Кирилл Иванов: Русский рэп борется с ветряными мельницами
2 декабря 2008, 13:33 Авторы: Руслан Муннибаев

Кирилл Иванов: Русский рэп борется с ветряными мельницами

Находясь в отдельной от остального мира системе координат, полезно иногда узнавать, как выглядит она со стороны. Насколько адекватна она по отношению ко всему остальному миру.

Мы попросили Кирилла Иванова, журналиста НТВ, лидера проектов "Самое Большое Простое Число" и "СБПЧ Оркестра" и обладателя звания "Музыканта года" по версии журнала GQ, оценить срез нынешнего российского хип-хопа, показав ему набор песен актуальных сейчас рэпперов. И отнестись к ним не как к произведениям рэп-жанра, с его условностями и законами, а как к просто песням.

Предисловие

Мне кажется, русский рэп сам намеренно загоняет себя во всевозможные рамки, чинит себе разнообразные препятствия и обычно борется с какими-то ветряными мельницами. Любой отход от мифического канона вызывает раздражение, а чаще ненависть и очень юношеский отказ в праве на существование всему, что не true.

Нигде в российском интернете нет такого количества баталий, споров, склок и мелкотравчатых дрязг словно в коммунальной квартире, как на бесчисленных форумах, в бесконечных блогах, посвященных отечественному хип-хопу. То есть слов по большому счету куда больше, чем дела. Уровень нетерпимости ко всему, что не так, как было раньше, выдает в молодых людях, которые и сами через одного MC, какую-то глубокую подмену понятий.

У них нет задачи сделать новаторскую, интересную, необычную музыку (я сейчас говорю о принципе, методе, а не о какой-то конкретной записи), грубо говоря, музыку, которую ты не можешь не записать. У большинства групп и исполнителей в современном русском хип-хопе совсем другие цели: нужно, чтобы песня была записана по канонам, чтобы бит был "модный", а кеды у MC – "правильные".

Но рэп – это ведь передовая музыка, открытая и свободная, едва ли не единственная живая сейчас музыка во всем остальном мире. Я пишу все это, потому что давно интересуюсь рэпом, и одно время очень много его слушал. И всегда переживал, что так мало хорошего русскоязычного хип-хопа. Его становится чуть больше, но в общем именно закрытость, авторитарность этой среды мешает какому-то качественному скачку. И как следствие – количественному.

Мне кажется, что как только русские рэперы перестанут воспринимать себя как часть маленького, закрытого и оттого не очень интересного окружающим мирка, музыка мгновенно изменится. Для рэпа, музыки очень экстравертной, 50 слушателей с форума твоего института – это ведь очень мало. Как только русский рэп станет менее зашоренным, менее узколобым, в конце концов – просто свободным, количество его ценителей увеличится в тысячи раз.

ST – Мой стиль

В читке, манере, и даже битах это очень похоже на Лигалайза. Зашкаливающий уровень пафоса - "когда остались ручка и бумага, и рэп для тебя вся надежда и отрада" – сразу хочется спросить, что это за ситуация, когда остались только ручка и бумага?!

Вообще, как и во многих русских рэп-песнях, в этой очень много общих слов и очень мало каких-то конкретных примет времени, места, деталей в конце концов. Этот текст очень трудно примерить на себя, соотнести с собой: "мой стиль – это мой мир" – это собственно, что значит?! Это так только у ST или вообще у всех, кто обладает этим загадочным "стилем"?! Или, например "этот трек – еще одна ступень на пьедестал" – что это за пьедестал такой?! И зачем на него взбираться, если у тебя уже есть какой-то свой особенный, ни на кого не похожий "стиль"?!

Кроме того, в тексте еще и масса неточностей: "для тебя жизнь – это блюдо, что подают тебе, для меня жизнь – это студия" – кроме режущего слух “тебя” “тебе” через слово, странное ведь противопоставление – блюдо и студия?! Вообще, лучшая, выбивающаяся из колеи общих слов, ломающая канон, и потому самая запоминающаяся строчка звучит так "меня слишком много, вас слишком мало".

Музыка вроде бы качает, но с какой-то леностью, и вроде бы неохотой – так на школьной дискотеке вынужденно приглашают потанцевать неприятную одноклассницу, потому что первых красавиц класса уже разобрали.

Серёга – Мне с тобой хорошо

Я - большой поклонник Серёги. Мне кажется, что альбом "Дискомалярия" – это его большая творческая удача и едва ли не лучший русский рэп-альбом вообще. Это такая музыка идеальной дискотеки, на которой все галантны, остроумны, любят танцевать и смеяться над собой. За песню про кепку можно простить, вообще, что угодно. По большому счету, в этом треке слова тоже смешные и неглупые, в простоте припева чувствуется какая-то честность, в словах про то, что "ты как мумиё" – ирония.

Но все это трудно оценить и почувствовать, потому что музыка в этой оде к радости – заунывный со стертым модным звуком синтезаторный вой. Он вроде бы и на самом острие тенденций, вот и у Kanye West’а есть такая песня, вроде бы и сделан правильно, но оставляет ощущение только какого-то мелкого ученичества и крупного мошенничества. Такие трогательные и остроумные тексты, мне кажется, заслужили музыку, которая была бы больше, чем просто "модный биток".

Капа&Картель - Кто быдло?!

Если это искренний ответ пацанов с района на так называемый гоп-гламур, то замысел, конечно, впечатляет. Правда, интересно все это скорее как артефакт, социальное явление: вот, мол, умники четырехглазые дошутились – придет настоящий пацан, трахнет твою бабу, а тебе за все свои слова придется держать ответ. Ну, и в конце там, конечно, мощный посыл в духе "над кем смеетесь – над собой смеетесь".

Витя АК-47 – Кругом тонирован

Мне кажется, гоп-хоп – это какой-то не самый захватывающий микротренд. Ну, то есть, к сожалению, видно, что ничего интересного там дальше не будет. Жанр очень непрочный. По мелочи вроде бы смешно, иногда остроумно, но вот дальше ничего не происходит. Вроде бы в этих песнях какая-то незнакомая для слушателя правда жизни, но вообще-то правда жизни не всегда должна становиться предметом искусства. Лучшее, мне кажется, в этом жанре уже сделано – песня "Будь пацаном".

Дино – Уличное братство

Ну, это обычный репрезент. На самом деле, не самый захватывающий жанр, то есть все обычно как-то страшно неинтересно себя нахваливают. Ну, и вот тут так. Еще очень плохой, "стертый" звук – слушать скучно.

D.Masta ft. Rena - Bad Boy

Размах композиции впечатляет. Ну, то есть прямо очень интересно узнавать про этого Bad Boy все новые и новые подробности. Удивительный какой-то парень – например, "в любое время суток Bad Boy не спит, один глаз открыт". Или вот он такой классный, "жарит телок в клубах", курит какой-то хороший сорт травы. А потом вдруг неожиданно, как-то по-детски сам себя выдает с потрохами: "кто водит тачку бухой – Bad Boy". И вот сразу обидно за него становится. Мелковато дело для такого плохого парня – тачку бухим водить. У него ведь водителем должна быть, как минимум, Скарлетт, а лучше – близняшки-азиаточки. В общем, сплошное разочарование.

Centr ft. Смоки Мо – Трафик

Как это иногда бывает в песнях группы "Centr", лучший куплет у Гуфа. Он как-то шире и больше, чем просто несложная метафора: город – это организм, улицы – вены, люди – кровь, и все это заражено наркотрафиком. Вообще меня подкупает то упорство и целеустремленность, с которой "Centr" разрабатывает свою "городскую поэзию". Они ведь почти всегда читают о Москве и о том, как им в ней живется, и даже какие-то сторонние приключения описаны всегда посредством того, как это событие включено в жизнь города. И главное – это ведь не типичные для ноющего русского рэпа песни про "плохо убранные улицы" или жизнь в гетто, это именно что взгляд из центра. Правда, стоит отметить, что это, конечно, не самая талантливая песня группы.

Традиция – Rockenroll

Хороший припев про льва, но вся песня – и слова, и музыка – какие-то даже чрезмерно необязательные, словно изначально сочинены лишь для того, чтобы быть фоном. 

Карандаш – Я иду

Это прямо отличная, лучшая из предложенных песня. В этих в общем-то немудреных словах чувствуются какая-то чистота и сила. Редкое качество для русского рэпа – полное, здесь даже открыто декларируемое отсутствие пафоса. "Возможно, чтобы стать лучшим, мне нужна реклама, я не хочу быть лучшим, я хочу писать о главном". Кроме того, это ведь по большому счету манифест – рэперам, которые с тачками и телками, он не должен нравиться. "Я иду" – это ведь про "будь, что будет" и про то, что не надо жаловаться, а следует упорно, несмотря ни на что, делать то, что не делать не можешь. И еще у него очень хорошее прозвище – как у советского клоуна.

Marselle – Number 1

В общем, почти все понятно из названия. Это классный чувак, которого мы, судя по тексту, уже откуда-то знаем, но, про которого, кажется, не знает Def Jam, но вот если бы узнал, точно бы "подписал". Ну, и это парень №1. Важнейшей добродетелью в его системе координат является знание корней. Это странно для молодого рэпера, рэп ведь музыка протеста. Вместо того, чтобы сбить спесь со своих предшественников, завалить их в словесном бою Marselle хвастается тем, что воровал кассеты 2Pac’а и до сих пор засыпает под читку Nas’а в метро. В общем, если он №1, то даже страшно представить хотя бы седьмого в этом списке.





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я