Человек Денис и его горячее дерьмо
Эксклюзивное интервью с нашим соотечественником Dan The Man, снимавшим клипы для 50 Cent, Prodigy и Rick Ross.
Впервые о Dan The Man мы написали три года назад в статье о его отце, знаменитом художнике, нарисовавшем портреты известных западных рэп-звезд. Сын Меламида, как следовало из иностранных источников, тогда трудился режиссером на лейбле G-Unit. Когда же количество его клипов на нашем сайте приблизилось к двум десяткам, мы решили продолжить нашу серию интервью с соотечественниками, реализовавшими себя в американской хип-хоп индустрии. Сделать это оказалось нетрудно - всего лишь позвонив через океан.
Привет, Дэн! Что ты сейчас делаешь, где находишься?
Привет! Я сижу в кафе.
В Starbucks?
Ха-ха, неее. В Бруклине нет Starbucks.
Что ты делаешь в Бруклине?
Я тут живу.
Много русских там живет?
В моем районе мало. Вообще, в Бруклине их много, но я не в том районе.
Ты уехал из СССР в 1978-м?
Я уехал… Да, ты лучше меня знаешь, когда я уехал, в 78-м.
Я прочитал, что твой отец уехал тогда, и подумал, что и ты наверняка вместе с ним.
Наверняка. В то время, естественно, это был единственный способ уехать – всем вместе. А ты откуда?
Из Москвы.
А откуда?
Ты хорошо знаешь Москву?
Конечно, я часто тут бываю, совсем недавно был, навещал бабушку. Вообще, вся семья тут.
Я на Белорусской.
А я на Университетской. То есть, бабушка там. И сотни всяких родственников. Какая же там станция? Не помню, я на такси обычно туда езжу.
Сколько тебе было лет, когда вы переехали?
Мне было три года.
Но ты отлично говоришь по-русски. У вас в семье все говорят по-русски?
Да, конечно. Не то я бы ничего не знал. В семье мы никогда не говорим по-английски, только когда гости. Да и при гостях иногда трудно.
Я недавно общался c DJ Lethal, он из Риги, он тоже говорит по-русски, правда, хуже. И когда я спросил его, знает ли он кого-то русского в хип-хоп индустрии, он долго думал и сказал, что, наверно, он единственный.
Да-а-а? Я даже не знал. Но он не единственный, есть же DJ Vlad! Мы никогда с ним серьезно не говорили по-русски, но он нормально разговаривает.
Давай перейдем к хип-хопу. Мы о тебе впервые узнали три года назад, как о работнике G-Unit. Расскажи, как ты попал в хип-хоп?
Я вырос в Нью-Йорке вместе с хип-хопом. Когда мне было шестнадцать, я постоянно бывал в клубах, на улицах. Мы жили в Jersey city, и на моих глазах поднимались все местные звезды. Рядом была студия Queen Latifah и Naughty By Nature. Я часто встречал легенд вроде A Tribe Called Quest, Krs-One и многих других, как раз когда они были в силах. Я рос как бы внутри этой индустрии. Сначала я хотел делать музыку, но у родителей не было денег на это, а все мои друзья, которые делали музыку, были вынуждены жить с мамами, in mom's basement, понимаешь? И я стал звукоинженером, чтобы деньги зарабатывать. Работал на легендарном шоу Eighty Eight Hip-Hop, куда тогда приходили все звезды: Wu-Tang, Big Pun, все важные люди там были. Потом перешел в видеоиндустрию, начал делать dvd для рекорд-лейблов. И только потом занялся клипами.
Ты сказал, что у тебя не было возможности заниматься музыкой. А по тому, что здесь пишут про твоего отца, получается, что он сразу получил в США признание. Это никак не отразилось на достатке в семье?
К сожалению, нет. Мы жили в projects (муниципальное жилье для малоимущих). И когда мы сюда переехали, у папы было сто долларов. Да, сейчас у него все в порядке, очень хорошо. А тогда он был знаменит, но денег не было.
Как он относился к хип-хопу?
Я не только слушал музыку, я жил той же жизнью, что и все вокруг. А вокруг были только черные и пуэрториканцы. Стреляли, убивали, садились в тюрьму. Такие у меня были друзья. Мои родители их, конечно, любили, но и страшно им было. Хотя в Нью-Йорке тогда так почти везде было, не то что сейчас.
Что за dvd ты начал делать?
Хип-хоп журналы на DVD. Первый назывался "Rewind", его мы сделали с DJ Whoo Kid. Брали интервью, записывали фристайлы. Koch Records сделали нам дистрибьюцию, и в первую неделю мы продали 37 000 копий, попали на 34-е место видео-чарта.
Правда, Interscope засудил нас за отсутствие прав и все деньги, к сожалению, пришлось отдать им.
Потом Whoo Kid начал работать DJ для 50 Cent, показал ему мои DVD, и тот нанял меня как full-time director.
Какой твой первый клип?
Первое видео было для M.O.P.. Его в интернете сейчас не найти — "Hilltop Flava (No Sleep 'Til Brooklyn)". Где-то четыре с половиной года назад.
У тебя в списке работ очень много видео для людей из окружения DJ Premier. Это был заказ или случайно получилось?
Да, наверно, я чаще других режиссеров работал c DJ Premier. Я снимал для NYGz, Termanology два клипа, AZ, Big Shug. Но я не знаю, почему так случилось. Конечно, я обожаю DJ Premier, это очень приятно, но так получилось не специально.
А вот с южными артистами у тебя почти нет работ.
Почему? Вот Kia Shine из Мемфиса, клип "Wow" был большим хитом на MTV. Недавно я работал в Техасе с Gucci Mane. Но ты прав, меня считают New-York director. Хотя много клипов я снимаю в LA почему-то, там меня обожают.
Какой свой клип ты считаешь лучшим?
Все любят разные, но мне нравится AZ & Styles P "The Hardest". Он более художественный, экспериментальный. Там я использовал прием "ghetto matrix", можешь погуглить, узнать, что это такое. 24 фотоаппарата снимали одновременно, ну и другие эксперименты. И все мои клипы с Prodigy.
Вот о них я бы хотел сказать отдельно — после их просмотра я очень захотел узнать, кто же режиссер. Они очень крутые, по-настоящему страшные. Похоже, между вами была настоящая chemistry?
Спасибо, так все и было. Мы познакомились с Mobb Deep в Европе на "Massacre Tour" 50 Cent и очень подружились. Prodigy — художник, который не боится попробовать что-то новое, с такими людьми интересно работать, можно экспериментировать.
Ты общался с ним после того, как он попал в тюрьму?
Мы разговаривали один раз по телефону, но я собираюсь вместе с Alchemist навестить его скоро.
Для "Massacre DVD" ты сделал два десятка клипов. Чья идея была экранизировать весь альбом?
Это 50 придумал.
Но "большие" клипы 50 тебе не доводилось снимать?
Нет, только street-video. К сожалению (смеется).
Когда ты учился снимать, смотрел ли ты на работы "дорогих" режиссеров — Hype Williams, Mr. Little?
Конечно, я знаю все, что они делают.
Но кажется, в последнее время интерес вызывают не их клипы, а таких режиссеров, как ты и Rik Cordero.
Надеюсь, что так! И хип-хопу тоже хорошо – новые лица помогают его освежить. Работы Рика мне нравятся.
Вы работаете для схожих артистов. Есть ли конкуренция?
Индустрия большая, работа есть для всех. Или ни для кого. Конечно, мы все конкурируем, но между нами нет плохой крови, как они тут говорят. Baaaad bloood.
Ты человек, близкий к 50. Скажи честно, все эти бифы с Rick Ross, Game, Fat Joe, Young Buck – они имеют под собой реальную основу или это просто бизнес, пиар?
Я ничего не знаю про бифы. То есть, знаю так же, как и вы. Я не рэппер, а режиссер, у меня с этим проблем нет. Не знаю, что сам 50 думает про бифы. Знаю только, что он хороший человек, и у нас всегда были хорошие отношения. А с Rick Ross я тоже делал видео, и на следующей неделе буду делать еще одно.
А вот совсем недавно на сайте sohh.com, я прочитал, что ты о 50 нехорошо отзываешься и не хочешь, чтобы тебя считали его режиссером.
А ты посмотрел видео с тем интервью, откуда взяли эти слова?
Нет, только прочитал.
Воот, прочитал, а не посмотрел. Сейчас ты уже не найдешь эту новость на sohh.com, потому что ее убрали — я ничего такого не говорил. Я сказал им убрать, потому что они все придумали. Очень смешно, как могут взять твои слова, вырванные из контекста, сказанные много лет назад, переврать и написать громкий заголовок. Так случается. Может, это и хорошо, значит, люди думают обо мне.
Давай я спрошу тебя о некоторых артистах, с которыми ты работал, о том, какие они в жизни. Вот Maino, ты снял ему клип на его большой хит "Hi Hater". О нем пишут, что он очень много лет просидел в тюрьме. Каким он тебе показался человеком и артистом?
Maino очень настоящий артист и человек. Много людей говорят о том, что они делали, ничего не делая, а он наоборот. Очень серьезный человек. Он за Бруклин, и я за Бруклин. Я за него болею.
Nipsey Hussle?
Он как бы новый Snoop из LA. Мне нравится.
У тебя есть клип и с дансхолл исполнителем Mavado.
Да, он сейчас самый известный дансхолл артист, он как 50 Cent для Ямайки. Мы снимали это видео у него, а мне очень нравится снимать не в Америке. Мой друг недавно вернулся из Кингстона, говорит, что там этот клип крутят.
Недавно ты снял видео для Reflection Eternal, возрождение дуэта Talib Kweli и Hi-Tek.
Да, это моя новая серия клипов, которая называется "Quick Vid", мы делаем ее я Whoo Kid для radioplanet.tv. Это как фристайл для рэпперов — я снимаю очень быстро, не зная песню. Придумываю на ходу, снимаю целиком сам, без помощи. Я много таких снял за последний месяц: Redman, Maino, Reflection Eternal, Gucci Mane и много еще будет. Это не полный клип, минуты на полторы, на куплет.
Клип Juelz Santana из этой серии?
Да-да. Я, кстати, только что снял для Jim Jones клип, очень хорошо получилось.
У тебя большая команда?
Нет, маленькая, ведь бюджеты небольшие. Иногда, когда есть хороший бюджет, снимаю с большой, но обычно нет.
А какой примерный бюджет твоего клипа?
Неет, так я сказать не могу. Вдруг я сейчас скажу и меня попросят снять в России за эти деньги, а могли бы в два раза больше заплатить?
В России нет сейчас таких рэпперов, которые снимали бы дорогие клипы.
Где Децл?
Децл читает рэп про Вавилон.
Я в России видел рэп-клипы по ТВ.
Помню голых баб в избе. Мне понравился, я бы такой снял, чтобы его тут крутили по MTV.
Представляешь, какой кайф?
Это был Серега. Ты каких-то русских рэпперов знаешь?
Мне ставили некоторых, и на Myspace часто присылают, но я извиняюсь — никого не помню, потому что много марихуаны курю. К сожалению.
У нас новая мода — рэпперы снимают свои клипы на новый фотоаппарат Canon 5D Mark II.
Это очень хорошо, я все свои последние видео тоже снимаю на него.
На сколько обычно у тебя расписаны вперед съемочные дни?
Сейчас на месяц вперед, на два. Из-за кризиса чуть меньше работы, в прошлом году расписание и на больший срок вперед составлялось.
Как тебе последние видео Kanye West?
Я обожаю то, что он делает. Он гений во всем, особенно в видео.
С каким артистом ты бы сам поработал?
Мои амбиции — делать кино. Ambition, амбиции… так нельзя говорить, это не русское слово.
Какое кино бы ты снял?
У меня много сценариев. Но все они такие… эмигрантские, не об американце. И я очень хочу снять кино в России. Я тебе гарантирую, я сниму в России кино, приеду на полгода или год и сниму его. Не знаю, когда, не сейчас, мне нужно еще многого тут добиться, но это точно будет.
Будем ждать. На твоем twitter я прочитал, что ты занимаешься боксом.
Это не мой twitter! Мой twitter — это мои видео online.
Ты не любишь социальные сети?
Меня иногда раздражает знать слишком много о человеке. Или чтобы слишком много знали обо мне. Я не думаю, что так много людей интересуются моим говном.
Это ты сейчас перевел английское "my shit"? Представляешь, как нам тут трудно постоянно переводить в разных рэп-интервью "my shit is hot"?
Ха-ха, так и переводи — "мое говно очень горячее!"
Расскажи напоследок, как так вышло, что твой отец нарисовал всех этих звезд хип-хопа?
Это была его идея. Я работал с Whoo Kid на Shady Radio, и туда приходили все звезды, в мой офис в G-Unit. И когда они приходили, я звонил папе и этот сумасшедший старый русский человек рисовал их.
AZ ft. Styles P — The Hardest