Панда (Дабац): Все вокруг - хип-хоп
Панда - один из идеологов отечественного хип-хопа, ветеран радийного вещания, начинающий ди-джей и половина важного хип-хоп дуэта Дабац. Ему всегда есть, что сказать, а нам - что спросить.
У группы Дабац, оказывается, юбилей – десять лет. Как ты относишься к этой солидной дате и событию?
Честно сказать, ничего кроме благодарности Джа она у меня не вызывает. Так получилось, что группа, выпустившая всего два альбома за эти десять лет, существует и занимает свою нишу. Благодарен всем людям, которые внесли свою лепту в этот котел.
На вашем сайте коротко, но ярко описано начало деятельности. Расскажи поподробнее, как это было.
Вот где-то в этом же районе Белорусской, во дворе был клуб, не помню, как называется. Пришли все нашли друзья, а мы тогда принадлежали к джангловому массиву. Движение тогда было не в пример нынешнему, хоть я сейчас и не слежу особо, - 3-4 дискотеки за неделю, флаера печатались за два дня, но народу собиралось много. И мы попали туда как МС под джангл, нас как-то ди-джеи котировали и мы начали свои движения именно с этой роли. Ди-джей Сильвер поставил минуса, и мы начали фристайлить, до фристайла мы тогда были падки.
А на кого вы тогда ориентировались?
Ну тогда же не было как сейчас – услышал чувака, посмотрел, как его зовут, залез на YouTube, потом скачал все пять его альбомов. И все это заняло полтора часа. Так что имен каких-то я не могу выделить, разве только Top Cat. Карандаш был крайне вдохновлен творчеством Боба Марли. Вообще песни слушали, не очень интересуясь, кто их исполняет. А времена вообще были горячие… Те же White Smoky…
Да, на сайте написано и о ваших проблемах с ними – что были за дела?
Я уже и не помню, в чем дело, но они нас почему-то не любили. Разборок не было, но они были тогда, скажем, хип-хоп полицией, санитарами леса. Основной проблемой было то, что они попытались в наш проект поставить своего МС, а он ну совсем тяжелый был. Я говорю: «Почитай чего-нибудь», а он – «Да че читать, пойдем сразу на радио». У МДМ как-то нас подкараулили… Ну никаких противостояний не было, но такие вот всплески активности случались.
Как вы стали уходить от джангла?
Не хочу никого обижать, но джангл все-таки музыка несколько прикладная. Хотя сообщество это, не в пример хип-хопу, гораздо активнее и прогрессивнее было. Постепенно мы стали уходить к пересечению хип-хопа и регги, и сейчас, мне кажется, в России нет больше коллективов, представляющих такую музыку, поправьте, если я ошибаюсь.
Правильно ли представление, что в группе ты представляешь хип-хоп, а Карандаш – регги?
Номинально – да, но мы стараемся не перетягивать одеяло на себя, хотим балансировать, потому что нам близка и понятна именно такая музыкальная формация. Третий альбом Дабац, который почти готов, тоже будет на стыке хип-хопа и регги.
Кстати, как к вам относятся в регги-тусовке?
Да, ты знаешь, заслужили мы уже признание у них. Если Дабац нет на дне рождения Боба марли в Москве, значит, они на дне рождения в другом городе. И у нас теперь совершенно разная аудитория – ведь рэпперы особо не интересуются регги, могут послушать, но не углубляются, а те, кто любят регги, вообще рэпом не интересуются. А нас слушают и те и те.
А нет такого эффекта, что ни в одной среде вас совсем за своих не считают?
Может и есть, подспудно, но это со стороны лучше видно. Зато у нас уже есть какая-то совсем своя плотная аудитория, которая не относит себя к какому-то стилю. Ну а если кто-то не воспринимает… это же все вопрос времени.
У вас очень богатая радийная история, пожалуй, ни у кого больше такой нет. Сейчас она не продолжается. Есть какие-то подвижки в этом направлении, услышим ли мы вас еще в качестве ведущих?
Держим режим на “hold”. Я не люблю впаривать что-то людям, тем более, если им это не надо или они думают, что не надо. В какой-то момент должна накопиться критическая масса, и возникнет еще три радио “Next”. Или не возникнет, если это никому не надо. На всех радио есть демо нашей программы, а бегать больше уже не хочется. И “Next” тоже обращалось, но мы немного не в том формате.
А "Hip-Hop FM", программа, которую ведет Ноггано, тебе нравится?
Я не слушал, но песню Ноггано про Жору мне очень нравится. Хорошо, что появляются такие фактурные, мощные песни с определенным подтекстом.
Я не раз сталкивался с тем, что интересные российские рэпперы почти не слушают русский рэп и не в курсе, что в нем происходит. Кто-то, чтобы не заимствовать, кому-то не нравится, а кто-то вообще уже не рэп слушает.
Сказать, что я его не слушаю, было бы лукавством. Я все-таки сужу баттл на hip-hop.ru, а это в принципе, и есть русский рэп – его квинтэссенция, выжимка из него. Там люди делают его со все более редким сейчас блеском в глазах.
Но блеск не оправдывает слабости материала.
Скажу честно, материал слабый. 3%. Но за эти три процента я прощаю все остальное. Другое дело, что я бы вряд ли заливал это к себе в мп3-плеер, потому что есть, что залить иностранного. А с ним наш рэп сравнения не выдерживает. У него, что называется, "плохой вкус". Нет фундамента, основы для его популярности. И иногда мне кажется, что время упущено – разве сейчас есть канал, который покажет, например, концерт Джеймса Брауна? То, на чем зиждется хип-хоп.
Если вечеринок с рэпом мало, значит так и должно быть
Мне-то казалось, что вы меньше всего ищете популярности, заняв свою нишу, получив своего слушателя. А оказывается, популярность нужна?!
Мы постоянно в работе, в поиске, в отработке малейших возможностей, которые могли бы быть нам полезными, которые могли бы помочь нам стать услышанными. И медленно, но верно, это происходит. Вот, например, фестиваль Эммаус, в прошлом году мы делали им регги-площадку. В этом они сами обратились с таким же предложением. Попробовали в прошлом году Касту, хип-хоп площадку, им не покатило, а регги устроило. В этом смысле регги лучше тем, что в нем не было персонажей, дискредитировавших его в глазах людей, как в хип-хопе. Даже тот Гера Моралес, про которого много что можно сказать, у меня вызывает только симпатию.
Что за новый проект у вашего лейбла – ЛевПравХоп?
Это тот хип-хоп, который мы чувствуем. Я бы определил это как наши сердца, положенные на бит. Создан проект спонтанно, так же и записывается: сэмпл, бит, сели-написали свои куплеты, записали. На следующий день слушаем – хорошо получилось, идем дальше. Сейчас треков больше, чем нужно на альбом, но запись продолжается, дописываем фичеринги: готов уже с Геком, планируем с DCMC, с Дюшей. Вообще в проект входят YG, Куст, Компакто, IQ, Wbeat, я и местами Карандаш. Каждый из нас здесь отличается от того, что делает для своих альбомов.
О чем ЛевПравХоп? Есть ли сюжетные песни?
Скорее, тематические, без сторителлинга. Ну что входит в круг интересов рэппера? О том и читаем. За это и ценят рэп – сказать все, не сказав ничего. Про Компакто ведь не скажешь, о чем его песни, но каждый находит в них свой смысл. Звучит это так, как я бы хотел, чтобы звучал хип-хоп. Это нисколько не формат, просто мое личное видение. Я ведь еще и ди-джеить начал, поэтому есть свое представление о том, как что должно звучать. Я понял, что люди готовы слушать в тех или иных ситуациях. И под эти ситуации мы и пишем песни. Я бы сказал, что ЛевПравХоп о том же, что и хип-хоп. Все его постулаты, принципы звучат у нас. Чистое проявление стиля.
Хип-хоп о хип-хопе?
Даже если и так. Разве Mos Def не о хип-хопе? Или Talib Kweli? Это раньше было понятие "рэп о рэпе" с негативом. А есть фанк не о фанке? Французы говорят: "Стиль – это вещь в себе".
В России, мне кажется, наберется не более сотни людей, которые могут себе позволить жить только хип-хопом в разных его проявлениях. Ты можешь сказать, что весь твой заработок от хип-хопа?
Мне это удается отчасти. В последние годы почти удается, но вместе с тем есть и сторонние источники доходов, фриланс – организация мероприятий, промокампаний. Это позволяет без ущерба для хип-хопа жить. Сейчас у меня отпуск от всех сторонних работ, я аккумулирую силы на музыке, на новый сильный рывок, на релизы. Хотя рынок сейчас демонстрирует очень низкие показатели продаж, как выпускать релизы – непонятно. У нас есть идея не выпускать диск ЛевПравХопа на CD. Будет двойной винил. У 2h Company выходил альбом на виниле, но одинарный, плюс почему-то очень плохо звучит. А альбом, который на одной пластинке, уже неудобно играть, сразу портится звук. А мы хотим сделать так, чтобы ЛевПравХоп играли ди-джеи. И я как ди-джей тоже хочу играть русские треки.
Как ты, кстати, пришел к идее стать ди-джеем?
Опять же – подарок Джа. Так получилось, что мои друзья-кришнаиты DCMC, уезжая в Индию на долгое время, решили продать вертушки. Меня это втянуло за неделю, стал vinyl junkie. Мне с детства нравилось ставить людям музыку, и сейчас я играю рэп и регги. Могу регги-сетом разорвать любой танцпол.
А где же можно играть рэп, а не r’n’b?
Есть вечеринки, куда зовут играть именно хип-хоп. Их мало, но есть. Сноубордические, скейтбордические тусы. Но если мало, значит, что так и должно быть – были бы нужны, появились бы еще ди-джеи. Я надеюсь, что все это будет развиваться. Ведь хип-хоп – это все, что вокруг. Правда, не все, что вокруг – хип-хоп. Бери любой звук, тяжелую гитару, что угодно, и бит – вот и хип-хоп.