Популярные сэмплы и судьбы их создателей
Сегодня мы расскажем об еще нескольких артистах, представляющих собой золотой фонд семплирования. Можно было бы ограничиться лишь перечислением: кто, что, сколько раз
Сегодня мы расскажем об еще нескольких артистах, представляющих собой золотой фонд семплирования. Можно было бы ограничиться лишь перечислением: кто, что, сколько раз. Но хочется, чтобы за именами и названиями вы увидели людей. Одним из них в ту эпоху повезло больше, другим меньше. Кто-то стал известен, создав хит, но даже альбома не выпустил, другие же, наоборот, масштабно реализовались, но со временем сошли со сцены. А ведь многие никуда не делись – они продолжают где-то жить. Или существовать. Итак, к делу. На повестке дня три артиста, три композиции, три судьбы.
Skull Snaps - It's a New Day (семплировался не менее 60 раз)
Раньше мы упоминали фанкатиров, запомнившихся одной единственной композицией и не выпустивших даже альбома. Квинтету Skull Snaps повезло больше. До того как развалиться они успели издать на малоизвестном лейбле GSF одноименный альбом, подаривший миру активно цитировавшийся в дальнейшем трек "It's a New Day". Одним из первых ритм этой композиции использовал известный в конце 80-х, в том числе и у нас, рэпер Steezo. С тех пор "It's a New Day" по цитируемости находился среди фаворитов. Вы можете найти его след в треках Gang Starr "Take It Personal", Camp Lo "Cooley High", Ol' Dirty Bastard "Hippa to da Hoppa", Lords of the Underground "Funky Child", Diamond D "Sally Got a One Track Mind" и десятках других.
Рэпперы использовали еще пару композиций коллектива, но всего раз-другой и с "новым днем" они, конечно, в этом плане не могут сравниться. Костяк коллектива, состоящий из трех человек, начинал свой творческий путь не в Нью-Йорке, где Skull Snaps постиг успех, а в окрестностях Вашингтона. Тогда они назывались The Diplomats и отметились у себя на родине достаточно успешной композицией "She's The One". Теперь нам остается вспомнить инцидент с главой нынешних нью-йоркских Дипломатов Cam'ron, который именно в Вашингтоне подвергся нападению, получив ранения обеих рук. Связи, конечно, никакой, но сама параллель достаточно забавна.
К слову сказать, Skull Snaps неожиданно воскресли спустя тридцать лет после своего звездного часа. Один из участников собрал первоначальный костяк в 2005 в рамках лейбла Ten12 Records. На свет появился сингл "Snapped". Также в планах лидера коллектива Эрва Уотерса (Erv Waters) переиздание каталога группы на CDDVD, включая пять неизданных треков, живые выступления и прочее медиа-наполнение. Две песни вошли в переиздание 2005 года их единственного альбома. Кроме того, увидело свет несколько ремиксовых релизов, существующих как в цифровом виде, так и на виниле.
ESG – UFO (заимствование обнаружено 54 раза)
Оказалось, что еще один проект из первых строк музыкального цитатника хип-хопа не сложил с себя полномочия по сей день. Речь идет о проекте ESG, славном своим капающим на мозги клавишным семплом из композиции "UFO", а также задорными барабанами оттуда же. Изначально группа создавалась сестрами Scroggins. В нее входили три сестры (Мария, Рене и Валери) и "дядя Ваня" – то есть их друг Leroy Glover, отвечавший за партию баса. Первоначально название звучало как Emerald, Sapphire and Gold. Наверное девушки не знали, что их лучшие друзья - это бриллианты, а может быть просто недолюбливали белую блондинку Монро.
Этот проект выделяется среди соседей по списку тем, что их карьера состоялась заметно позже периода расцвета фанка. Свой первый EP они выпустили только в 1981 году, а большой альбом вышел еще через пару лет. Вскоре после этого группа распалась, но неожиданно воскресла в начале 90-х. Есть подозрение, что произошло это во многом благодаря тем артистам из разных жанров (и рэпа в том числе), которые их активно семплировали. Среди таковых оказались, к примеру, TLC, Wu-Tang Clan, Beastie Boys, Big Daddy Kane, Gang Starr, Jay-Dee. Самое забавное, что к причинам полураспада коллектива можно отнести проигранные ими судебные дела из области авторских прав. То есть создатели одного из наиболее семплируемых треков не раз были наказаны за "музыкальное воровство", да при этом еще и сами оказались многократно "обворованы". Название их EP-возвращения говорит в пользу такого предположения – "Sample Credits Don't Pay Our Bills".
Как известно, если артист не может стричь за свои прошлые заслуги роялти, обеспечивающие безбедное существование, ему приходится активно выступать. Именно этим и занялись ESG. Помимо этого с тех пор вышло еще несколько релизов, как живых, так и студийных. Последний - в прошлом году. За это время у некоторых уже подросли дочери, которые тоже успели поучаствовать в проекте.
Ohio Players - Funky Worm (пригодился минимум 50 раз)
Следующие представители славной плеяды создателей легендарных семплов - Ohio Players (на фото). Группа имеет богатую историю, и их путь к популярности был долгим и непростым. Сформировавшись в Дэйтоне (штат Огайо) в 1959 году как Ohio Untouchables, к моменту появления их первого общенационального хита, коллектив претерпел неоднократные кадровые перестановки, пару раз распускался и собирался снова и в 1968-м сменил название на то, под которым и прославился. Успех пришел не вдруг и не оказался краткой и мимолетной улыбкой фортуны - были у них хиты и до и после "Funky Worm". Но эта песня стала их первым творением, покорившим вершину R&B чарта Billboard. Случилось это в мае 1973 года, хотя "Funky Worm" появилась на их альбоме "Pleasure" вышедшем в 1972-м. К этому моменту они уже выпустили три больших релиза как Ohio Players. Вскоре команда заключила мейджор контракт с лейблом Mercury.
"Funky Worm" дал хип-хопу не только запоминающуюся басовую линию. Знаменитые "пищалки" вест-коста, запомнившиеся всем и каждому после сольного прорыва Dr. Dre, тоже отсюда. В период 1973-1976 группа упрочила свое положение еще рядом хитов, самым скандальным из которых стал трек "Love Rollercoaster". Многие задавались вопросом о происхождении истошного крика, прозвучавшего перед вторым куплетом. В итоге сложилась даже городская легенда о зарезанной в студии женщине. В соответствии с ней считалось, что менеджер группы во время записи пырнул ножом находившуюся там модель Эстель Кордет, которая снималась для многих обложек коллектива.
Расписывать крайне занимательную предысторию этого события мы здесь не будем ввиду ограниченности материала. Сообщим лишь, что участники долгое время не давали никаких разъясняющих комментариев, поскольку интерес к этой истории положительно сказывался на продажах их альбомов. Впоследствии оказалось, что автором крика был участник группы Billy Beck, пытавшийся изобразить высокий звук наподобие тех, что можно слышать в исполнении Минни Рипертон или Мэрайи Керри, когда она берет на октаву выше.
Помимо своих хитов Ohio Players также прославились и смелыми, особенно для того времени, обложками. Развороты альбомов украшали провокационные изображения с участием упомянутой выше модели. Цепи, кожа, обнаженка – в итоге получались запоминающиеся и будоражащие воображение образы, в которых просматривался еще и некий подтекст расового характера.
Некоторые выходцы из этой группы отличились и за ее пределами. Тот же Билли Бек помимо заметной роли в создании "Funky Worm" имеет на своем счету композиции, написанные для Роджера Троутмана и группы Zapp (о них мы уже упоминали в одном из ранних материалов). Walter "Junie" Morrison откололся от коллектива, предпочтя остаться на лейбле Westwood, когда Ohio Players подписались на мейджор. Впоследствии он примкнул к группе Джорджа Клинтона Funkadelic и поучаствовал в создании хита "One Nation Under A Groove".
Ohio Players выпускали студийные альбомы до 1988 года, но их последний громкий хит относится к 1976-му. В середине 90-х этот свет покинули два участника коллектива. Финальными аккордами в биографии игроков из Огайо стали два живых альбома 1996 и 1998 годов. С тех пор отдельные композиции из их золотого наследия периодически всплывают в разных местах. Что-то промелькнет на саундтреке, а два упомянутых хита прозвучали в игре Grand Theft Auto: San Andreas на местном виртуальном фанк-радио Bounce FM.
Сергей Ковалёв