Die Antwoord. Глупо, но класс
На Die Antwoord, как кажется, свет клином сошелся. “Теперь я понял, для чего люди придумали Интернет”, - пишет восхищенный пользователь, посмотревший видео группы на YouTube.
Критик Саймон Рейнольдс что есть мочи нахваливает их альбом в своем блоге. Авторитетные издания гадают, что это — неожиданный прорыв или чья-то очередная мистификация. Хайп нарастает, но ему, как завещала группа Public Enemy, не всегда нужно верить. Разберемся подробнее, кто, зачем и откуда?
Что мы имеем? Есть смешная хип-хоп-группа из ЮАР. В составе: татуированный эмси-блондин (он же Ниндзя), девочка-нимфетка, которая напоминает Lady Sovereign на спидах и грузный диджей в бандане. Эта троица снимает клип, вешает его на YouTube и — нате, пожалуйста — на момент написания текста у него уже под два миллиона просмотров. Песня “Enter The Ninja”, откровенно дурацкая и прилипчивая, становится хитом. Под синтезаторные трели и гулкий басслайн Нидзя тараторит полную ахинею на языке африкаанс, называет зрителей "fucking suckers", размахивает руками и сурово смотрит в камеру. "Ai, ai, ai, I am your butterfly", — лепечет девочка. Глупость, попс и ахинея. Оторваться невозможно.
Их альбом "$0$" звучит, как творчество артистов Cash Money, которым, под страхом лишения кодеинового сиропа, поставили группу Aqua и заставили воспроизвести услышанное. Такой кислотный crunk со сладенькими припевами и африканскими барабанами. При совмещении с видеорядом получается вообще здорово: в одном из клипов Ниндзя позирует в трусах с принтом обложки альбома Pink Floyd, камера перемещается на область его гениталий, мы видим, как они трясутся в замедленном темпе. Примерно так же издевался над зрителями Eminem лет десять назад, не находите?
Сами Die Antwoord говорят о рождении нового стиля — "zef-rap" ("zef" — на африкаансе что-то вроде ровного пацана) или "рэп-рэйв", позируют на фотографиях в африканских масках и продолжают снимать захватывающие видео. Разговаривают со смешным акцентом — вместо fucking говорят foken. Дают рекордные по уровню абсурда интервью.
"У нас в ЮАР рейв постоянно колбасит из такси, бро, — рассказывает Ниндзя журналистам. — Его слышно даже в другом городе, едет мимо такси, и качает — БУМ, БУМ. Поэтому мой главный источник вдохновения — это такси. Весь наш альбом звучит так, как если ты стоишь возле тачки и слышишь оттуда музло. Это такой энергичный shit, какого больше нет нигде". 'Вся наша философия, — добавляет девушка, — быстро гнать на тачке и врубать музыку на полную. Это zef-rap style, парни. Лазеры, дым, рэп — вся фигня".
В феврале группа успела отыграть свой первый живой концерт — были, судя по видео, и лазеры, и дым, и рэп. В лучах славы успели даже погреться различные клоны: так, немецкие рэпперы Die Antwort, не имеющие с южноафриканцами ничего общего, кроме нескольких букв в названии, заработали себе несколько тысяч просмотров на YouTube. После этого все стало еще интереснее. В блогах пошел слух: говорят, Die Antwoord-то не настоящие!
Действительно, история о талантливых раздолбаях слишком хороша, чтобы быть правдой. Die Antwoord вовсе никакие не ровные африканские пацаны и никакой рейв в такси у них не играет. Фронтмена Ниндзя зовут Waddy Jones, также он известен как (загибайте пальцы) The Man Who Never Came Back, MC Totally Rad, Yang Weapon или Max Normal (псевдонимов у этого человека еще больше — никаких пальцев не хватит). В далеком 1994 году он основал свою первую группу The Original Evergreens — южноафриканский ответ Cypress Hill. Они выпустили два альбома на мейджоре Sony и тихо забылись. Тогда неугомонный Waddy собрал другую команду — Max Normal, с диджеем, двумя барабанщиками и гитаристом. Те выступали на разогреве у электронщиков Faithless, по слухам, даже Нелли Фуртадо, услышав их в начале двухтысячных, прониклась и захотела сделать совместный трек — история, правда, умалчивает, чем все это закончилось. Распустив Max Normal и попробовав сколотить андеграундную банду The Constructus Corporation, Waddy понял: одной музыкой ничего не добьешься — народу нужны зрелища. И придумал арт-проект Maxnormal.tv — "корпоративную" рэп-группу.
У каждого участника здесь было свое амплуа (босс, секретарша, плейбой и так далее), ставка делалась на сценическое шоу. Maxnormal.tv выступали в строгих костюмах, разыгрывали на сцене издевательские спектакли на тему того, как корпоративная этика может спасти мир, и были чем-то вроде африканского "Монти Пайтона". Пока неугомонному Waddy и этого не стало мало. Тогда он взял за шкирку штатного диджея Maxnormal.tv, придумал ему прозвище DJ Hi-Tek, отыскал презентабельную девушку (говорят, помимо прочего, что она его супруга) — и назвал свой новый проект "Ответ" (на ломаном африкаансе получилось "Die Antwoord").
В общем, вышло великое хип-хоповое надувательство в духе рэппера Сявы — тот тоже, прежде чем надеть восьмиклинку и спортивные штаны, играл в клубах минимал-техно, работал на телевидении виджеем и был вполне себе светским персонажем.
Впрочем, от Сявы Die Antwoord отличаются хотя бы тщательно проработанной визуальной составляющей. Помимо красивых клипов, эффектных фотосессий и гениального сайта, группа выпускает всевозможный стильный мерчандайз. В частности, коллекцию игрушек, каждая из которых имеет свое имя и предназначение (к примеру, есть Жираф, который принимает техно-сигналы из недр Земли; Кролик, помешанный на японской народной медицине, и тому подобные персонажи). К тому же, их "музяка" на самом деле качает, причем так, что уши закладывает. Да и вообще, наслаждайтесь этим высокоорганизованным безумием, пока дают. Где гарантия, что еще через год Waddy Jones не даст своим компаньонам отгул и не соберет новый проект, который будет играть, ну, к примеру, марксистский инди-рок?
Die Antwoord - “Enter The Ninja”
Die Antwoord - “Zef Side”
Die Antwoord - “Wat Pomp”
Die Antwoord - “Doosdronk” (live)
Альбом “$0$” можно послушать на сайте www.dieantwoord.com