2009: Куда надо смотреть. Тенденции
В уходящем году было как минимум три явления, которые обязательно повлияют на отечественный хип-хоп.
Сколько бы ни искали истоков отечественного хип-хопа во временах до нешего рождения, настоящему его времени серьезного существования не больше лет двадцати. А если говорить о хип-хопе большом, встроенном в существующий шоу-бизнес, то тут все происходит исключительно в последнюю декаду и каждый год идет за три, так много всего происходит нового и важного. Серьезные тиражи дисков и концерты, хорошие видео, "взрослые" премии, союзы с иностранными звездами и многое другое - все это начиналось буквально на наших с вами глазах. И в 2009 году такие заметные события тоже были в избытке.
Видеоклип как форма существования песни
В 90-х годах прошлого века рэп слушали в сборниках — помните эти времена? Сейчас такой формат практически исчез, зато хорошая песня без клипа уже воспринимается с удивлением.
За прошедший год на официальные аккаунты Rap.Ru на YouTube и Dailymotion мы залили больше 120 одних только клипов. Только вдумайтесь — раз в три дня русские рэпперы поставляли своему слушателю по видеоработе, которая заслуживала хоть какого-то интереса (по крайней мере, мы старались так отбирать). И это не считая еще полсотни подкастов. А сколько видео осталось болтаться вконтакте? Такого не было не то что два года назад, но и в прошлом все было намного скромнее.
Причин тому несколько. Во-первых, доступность техники — несколько моделей камер от Canon теперь позволяют получить очень качественную картинку при небольших затратах. И качественное западное уличное видео в духе Рика Кордеро и Dan The Man стало гораздо легче имитировать.
Во-вторых, как-то одновременно появилось несколько толковых молодых режиссеров. Если несколько лет назад на слуху был один Иван Кулак, то за последний год мы выучили имена Андрея Харзеева, Зорика Истомина (Zorik-I Production), Олега KingRaw и Рустама Романова. И эти имена почти гарантируют качество.
В-третьих, интернет все доступнее и дешевле, почему бы не посмотреть ролик, даже если его автор вас не слишком интересует. И наконец, рэпа стало слишком много. Сейчас не те же девяностые, когда рэп-группа могла считаться таковой имея в арсенале три трека. Молодым все сложнее заявить о себе. И тут может помочь камера.
В связи с этим появилась и проблема — клипы, исчерпав все возможности "стена с граффити — московские высотки — обшарпанные дворы — машина друга", вызывают все меньше интереса и только настоящий креатив может привлечь внимание. В следующем году видео станет еще больше, но и конкуренция обострится до максимума.
Существование хип-хопа больше не секрет для государства
Событие для российского телевидения — экс-президент и нынешний премьер-министр РФ Владимир Путин приехал на съемки программы не первого и не второго канала. Такого не бывало прежде и ладно бы это была "Культура" или "Спорт", так нет — развлекательный музыкальный "Муз-ТВ", все содержимое которого постепенно сводится к хит-парадам "Самые усатые звезды" с редким вкраплениям клипов.
Конечно, все дело не в любви премьера к нижнему брейку и не в том, что он случайно увидел в эфире "Битвы за респект 3" Exxy и решил посмотреть поближе, а в финансовой поддержке передачи Минздравом, но факт сам по себе буквально революционный. У власти находятся люди взрослые, которым в силу возраста хип-хоп глубоко до лампочки (президент, пишут, поклонник Deep Purple и даже Linkin Park может послушать), но отрицать влияние рэпа на молодежь они уже не могут. А если не можешь понять, надо приручить.
Понимание этого видимо, пришло на разных уровнях почти сразу - в конце января партия "Справедливая Россия" провела "Рэп-баттл за справедливость "Наша жизнь — наша страна". В жюри, среди прочих, были: депутаты Государственной Думы РФ, руководитель Молодых социалистов России, депутат муниципального собрания Москвы. Все они отмечали социальную важность хип-хопа.
Чем это нам всем грозит? При оптимистическом раскладе рэп-группы первого эшелона теперь все чаще будут получать заказы на выступления на всевозможных днях Города, городских и спортивных праздниках, молодежных увеселительных мероприятиях, щедро спонсируемых государством. Ведь если Владимир Владимирович пришел к этим широкоштанным и даже поздравлял их, значит, такой у нас теперь курс.
С другой стороны, тот же Владимир Владимирович уверенно заявил, что рэп у нас, в отличие от американского, выступает против наркотиков, что еще раз свидетельствует о популизме этого самого появления на БЗР. Но что еще хуже - раз премьер сказал, значит, так и будем делать. А кто тут несогласный с премьером?
Патриотизм и не очень
Помните, в тех же девяностых были такие рэпперы, которые гордо заявляли, что слушают только "белый рэп"? Выбор у них был невелик, но они как-то справлялись. К концу первой декады этого века русский рэп окреп настолько, что теперь можно не только вовсе не слушать зарубежный, но и в отечественном все сегментировать — это для хаслеров, это для хипстеров, это для лучших хаслеров и так далее.
И любовь к рэпу как к музыкальной форме, наложенная на отрицание других внешних и внутренних признаков этой культуры, породила своеобразный русский рэп — сильный, патриотичный. Конечно, в лучшем случае речь идет о Засаде, хотя бы потому, что недостаточно делать просто "белый рэп", надо его делать качественно, интересно и музыкально. У них это получается.
Одновременно с этим, вылезло и что-то безобразное и по сути и по виду. Конечно, речь идет о Жигане и его клипе "Россия". Лубок, помноженный на накачанных бритоголовых молодых людей на заднем плане, это не хип-хоп и не патриотизм. Но если Жиган победитель БЗР 3 и член официальной делегации в Олимпийские Игры в Ванкувере, то мнения могут быть и другими.