Музыкальная пресса - к ответу!
Регулярно читая музыкальную прессу и сравнивая ее с тем, что пишется на хип-хоп порталах, нетрудно заметить колоссальную разницу во вкусах и отправных точках авторов.
Внутри коммьюнити мы имеем в героях, скажем, Nas и Lil Wayne. Ведущие же печатные издания предлагают к обязательному прослушиванию альбомы малоизвестных бородатых эмси и о хип-хопе судят с тех позиций, которые и в голову бы не приходят обыкновенному любителя жанра. Почему так происходит, мы спросили у четверых опытных журналистов, ежедневно пишущих о самой разнообразной музыке.
Денис Бояринов (редактор раздела "Музыка" портала openspace.ru, в прошлом редактор журналов «ОМ», «Time Out Москва»)
Александр Горбачев (музыкальный обозреватель и редактор журнала "Афиша")
Глеб Лисичкин (редактор журнала Rolling Stone, в прошлом редактор рецензий журнала Play, обозреватель rockmusic.ru)
Максим Семеляк (редактор «Афиша-Мир», в прошлом музыкальный обозреватель и редактор журнала "Афиша")
О хип-хопе, по мнению рэп-коммьюнити, писали и пишут в СМИ мало. Меняется ли вообще со временем отношение СМИ к хип-хопу?
Денис Бояринов: Естественно, меняется, причем, кардинально - перевернулось с ног на голову. Во всех, так скажем, сферах - как на массовом, так и на некоем элитарном уровне. Вообще такое ощущение, что в России сейчас, как и везде в мире, музыка, так скажем, на хип-хоповой основе - одна из самых успешных коммерчески. Поэтому отношение и изменилось. Никто не хочет ассоциироваться с неудачниками. Русским потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к доминированию в музыке бита. У нас же песенная культура ориентирована на мелодию. Теперь, когда вся поп-музыка сместилась в эту сторону, разница уже не заметна.
Глеб Лисичкин: Критика вообще начала присматриваться к хип-хоп-артистам, когда их уже было ну невозможно игнорировать. То есть NWA сорвали крышу половине США так, что даже последний критик-расист не мог их не послушать. Это там. А здесь лично я про хип-хоп стал писать тогда, когда опять же не мог уже не реагировать - с одной стороны, удельный вес релизов сильно увеличился (по крайней мере, в обозримой мною среде), а с другой, просто начались уже всякие звуковые "мутации", более изощренный продакшн.
Максим Семеляк: То, что о хип-хопе мало, по вашему мнению, пишут, связано в первую очередь с тем, что практически все действующие местные музыкальные журналисты первого эшелона в этом самом хип-хопе мало что понимают - будь то Троицкий, Барабанов или Шурик Горбачев. Поэтому хип-хоп как был, так и остается в рамках субкультуры. Сейчас писать стали больше, потому что последние пять-шесть лет популярна установка, что все самое интересное в музыке напрямую связано с хип-хопом.
Когда вы впервые столкнулись с хип-хопом как журналист? С кем из рэпперов лично общались?
Денис Бояринов: Ну то, что хип-хоп существует, я давно подозревал, так скажем. Первый русский рэп-артист, про которого я что-то писал - в ОМе еще - это был, кажется, Вис Виталис. Кстати, я тут недавно на его клип наткнулся - он продолжает работать, чему я несказанно рад, но только сильно раздобрел. Одним из своих больших личных, так сказать, творческих достижений я считаю интервью с Африкой Бамбаатой для Time Out, которое я делал накануне его визита. Очень захватывающе было поговорить. Он, конечно, натуральный миссионер. все время ударялся в проповеди - а поскольку мы с ним по телефону беседовали, то мне большого труда стоило выудить из него какую-нибудь фактуру. Он все время переключался с вех хип-хопа на собственную религиозную теорию, которую я сейчас даже не вспомню. Самый ценный факт который я из него выудил, что его зовут не Кевин - тогда на allmusic.com и в других источниках попадалась инфа, что его настоящее имя Кевин как-то там. А вот уже после некой судьбоносной поездки в Африку он переименовался в Африку Бамбаату. Так вот Бамбаата сказал мне, что Кевином его никогда не звали - так звали его какого-то близкого друга. Но как его звали на самом деле - не сказал, и что там произошло в Африке, тоже скрыл. Наверное, объелся наркотиков, вот и весь сказ.
Александр Горбачев: Кажется, я рецензировал "Surrounded By Silence" Prefuse 73 для журнала Play, но не факт, что это был первый текст. Вообще, про хип-хоп я стал отваживаться писать сильно позже, чем про все другое, это факт. Потому что позже и слушать начал, и что-то понимать и думать. Тут вообще надо сделать важную оговорку, что я себя специалистом в хип-хопе совершенно не считаю. То есть я слежу по мере сил, и историю кое-как освоил, и мне это интересно и нравится, но это все равно интерес и любовь человека со стороны; я определенно не внутри культуры.
Лисичкин: За это десятилетие ни одно отечественное печатное издание не открыло новых имён.
Из наших я довольно плотно общался с теми же 2H Company, ну мы собственно вполне приятельствуем (но тут музыка была поводом для знакомства, не то что я им дружескую протекцию оказываю). Еще говорил по телефону с Гуфом, со Смоки Мо, еще с кем-то, кажется... Что касается зарубежных - если и было, то сейчас не помню. От наших - кроме как раз 2HCompany - есть одно существенное впечатление: когда с ними пытаешься поговорить про ранний хип-хоп (а я его сильно люблю - там Грандмастер Флэш, Кертис Блоу и все такое прочее), встречаешь непонимание; такое ощущение, что люди дальше 90-х не закапывались. Что не есть хорошо и отпечаток определенно налагает.
Глеб Лисичкин: Я вообще интервью не часто делаю - общался недавно с Децлом для Rolling, пару лет назад с Georg Korg познакомились... Из западных, честно говоря, вообще не помню. А-а-а, я с Dreddy Krueger общался, который делал сборник Wu-Tang Meets Indie. Мы для сборника "плеевского" брали трек этого проекта и списались с ним. Он такой вполне типовой укурок, совершенно киношный. Потом он с RZA приезжал сюда и писал мне письма типа "bring us some weeeeeeeeeeeed", но меня в Москве не было. А ещё он рассказал (ну вот 2 года назад тогда), что к Wu прибилась некая девочка Basya из России и мол, он ей продакшн делает.
Максим Семеляк: Сам я тоже не очень смыслю в рэпе - ничего о нем толком не писал, если не считать дюжины-другой рецензий в Афише - на каких-нибудь Antipop Consortium или Spectre.
Личные предпочтения в зарубежном и российском хип-хопе.
Денис Бояринов: Я не считаю себя не то что "продвинутым", а даже и "уверенным" юзером хип-хопа, в том числе и русского. Я плаваю на поверхности. Из зарубежного я сейчас предпочитаю слушать совсем олдскул до 87-го года: того же Бамбаату и других конфидентов лейбла Tommy Boy, Sugarhill Gang, Grandmaster Flash, Eric B & Rakim, Salt-N-Pepa, De La Soul, Nucleus. Очень меня интересует артист Lovebug Starski, жаль только он редко встречается. Интересуют пограничные состояния хип-хопа с диско и электро. У меня сейчас, видимо, ретро-фаза. Из новых релизов мне поэтому Snoop Dogg и понравился - за ностальгическую волну. Из русских мне симпатичны те, которые тексты остроумные пишут. Таких, правда, немного - к Noize MC я с большой симпатией. Понравился последний релиз лейбла 2.99 - с длинным названием "что-то там стержень".
Александр Горбачев: Kanye West, Buck 65 - в особенности предыдущий альбом, потому что такой артистический мужчина и потому что к песням хорошо подобрался. El-P, Aesop Rock и вообще Def Jux - за мрак, Anticon ранний (Clouddead и Themselves в особенности), RJD2 во всех проявлениях, Non-Prophets, Мисси Эллиотт, МФ Дум, еще продюсеры Blue Sky Black Death отличные, Мэдлиб и Stones Throw... Ну хватит, наверное. Много. Это из последних - есть еще старые, особенно 80-е: Run-DMC ранние, EPMD, Эрик Би с Ракимом и тд. С 90-ми вот не очень. Из наших - 2H Company и вообще все вокруг Елочных игрушек, Карандаш, Ларик Сурапов, первый альбом Кровостока, ну да и хватит, наверное, остальные уже с оговорками.
Глеб Лисичкин: Да всё как-то типично. Мне нравятся Stones Throw, нравится Sole и Why? с Anticon, последнюю пластинку Sole вообще считаю шедевром, без шуток. Def Jux - тоже хорошо. El-P, Cage, Aesop Rock... Ubiqilty records, их уже более фанковая тусовка, да много кто, в основном какие-то вполне раскрученные герои. Очень вот жду альбома Mos Def с брасс-группой. Из стариков - только NWA, наверное, могу часто слушать. Из наших - тут всё сложно, потому что прям вот каких-то реально сногсшибательных пластинок цельных вспомнить сложно, но могу назвать "Американщину" Карандаша, это, наверное, последний такой был мощный хук прям.
Бояринов: Хип-хопа точно будет больше. Я вот лично уверен, что в нем сила.
На Тенгиз Рекордз какая-то интересная движуха продолжается - те же Братья Улыбайте и Пьянству Бойс, это всё не совсем хипхап, но небезынтересно совсем. Ещё вот меня почему-то вставила пластинка "Отрицательного Влияния" - из Омска, кажется ребята. У Krec продакшн неплохой очень (хотя ни одной песни не помню вообще). Ларик Сурапов, кстати - ну натуральный же фрикозоид, пацан такой смелый. Вот он вообще звездой должен быть при любом раскладе, у него вот это стержень есть, музыка даже не так важна - он прям вот такой пришел и типа звезда сразу. И будет, никуда не денется.
Максим Семеляк: Я к хип-хопу отношусь, в общем, с симпатией, но без какого-то глубокого понимания – это не совсем моя вибрация. Знатоком я себя никогда не считал, и вкусы мои в этой области вам, вероятно, покажутся достаточно банальными - мне нравится в основном то, что выходит на лейблах Def Jux, Stones Throw, Wordsound. Люблю Сола Уильямса, Mentol Nomad, The Holocaust, некоторые проекты с Anticon. Из русских - Смоки Мо.
Почему московские журналисты по большей части любят хип-хоп эдакий, вроде Ларика Сурапова или Anticon, а вот традиционный не очень котируют?
Денис Бояринов: Я считаю, что это естественно - у музжурналистов априори е*анутый вкус. То, что очень нравится музжурналистам, как правило, не нравится всем остальным. Это нормально. Ну и потом журналистам все время хочется чего-то нового - это типа профессиональной болезни. Я вообще люблю юмористический хип-хоп - вот как Бонч Бру Бонч или MC Василий. А вот к питерскому символизму-интеллектуализму а-ля Смоки Мо я равнодушен. Но и исконно-посконный рэп, как "Многоточие" или "Красное дерево", тоже с трудом переношу.
Александр Горбачев: Это так и не очень. То есть о тех же Канье и Тимбаленде мы вполне писали, тех же Stones Throw тоже обозреваем регулярно, ну и так далее. Но о белом инди пишут, несомненно, много, это правда. Тут вот какой аспект: во-первых, до недавнего времени это действительно была среда, где возникало и развивалось что-то новое, как к нему ни относись. А Афиша - я все-таки отвечу за себя, а не за музжурналистов - журнал неспециализированный, он о явлениях пишет. И в этом смысле обозревать какой-то традиционный, понятный рэп, пусть и очень хороший, - это не совсем уместно (плюс к тому есть какое-то интуитивное чувство ЦА; таким же образом я сильно дозирую рецензии на металл; это не правило, но именно что внутреннее ощущение). Ну и плюс - чего греха таить, фокус внимания во многом определяется понятным спектром разнообразных изданий; издания эти тоже по разным причинам склонны к белому инди; это тоже отчасти обуславливает. Почему? Потому что люди, которые там пишут, тоже белые, например. Вообще это отдельная тема, мне кажется, нет смысла углубляться. Ну и материалов про Джонни То больше, чем про «Самый лучший фильм»; чему тут удивляться? Потом, у Афиши все-таки специфический фокус и аудитория; ей-то, думаю, СБПЧ интереснее Многоточия.
Глеб Лисичкин: В журнале Play был замах вообще на всё сразу - но и расчет был не на глубоких адептов жанра, а на широких меломанов. И, условно говоря, от пластинки Black Sky Black Death наверняка может получить человек слушающий Joy Division, например. А вот от пластинки “Curtis” - ну фиг знает, сомневаюсь. В более "артовых" пластинках, у которых продакшн состоит не только из мощного, но вполне сухого бита, но ещё и сэмплоделики всякой забористой, или даже живые аранжировки - у него условный коэффициент "цепляемости" выше, мне кажется. И там обычно легче найти "о чем поговорить" - что для журналистов тоже немаловажно. В случае гангста намного скучней всё же.
От себя.
Денис Бояринов: Музыка вообще сейчас не самая ударная тема. Если только под углом культа знаменитостей ее подавать - как, например, Roling Stone поступает. Но хип-хопа точно будет больше. Я вот лично уверен, что в нем сила.
Александр Горбачев: Есть ли специфика русского рэпа - надо думать; я не знаю. У Карандаша на эту тему был хороший трек «Американщина». Есть какие-то характерные мелочи, конечно, - гопничество такое сугубо русское, или плачущие интонации, характерные для определенной категории граждан, но вот сейчас определить, в чем специфика, я, пожалуй, не готов.
Глеб Лисичкин: Я искренне не понимаю, почему кого-то из независимых музыкантов вообще до сих пор волнует, о чем пишут «глянцевые» или даже «музыкальные» журналы?! Ведь за это десятилетие ни одно отечественное печатное издание не открыло новых имён. Такое случалось в 90-х: на волне интереса к первым, диковинным тогда «ОМу» и «Птючу» немного раскрутились, например, Нож Для Фрау Мюллер и всякие электронные проекты. Потом был NME – относиться к этому изданию можно по-разному, но именно он распиарил тут «Дети Пикассо», «Я и Друг Мой Грузовик» и несколько других групп. Но после миллениума ничего такого не происходило – и, судя по тенденциям медиа, происходить уже не будет. Ни RS, ни Play, ни Афиша, ни Биллборд, ни Weekend, ни Fuzz – это всё истории вовсе не о том, как отмеченные какими-то там критиками музыканты вдруг стали рвать всех направо и налево. Не было прецедентов таких за 8 лет – жаль, но не было. Через ТВ, радио – да, становились звездами. Через интернет – тем более, не мне вам рассказывать. Но пресса уже давно стала слишком неповоротливой, чтобы реагировать на какие-то всполохи, двигать чего-то новое – перед журналами ставятся совсем другие, прежде всего в финансовом смысле, задачи. В частности, перед RS. И это хорошо бы понимать тем музыкантам (всех жанров), которые вот рвутся к известности через прессу – этот метод уже устарел и чем обижаться на проигнорировавшего демо-запись журналиста, лучше посидеть лишнюю пару часов на MySpace или Last.FM.
Максим Семеляк: Я знаю довольно много серьезных меломанов и весьма образованных людей, которые давно уже ничего, кроме рэпа, почему-то не слушают. Мне эта установка кажется, впрочем, слегка надуманной. Также меня немного раздражают бесконечные разговоры о гипертрофированной "честности" рэпа. Честность в искусстве вообще понятие переоцененное.