Винилы в лицах – цвет и форма
Изобретение винилита существенно улучшило качественные показатели музыкальных дисков. Они стали легче и прочнее. Кроме того, оказалось, что к нему можно безболезненно подмешивать различные краски
Сегодня мы продолжаем наше погружение в разнообразный мир пластинок. В прошлый раз, вооружившись увеличительным стеклом, мы изучали звуковую дорожку. В этот раз речь пойдет о буйстве форм и красок. Если вы читали предыдущие материалы на эту тему, то, возможно, помните, что в начале прошлого века пластинки были достаточно хрупки и недолговечны. Изобретение винилита существенно улучшило качественные показатели музыкальных дисков. Они стали легче и прочнее. Кроме того, оказалось, что к нему можно безболезненно подмешивать различные краски.
Производители не могли упустить эту возможность и на свет начали появляться красные, желтые, в общем, разноцветные диски. Иногда в емкости с пока еще бесформенным винилитом добавляли сразу несколько красок и, не перемешивая, запускали печатную линию. В результате получалась штамповка, состоящая из сплошь эксклюзивных дизайнов, напоминающих цветочную поляну. Подобная концепция, например, была использована панк-рокерами NOFX на альбоме "HOFX" и The Beatles на "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band".
Со временем появились не только разноцветные, но и полупрозрачные пластинки. Сквозь желтизну альбома Ramones "Road to Ruin" можно было рассмотреть находящуюся под ней поверхность. Сёрф-рок группа Man or Astro-Man? отличилась тем, что выпустила свою десятидюймовую EP-шку "Your Weight on the Moon" в четырех цветовых решениях: черном, розовом, серо-серебристом и светящемся в темноте зеленом.
Нетрудно догадаться, что следующим шагом стало изготовление пластинок со вполне конкретными рисунками. Но они уже производились по иной технологии. На тонкий блин винила напрессовывали лист с картинкой, который затем поверху заливали прозрачным пластиком, проштамповывая на нем звуковую дорожку.
К подобному трюку прибегал не один десяток артистов: Black Sabbath, Pink Floyd, Madness, Sabrina, ABBA, The Cure, Frank Zappa, Nine Inch Nails. Среди более знакомых вам исполнителей подобным образом оформили свои релизы Mars Volta и J Dilla (The Shinin' EP).
Помимо украшательства виниловых блинов картинками, некоторые замахнулись на самое святое - форму круга. Если сама дорожка не может быть ничем иным кроме как вписывающейся в круг спиралью, то кто сказал, что несущая ее поверхность обязана быть такой же формы? Группа Monster Magnet выпустила релиз в форме головы своего солиста. Олд-скульные рэпперы The Fat Boys сингл "Wipe Out" выполнили в форме гамбургера. Альбом "Warsaw in the Sun" германских электронщиков Tangerine Dream, вполне логично обрел форму Польши.
Единственным малозначительным недостатком такой концепции было уменьшение максимально возможного времени проигрывания. Ведь какой бы формы ни была пластинка, ее звучащая поверхность не может занять места больше, чем вписанный в избранную фигуру круг. Самым наглядным примером взаимоотношения внешнего и внутреннего периметров является, пожалуй, сингл "Comin On Strong" современных подражателей "роллингов" Broken English.
Среди любителей поизгаляться помимо содержания еще и над формой оказались также группы Killing Joke, Men Without Hats и демонические поп-рокеры Kiss. Однако ввиду того, что выпуск фигурных пластинок является значительно более трудоемким процессом, по сравнению с обычными "колобками", подобные изыски не столь широко распространены. С круглыми раскрасками все как-то попроще, но для любителей креатива, конечно, фигурные диски представляют несомненный интерес. Жаль, что такие выкрутасы маловероятно обнаружить в случае компакт дисков. Максимум им могут симметрично отсечь края, ведь CD должен быть идеально отцентрован, чтобы случайно не разлететься в клочья при воспроизведении.
На сегодня, пожалуй, хватит, но пластиночная тема еще далеко не исчерпана. Как говорится, следите за анонсами.
Сергей Ковалёв