MaryJane и EK-Playaz: Экспериментаторы
Сейчас мы не знаем, что сделали эти люди. То ли прорубили "окно в Европу", показав другим отечественным рэп-командам единственно правильную технологию.
То ли ценой своих альбомов показали, что время интернет-релизов еще не пришло. Так или иначе люди совершили большое дело, задав главный тренд этой весны в российском рэпе. Не сговариваясь, но с интервалом в какие-то 2-3 дня, эти группы выложили свои новые альбомы для свободного скачивания, предложив слушателям отблагодарить авторов по мере сил. Любопытно, что обе команды расценили этот шаг как эксперимент. У MaryJane этим словом определялась вся концепция пластинки, екатеринбургцы же охарактеризовали как "эксперимент по намазыванию респекта на хлеб" само размещение альбома в свободное скачивание.
Как всегда, вещи своими именами назовет только время. А сегодня участники EK-Playaz и MaryJane вспоминают о подготовке эксперимента, делятся его задачами и подводят первые итоги.
Расскажите о записи нового альбома. Как он создавался, как это происходило, были какие-то особые моменты?
EK-Playaz: Мы писали его чуть больше двух лет. Работа была непростой, много потратили нервов и сил. Писали его как сумасшедшие, в том смысле, что все эти два года мы жили только одним – записью диска. Создавался он практически каждый день, вечером после работы. Либо ехали на студию, либо делали аранжировки, писали тексты и так далее.
MaryJane: Создавался и записывался непросто. Приступили к записи первых песен еще в 2003 году. Концепция "Эксперимента" наметилась еще тогда, мы искали что-то новое в звучании и содержании. Таким образом появились первые треки – "Эксперимент", "Это просто неслыханно". В процессе записи мы попытались сохранить все лучшее с первого альбома, при этом добавив новые интересные идеи. Задача оказалась несколько сложнее, нежели нам виделось в начале, да и уход Пино из группы затянул релиз.
Следующий вопрос: Вас устраивает ситуация "работа/рэп в свободное время" или в идеале хотелось бы посвящать себя только музыке?
MaryJane: Конечно, хотелось бы посвящать все свое время музыке, но сам понимаешь, что в России на данном этапе это практически невозможно. Например, наша инициатива с добровольной оплатой альбома наглядно это показала.
EK-Playaz: Конечно же, в идеале хотелось бы заниматься только музыкой. Но до этого момента приходилось совмещать. С выходом третьего альбома и в связи с участием в телешоу на СТС наш профессиональный уровень стал выше, да и опыта прибавилось.
В последнее время, лично мне удается заниматься только музыкой и всем, что с этим связано.
Расскажите, как возникла идея о такой небанальной схеме распространения
EK-Playaz: Идея пришла неожиданно, после долгих переговоров со всевозможными людьми по поводу выпуска диска. Было одно интересное предложение, но оно так им и осталось. А в остальном, на тот момент никто не предложил ничего приемлемого. Чем дальше это заходило, тем меньше хотелось поступать так же, как и с двумя предыдущими альбомами. Ведь по сути ситуация на рынке с тех пор не изменилась, если не сказать, ухудшилась.
MaryJane: Такая идея появилась давно, а при общении с представителями различных лейблов и другими исполнителями стало ясно, что релиз альбома классическим способом (на CD), менее перспективен для нас, так как основной целью было максимально широко распространить альбом среди слушателей, а не получить финансовую выгоду. Не то, чтобы нас не интересовали деньги, просто на данном этапе важнее привлечь внимание к нашему творчеству. Вот смотрите: если на одну чашу весов поставить условия лейблов (в лучшем случае $1 с диска, абсолютно неконтролируемые продажи, отсутствие какого-либо промо и слабая дистрибьюция, плюс потеря прав на альбом), а с другой стороны – то, что сделали мы, нам выбор кажется очевидным.
Как вы сами считаете, почему лейблы не могут предоставить удовлетворительные условия?
EK-Playaz: Мне кажется, дело в том, что многие сейчас пребывают в некоторой растерянности, я имею в виду дистрибуторов и лейблы. То есть, с одной стороны мы видим, что резко снижены продажи лицензионных CD. А с другой, что "по-новому" музыку продавать в России еще не научились. Да и людей, готовых вкладывать деньги в "умный рэп", не так уж и много. Вот Потап и Настя – совсем другое дело!
MaryJane: Причина в том, что большинство лейблов даже не пытаются их предоставить, а предпочитают заработать на раскрученном силами самих артистов продукте, что, несомненно, более выгодно, но ни хрена не перспективно. Изменится ситуация в будущем, или все будет только хуже? Мы – артисты, по сути, этот вопрос нас вообще не должен волновать, но, к сожалению, приходится задумываться... За годы, которые мы занимаемся музыкой, ситуация в лучшую сторону не меняется, так что предпосылок к этому мы не видим.
Есть ли в связи с этим будущее у традиционных отношений между рэпперами и дистрибьюторами, на ваш взгляд? Или всем придется следовать вашему примеру?
EK-Playaz: На мой взгляд, старая система продаж разваливается на глазах! По MTV мы видим "Клуб" и "Звезду в кубе", клипов нет. Артисту дистрибуторы предлагают смешные деньги, лейблов на всех не хватает, а может и стоящих артистов не хватает лейблам, вот и все. Остается только надеяться на благодарность слушателей. Лично я не обломаюсь скинуть 60 рублей человеку, чей рэп меня зацепил. И если большинство будет подходить также к этому вопросу, то это будет гораздо лучше. Тенденция интернет-релизов на лицо. И мне кажется, в будущем она будет прогрессировать.
MaryJane: Вряд ли выпуск альбомов сведется к какому-то одному варианту. Мы надеемся на то, что родится какой-нибудь третий, удовлетворяющий всех: артистов, слушателей и дистрибьюторов.
Что было главным: заработать через интернет больше, чем предлагал дистрибьютор, сохранить права на эти треки или получить за счет интернет-релиза больше предложений на концерты?
EK-Playaz: Не то, чтобы это было самым главным, но что-то мне подсказывает, что именно так и будет. Но самое главное – мы просто не хотим мириться с такой ситуацией, мы оцениваем свой труд гораздо выше, чем нам за него предлагали. Мы не боимся экспериментировать, и это был во многом принципиальный шаг!
MaryJane: Концерты. Плюс мы действительно рассчитывали на небольшой заработок через интернет
Расскажите, в чем ценность обладания правами на свои треки. Ибо не музыканту непонятно
EK-Playaz: Меньше народу – больше кислороду! Чем меньше людей обладает правами на твои треки, тем лучше. По сути, ими может обладать и 150 человек, но не факт, что они буду в точности соблюдать эти ТВОИ права. К тому же получается зачастую так, что правами-то кто-то обладает кроме тебя, а тебе с этого крохи предлагают. Мы же в России живем. И Жизнь у нас Прекрасна!
MaryJane: Мы совсем не против продажи прав на альбомы на условиях, которые соответствуют затраченным усилиям, но как мы уже отмечали – таких условий нам не предложили. Говоря проще, лейблы хотят слишком многого, предлагая взамен слишком мало.
Расскажи в заключение, сейчас как вы оцениваете результаты "эксперимента по намазыванию респекта на хлеб"?
EK-Playaz: Сейчас я ничего никак не оцениваю. Глупо, наверное, бегать каждый день к бухгалтеру на работе и спрашивать: "Ну, сколько я там уже заработал?" Вот месяц пройдет, там и посмотрим. А вообще-то старая русская поговорка гласит, что sms по осени считают.
MaryJane: Итоги оказались ожидаемыми как в плане распространения (более 20000 скачиваний на сегодня), так и в финансовом плане (1 заплативший к 100 скачавшим). По распространению очень довольны, а по финансовой части, сам понимаешь, немного расстроены. Скажем так, новую студию на некоторое время придется отложить. Пока что полностью заняты презентацией альбома в Краснодаре 29 марта. Будет пати на всю ночь, что для Краснодара не свойственно, при участии лучших исполнителей и диджеев города (таких как Триада, Крит, СКВО, DJ Philchansky, DJ Kres Beatz). Готовим полностью новую программу. Событие обещает быть очень насыщенным и ярким. Что же до съемок клипов, то пока что есть более реальные цели: студия, третий альбом, Евровидение, мировое господство. Именно в таком порядке.
Ну, то есть, поклонники могут быть спокойными, расставаться с рэпом вы не собираетесь?
EK-Playaz: Во время записи "Жизнь Прекрасна" мы накопили материала еще на два диска. Один из них будет сольным альбомом Dry Ice, а второй – очень интересным экспериментом, но об этом позже. Работа над альбомами уже идет.
MaryJane: "Не важно как долго искать лучшее – мы будем теми же. Жить под Богом, благодарными за то, что пережили. С восторгом смотреть на яркое, искренне мыслить. Так и живем, значит – с песнями по жизни".