её рук и ног дело. Если вы видели что-то из этого: "All In My Grill", " She's A Bitch", "Hit Em With the Hee", "Sock It To Me", "Beep Me 911", "Lose Control", "Teary Eyes", "Work It", "Gossip Folks", "One Minute Man", "Pass Dat Dutch", "Really Hot", "Take Away", "Get Ur Freak On" или совместный с Ludacris "Gossip Folks" – вы не станете возражать. Кажется, только дебютный "The Rain" ставился другим человеком.
Даже, если бы на счету Hi Hat была только работа с Мисси, она уже могла бы войти в соответствующую элиту. Неудивительно, что дама вскоре пошла дальше просто видеоклипов. Её навыки пригодились при создании фильма "Добейся успеха (Bring It On)" и визуализации саундтреков к картинам "Ангелы Чарли" и "Крысы (The Rug Rats)". Кроме того, сценические постановки для некоторых концертных туров Mary J. Blige и Eve тоже делала Hi Hat. Она же поддержала и режиссерскую работу Фатимы над "Hey Mama" Black Eyed Peas. Часто список работ может быть красноречивее любых слов, поэтому закончим этот материал респектабельным перечнем из резюме Hi Hat, который вас, возможно, не раз удивит.
PHARRELL "Can I Have Like That"
EMINEM "Azz Like Dat"
JAY Z "Brush Ur Shoulders Off", "Izzo", "Can I Get A"
NICKY COSTA "Everybody Got That Something"
NO DOUBT "Hey Baby"
LIL MO "Gangsta"
WYCLEF JEAN "Perfect Gentlemen"
DESTINY'S CHILD "Independent Women"
CHANTE MOORE "Straight Up"
T-BOZ "Get Away"
MARY J. BLIGE "Deep Inside"
NAS "Nastradamas"
VITAMIN C "Smile, Me Myself & I"
MANDY MOORE "Candy"
BUSTA RHYMES/JANET JACKSON "What's It Gonna Be"
NICOLE WRAY "Make It Hot"
JERMAINE DUPRI/JAY Z "Money Ain't A Thang"
ATYANA ALI "Day Dream"/"Boy u Knock"
MONTELL JORDAN "Let Ride" & "I Like"
MASE/PUFFY "Feel So Good"
NOTORIOUS BIG/PUFFY "Mo Money Mo Problems"
NEXT "Buttalove"
BLACKSTREET "No Diggity"
LUDACRIS "Stand up"
BLAQUE "I’m Good"