О где же ты, дед?
Когда-то их логотип в виде бейсбольной биты под названием украшал добрую треть всех балахонов и «шапок-носков» рэпперов столицы, уступая только злобной роже Onyx, но последний достойный их альбом вышел 12 лет назад
К своему последнему альбому “Hip-Hop Is Dead” Nas подошел серьезно – на кону был не только финансовый успех, но и респект, который он несколько подрастерял за последние годы. Надо было всем доказать, что именно Nas, а никто другой, и есть хранитель старых традиций и, что немаловажно, актуальный их интерпретатор. Одним из самых разумных его шагов была запись ремикса песни “Where Are They Now”, сначала с забытыми героями 90-х, а затем и вовсе 80-х. Имена большинства из них (Redhead Kingpin, Original Spinderella, Father MC, Mike Gee, E-S-T , Positive K, Grandmaster Caz, Sha Rock, Tito, Lique, Dana Dane, Pebblee Poo) ничего не скажут 99% процентам наших читателей и это, положа руку на сердце, справедливо. Хип-хоп появился у нас с опозданием лет на десять-пятнадцать и, благодаря польским и болгарским пиратам, набор артистов несколько отличался от того, что происходило в это время в Америке. Достаточно сказать, что культовая у нас группа Onyx вызывает на своей родине гораздо меньший восторг. Сегодня хотелось бы вспомнить тех, кто был популярен среди нашего хип-хоп слушателя 10-15 лет назад и задать резонный вопрос – “Where Are They Now?”
Naughty By Nature
Говоря об этой группе в полупрошедшем времени, рискую навлечь на себя гнев поклонников, тех самых, чьи сердца начинают учащенно биться при первых секундах “Hip-Hop Hooray” и “O.P.P”, и тем не менее, надо признать, что со времен их триумфа прошло слишком много времени. Когда-то их логотип в виде бейсбольной биты под названием украшал добрую треть всех балахонов и «шапок-носков» рэпперов столицы, уступая только злобной роже Onyx, но последний достойный их альбом вышел 12 лет назад. После него троица успела выпустить еще пластинку, затем вдрызг разругаться из-за денег. Результатом стал уход Dj Kay Gee и, как следствие, довольно незаметная работа 2002-го “IIcons”. Kay Gee успешно продюсировал r’n’b звездочек Jayheim и Next, но, по слухам, вернулся в группу для записи нового альбома. Тем не менее, ждать его еще долго – сначала выйдет сольник лучшего друга Тупака и главного МС коллектива Treach. Он много снимался в кино, в том числе и в главных ролях, но тяжелое заболевание крови не позволило ему развить эту деятельность, в прошлом мае группе даже пришлось прервать тур из-за обострения его болезни. Третий участник Vinnie хозяйничает на сайте www.naughtybynature.com, рассылает по миру балахоны, трусы и полотенца с символикой (сказывается опыт – раньше он владел магазином одежды) и осуществляет контакт с поклонниками.
В последние годы NBN активно гастролируют по миру с программой «лучшее, любимое и только для вас». Дать выход своим ностальгическим чувствам можно, например, в этом месяце, когда группа проедется с туром по Европе.
Fu-Schnickens
Помните эту кассетку с актуальной по тем временам обложкой – крупно лица участников, разные шрифты? Не ошибаясь, выбирали такие на Горбушке, зная, что под такой может быть только рэп. И там действительно был интересный, быстрый (что очень ценилось), юморной хип-хоп от троицы с прозвищами Chip Fu, Moc Fu и Poc Fu. Они сэмплировали Багза Бани, мешали рэп с дансхоллом, всерьез увлекались Востоком, опередив в этом Wu-Tang, а Шакил О’Нил называл их своей любимой рэп-группой – и они, конечно, записали с ним один из главных своих хитов "What's Up Doc? (Can We Rock)”. В их творчестве было то, чем когда-то славились Redman и Busta Rhymes, но потом перестали, – ерничанье, умение посмеяться над собой и посмешить. Согласитесь, такого хип-хопа, беззаботного и забавного, сейчас днем с огнем не найти.
Уже в 1995-м они выпустили свой “The Best” и, кажется, совсем пропали из виду. Только Chip Fu (на фото вверху) влился в тусовку лейбла Stones Throw: в 2005-м отметился треком на продакшн младшего брата Madlib - Oh No, зачитал куплет на альбоме Ali Shaheed Muhammad из A Tribe Called Quest. Также его можно расслышать на "Where Are They Now?". Сольный альбом “Math”с продакшном от Oh No, Apathy, Black Milk, Illmind, Ali Shaheed, Da Beatminerz и Needlez обещан на этот год. В высшей степени достойный новый его материал с ощутимым рагга-влиянием (Hip-Hop Generals) рекомендуем послушать здесь.
Salt-N-Pepa
Этих вы обязательно должны знать – таких мировых хитов как “Let’s Talk About Sex” на весь хип-хоп найдется не больше десятка. Трио девушек служило мостиком между ортодоксальными рэпперами и обывателями – они одинаково очаровывали своими откровенными и ироничными текстами, имиджем хулиганок и энергией настоящих «бой-баб». Salt-N-Pepa расчистили дорогу лихим Foxy Brown и Lil Kim, но «тему сисек» раскрывали не так пошло. Их первому альбому уже стукнуло аж двадцать лет, а в клубах нет-нет, да и зазвучат их нетленки “Shoop” и “Whatta Man”.
Salt-N-Pepa – одна из самых, если не самая успешная женская группа, за всю историю хип-хопа. Общий тираж их дисков – за двадцать миллионов. Десять лет назад они выпустили последнюю свою работу, а спустя два года, проехавшись по миру и вовсе распались, разбежавшись, кто куда, благо, заработанные деньги позволяли. Pepa на два года вышла замуж за Treach из Naughty By Nature, а Salt в 2005-м объявила о начале сольной карьеры, и даже открыла сайт www.saltunrapped.com, где можно услышать все песни с планируемого альбома, но самого его никто в руках не держал. Dj Spinderella продолжает свою карьеру на радио, в передаче об олдскульном хип-хопе. В последний раз их видели вместе два года назад, на передаче телеканала VH1 “Hip-Hop Honors” – там они вместе с En Vogue исполнили “Whatta Man”.
Geto Boys
Наверное, в истории хип-хопа не было группы страшнее Geto Boys. Насилие, смерть, некрофилия, бандитизм, грязный секс и прочие милые штуки – вот что вдохновляло одноглазого карлика Bushwick Bill, громилу Scarface и будущего азербайджанского бизнесмена Willie D. Для примера – одну из их ранних песен недавно перепел (перечитал?) Marilyn Manson. Талант МС и текстовиков даже такие темы делал хитовыми, а у нас всегда любили рэп пожестче и, вероятно, именно Geto Boys познакомили Россию с южным рэпом, хоть сейчас в это вкладывают и несколько другой смысл. Кстати, коллектив существует до сих пор (последний альбом вышел в 2005-м), но с возрастом всё стало звучать гораздо приличнее и мягче.
Geto Boys были успешны настолько, насколько может быть успешна рэп-группа с такими текстами и абсолютно не телевизионной внешностью. Лучше всего сольная карьера получилась у Scarface – три «платины» и три «золота». Он является безусловно культовой фигурой юга и, вместе со своей группой и соло, создал такой же статус для лейбла Rap-A-Lot. В 2002-м Scarface стал президентом Def Jam South, среди его явных удач на этом посту – подписание Ludacris. В прошлом году он сделал неожиданное заявление о том, что больше не будет читать рэп и займется лишь продакшном.
О том, как Bushwick Bill потерял глаз, можно прочитать здесь, а его сольная карьера включает в себя целых пять альбомов, впрочем, не таких успешных, как у Scarface, все-таки успешных карликов и в других областях немного. В последние годы он обратился к Христу и о некрофилии, боюсь, мы от него больше не услышим.
Совсем отдельная история – Willie D. В 1999-м он немного попробовал себя в профессиональном боксе, но остановился на результате «2 победы, 1 ничья» и, не забывая о рэпе, обратился к бизнесу в соседнем с нами Азербайджане. Торговал сначала недвижимостью, а потом и главным богатством этой бывшей советской республики – нефтью. В интервью журналу Rolling Stone он посетовал на жесткие условия, в которых ему приходится там работать, но доходы, как он отметил, оправдывают любые трудности.
Рассказ о затерявшихся во времени любимцах не окончен. Если вы хотите узнать, где сейчас герои вашей молодости, присылайте их имена на ruslan.munnibaev@gmail.com, попробуем найти.