Эх, дорожка - пыль да туман
Знакомый диск из поливинилхлорида не всегда был таковым. Отличались материалы, размеры, скорости, методы записи. Продолжаем дивиться на многообразие форм винилов, связанных непосредственно с самой звуковой дорожкой
В прошлых выпусках "виниловых материалов" мы поговорили об устоявшихся индустриальных стандартах при выпуске грампластинок. Также подсмотрели, как они формировались, как вообще зарождалась грамзапись и ключевые фирмы с ней связанные. Кроме того, узнали, что и в те стародавние времена бизнесмены без зазрения совести приворовывали чужие идеи. Теперь мы понимаем, что двенадцатидюймовый черный диск из поливинилхлорида не всегда был таковым. Отличались материалы, размеры, скорости, методы записи и размеры звуковых дорожек. В этом выпуске мы продолжим дивиться на многообразие форм данных носителей звука, но ограничимся вариациями, связанными непосредственно с самой звуковой дорожкой.
Начнем с разрушения стереотипов. Всем известно, что при воспроизведении пластинки тонарм со звукоснимателем (этакая парящая над поверхностью диска рука, держащая иглу) движется от внешнего радиуса в сторону внутреннего. То есть звуковая дорожка нарезается по сходящейся к центру заготовки спирали (снаружи внутрь). Но не всегда такой подход являлся наилучшим решением. Причины кроются в физике процесса. Диск вращается с постоянной угловой скоростью, что приводит к тому, что линейная скорость участков, находящихся на разном удалении от центра, так же различается. И чем ближе, к центру, тем меньше линейная скорость, а стало быть хуже качество звучания, больше искажений.
А теперь представим, что мы записываем какое-нибудь классическое произведение. Многие из них достаточно долго раскочегариваются в плане звукового потока. Зачастую все начинается не шатко, не валко, вкрадчиво и негромко, с постепенным нагнетанием атмосферы и отдаленным во времени апофеозом, когда вступают литавры, а ведущие инструменты заходятся в конвульсиях. Понятно, что при этом увеличивается плотность и размеры неровностей, записываемых на звуковую дорожку пластинки. Логично такой участок записи расположить ближе к внешнему краю диска, где для его нарезки больше места и громкий, насыщенный сигнал пишется с меньшими искажениями. По большей части, конечно, известные случаи такого способа записи (изнутри наружу) относятся к бородатым годам, когда еще не было долгоиграющих пластинок. Особо отличалась подобными инновациями в 1920-х годах французская фирма Pathe Records. Впрочем, как концепция такая обратная запись дожила и до наших дней. Примером тому может служить альбом "Goodbye Blue and White" ска-панк группы Less Than Jake.
Прежде, чем рассказать об еще одном занимательном способе записи дорожек, напомним несколько азбучных истин из этой области. Каждая пластинка начинается с зоны безопасного введения иглы Lead-In. По стандарту это область у внешнего края диска шириной шесть миллиметров, на которой расположено несколько витков дорожки (а точнее междудорожечного барьера) с большим зазором между соседними витками. Естественно в этой области вместо полезного звука записана тишина. Каждый трек отделен от соседнего похожим по сути, но более компактным зазором (примерно один миллиметр). Ввиду отсутствия в нем записанного звука, он хорошо виден невооруженным глазом, поскольку поверхность гладкой заготовки в этом месте остается практически нетронутой. И, наконец, на внутреннем, "околояблочном" радиусе имеется зона безопасного вывода Lead-Out, аналогичная по структуре Lead-In. Ее основной особенностью является то, что спиральная дорожка на самом последнем витке замыкается на себя, создавая кольцо, по которому игла может скользить бесконечно долго. Точнее, пока кто-то не снимет тонарм с пластинки или не сработает система автостопа. Это кольцо называется "lock groove".
А теперь представьте, что кто-то нарезал на пластинку не одну звуковую спираль, а несколько параллельных. Таким образом игла, находящаяся на Lead-In может случайным образом сесть на одну или на другую спираль, которые визуально занимают одну и ту же область на пластинке, но отличаются записанным на них содержимым. Чтобы лучше понять, давайте представим рулон обоев, вид с торца. Вы созерцаете только скрученную спираль, но не можете заранее знать, сколько сюда закатано обоин. Может быть, это одно длинное полотно, может быть и два разных, а может и больше. Точно так же и с дорожками.
Этот подход не остался только лишь в сфере теории, а был применен на практике. Так, например, на EP рок-группы Tool "Opiate", было записано шесть "дорожек" с семью треками. Первая дорожка на второй стороне диска содержала в себе скрытую песню-сюрприз. В зависимости от места на Lead-In, куда поставлена игла, вы могли услышать заявленную в треклисте "Cold and Ugly (Live)" или "The Gaping Lotus Experience".
Группа знаменитых британских комиков Monty Python свой четвертый альбом "The Monty Python Matching Tie and Handkerchief" (1973) сделала аналогичным образом "трехсторонним". Известные своим оригинальным подходом к творчеству юмористы не только написали на обоих "яблоках" Side 2 (их можно было отличить лишь по гравировке на матрице: CAS1080A или CAS1080B), но и прописали всю вторую сторону двойной дорожкой. Аналогичные релизы выпускал пионер детройтского техно Jeff Mills, как соло (Apollo EP), так и в рамках своей группы Underground Resistance (Hidden In Plainsight EP). Поле для оригинальничания оказалось достаточно просторным. Пару лет назад британская группа The Secret Machines выпустила 7-дюймовый односторонний сингл "The Road leads where it's led" на котором заглавный трек и би-сайд были записаны параллельно. В 1980 году в специальное издание журнала Mad Magazine был включен флексидиск (о них в следующий раз) с восемью параллельными дорожками, каждая из которых начиналась одинаково, а различия начинались чуть позже. Глубоко андеграундная команда None of Your Fucking Business отличилась, пожалуй, больше всех. На ее 7" одностороннем сингле "Escapes From Hell" две параллельные дорожки были записаны с разными скоростями – одна на 45 оборотов, вторая на 33 (на обратной стороне был трек с тишиной).
Некоторые фирмы, при выпуске своих синглов проявляли повышенную заботу о диджеях. Не секрет, что в зависимости от звучащего фрагмента трека (припев, проигрыш), поверхность пластинки в этом месте выглядит несколько иначе, чем соседние области. Разная плотность записываемого звука провоцирует разную шероховатость поверхности и соответственно свет отражается тоже по-разному. Многие диджеи, в поиске нужного им драм-брейка в композиции, ориентировались именно по этим оттенкам. И раз уж мы упомянули возможность нарезки треков с переменным шагом между соседними витками, то нетрудно догадаться, что рано или поздно этот метод могли применить не только в разделительных и оконечных областях диска.
В районе 1978-1980 годов этим особо отличалась фирма Motown при штамповке 12-дюймовых синглов. Вступления, проигрыши, припевы выделялись среди трека при помощи таких расширенных интервалов между витками, что давало диджею наглядное представление о том, где что находится. Такая система получила зарегистрированное название Disco Eye-Cued. Единственным недостатком являлось то, что дорожка могла занимать на диске заметно большее место, по сравнению с обычной, скрученной в ровную тугую спираль. Из-за этого на подобных синглах на каждую сторону приходился только один трек.
Однако известны диски не просто с бОльшим количеством треков - лучше сказать с умопомрачительным их количеством. Но мы к ним подойдем, как водится, издалека. То, что в зоне Lead-Out тишина, - считается само собой разумеющимся. Но ведь теоретически, и туда можно записать звук. Техно-артист Eon так и поступил на своем релизе "Spice". В результате получился забавный эффект с повторяющимся семплом, который длится 1,8 секунды (один оборот диска на скорости 33 1/3). Идея использования lock groove оказалась достаточно плодотворной для диджеев.
Казалось бы, кому нужна всего лишь одна такая петля на стороне? Почему не набить ими всю поверхность пластинки? Лейбл RRRecords так и поступил. В результате на свет появились релизы 7" RRR-100, на котором было записано сто различных locked grooves, и 12" RRR-500, куда уместилось, соответственно, пятьсот подобных отрывков. В техно бытует также подход к созданию аналогичных lock groove, при котором они пишутся на скорости 133 1/3, а затем проигрываются на 33 1/3.
На этом пока прервемся. Как вы понимаете нам еще есть о чем поговорить, коли уж речь зашла о нестандартных винилах, но сделаем мы это в следующий раз.
Сергей Ковалёв
читать также:
Кого винил полихлор, или история грампластинки
Почему граммофон одолел фонограф