M.I.A. "Я всегда буду против"
Если попробовать описать деятельность певицы M.I.A одним словом, этим словом будет "вирус".
Можно даже оставить в стороне ее политическую и социальную активность (вкратце: борьба за независимость народности тамилов в Шри-Ланке) — в конце концов, журнал TIME поместил ее в список ста самых влиятельных людей мира не за это, а "за глобальное влияние на многие жанры".
Она разъедала поп-культуру изнутри — вместе с диджеем Diplo записывала что-то донельзя футуристическое: как если бы саундтреки к болливудским фильмам сочиняли на игровых приставках (восхищенный Nas назвал это "звуком будущего" и был прав — песни становились хитами). Говорила, что ее музыка "не такая", при этом выступала на церемонии MTV вместе с T.I., Lil Wayne и Kanye West (последний позарился на строчку "no one on the corner has swagger like us" в одной из песен, и засэмплировал ее в треке T.I.). Номинировалась на Оскар за саундтрек к "Миллионеру из трущоб" и разводила в твиттере дискуссии о геноциде тамилов и гражданских правах в странах Африки. В прошлом году родила сына, в июле этого должна выйти ее новая пластинка (рабочее название — "///Y/"), для работы над которым был привлечен творец самого жирного и шумного дабстепа на свете Rusko. Новый трек "Born Free" — электронная долбиловка самого экстремистского толка, возможно, тоже в каком-то смысле путешествие на несколько лет вперед.
Интервью Майи представляют особый интерес, это какие-то "Записки революционерки". Ни прибавить, ни убавить, самый настоящий манифест городского партизана двадцать первого века.
Как ты думаешь, что будут вспоминать люди о музыке 2010 года?
Я не уверена, но музыка уже сейчас должна стать чем-то вроде звукового массажа. Ее надо чувствовать, ощущать телом. Полиция будет применять специальные звуковые пушки при разгоне демонстраций — такие, которые уничтожают людей всего одной нотой. Ну а люди должны придумать что-то в ответ.
Какие новые артисты нравятся тебе?
Слушала последний альбом Sleigh Bells (американская инди-рок-группа, подписанная на лейбле Майи N.E.E.T — примечание Rap.Ru), он идеально передает настроение американских подростков — у ребят столько энергии, а девать ее некуда. Сейчас каждый хочет быть апатичным потребителем, поэтому клево, когда я слышу что-то, вызывающее дискомфорт. Их вокалистка, Алексис всегда хотела стать поп-звездочкой, но так и не стала ей. Она прошла тот же путь, что и любой американский ребенок — пела перед зеркалом, копировала Бритни Спирс — а тут на тебе, поет в такой необычной группе. Еще я подписала на свой лейбл Blaqstarr. Это чувак из Балтимора — куда бы он ни шел, за ним бегут толпы девок. Люди должны услышать его голос и наконец понять, что это за человечище!
Современная музыка может затрагивать серьезные темы, например, политику?
Вот, например, есть Google — он же могущественнее, чем любое правительство.
Он хранит всю нашу информацию, и однажды обратит это против нас.
Мой новый альбом об этом — я пытаюсь доказать, что сраная политика уже давно не работает. Мы под колпаком. Каждый мой вдох задокументирован на компьютере, а некоторые до сих пор считают меня террористкой. Это смешно!
А лейблы еще нужны?
А они все еще хотят делать деньги на музыке? Взять хоть Lady GaGa — в ее новом видео я разглядела 15 разных брендов. Чувак, там были даже гамбургеры! Примерно так сейчас работают лейблы — заключают контракт с фастфудом, показывают гамбургер в клипе и имеют кучу бабла!
Думаешь, Интернет и реалити-шоу развеяли мифы вокруг поп-артистов?
Не знаю. Опять же, посмотрите на Lady GaGa — говорят, мы с ней похожи. Ну типа мы смешиваем много разных стилей и склеиваем все элементы в один. Но она делает это не так, как я. Она думает, что сумасшедшая, а в ее музыке этого совсем не слышно. Она пытается быть второй Мадонной или Грейс Джонс, но ее музыка — это 20-летней давности диско с Ибицы. Она не прогрессирует, но при этом умеет хорошо подражать. Черт, эта тетка больше похожа на меня, чем я сама! Она талантлива и у нее крутая команда, но это последнее издыхание индустрии, которая хочет доказать миру свою значимость. Я, конечно, уважаю Гагу, ведь она дает работу сотне тысяч людей, но я говорю: do it yourself!
Что для тебя важнее — работа в студии или живые выступления?
Записывать альбомы — это мое искусство. Но артисту, который отвечает на множество вопросов, важно уметь сказать все людям вживую, когда твои слова не будут превратно истолкованы.
А визуальная сторона шоу для тебя тоже важна?
Да, очень. Но не как у Lady GaGa. Я не хочу стоять на сцене с завязанными глазами, чтобы голые мужчины кормили меня яблоками и все такое.
Где в музыке сегодня настоящий андеграунд?
На жестких дисках компьютеров и в мозгах у людей — если их, конечно, еще не вынули. Сейчас очень важно быть настоящим, физически присутствующим, потому что уже многие превратились в наборщиков текста и вуайеристов. Нам нужен цифровой слэм, который будет намного жестче того, что творили на концертах панки. Нам нужна их энергия, но в цифровом эквиваленте. И она появится, вот увидите.
Кто сегодня, в 2010 году, двигает музыку вперед? Готовы ли люди пойти на риск, чтобы добиться чего-то нового?
Да нет конечно! У нас есть миллионы людей, которые пишут песни. И только трое из них готовы рискнуть своей задницей. Вот, к примеру, есть такой классный парень — DJ Borgore, он из Тель-Авива, делает что-то похожее на дабстеп. Получается самый жесточайший shit, рекомендую.
Кто является врагом музыки?
Деньги всегда были ее врагом.
Разве в 2010 году музыкант еще может "продаться" индустрии?
Смотри, как это было в 2003-м. Я просто записала несколько своих синглов и раскрасила обложки вручную, хотела, чтобы это стало неким артом. Всем это понравилось — меня стали звать на гребаные хипстерские вечеринки, где рекламировали Red Bull и тому подобное. Но ты решаешь все сам — можешь сказать чему-то "нет", а чему-то — "да". Я не сраная группа Coldplay, поэтому я всегда могу сказать "нет". Даже когда я делаю "продажные" концерты для MTV, то на вырученные деньги строю школу где-нибудь в Африке.
Ты бы могла записать песню для саундтрека к фильму "Сумерки"?
Представляешь, они просили меня об этом. Но у Джимми Йовина из Interscope контры с этими ребятами, поэтому он сказал, чтобы они шли нахрен.
Чем ты будешь заниматься через 20 лет?
Я хочу быть артистом. Что бы ни означало это слово через 20 лет. Я все равно буду это делать.
Слушать:
M.I.A. — XXXo
Смотреть:
M.I.A — Born Free
Blaqstarr — Oh My Darling (M.I.A. Production)