Птицу Емъ: Кривое зеркало
Если вы читаете журнал "Афиша" и подписаны на RSS сайта Look At Me, то, скорее всего, слышали название "4 Позиции Бруно".
Если нет, нужно пояснить: это группа из Екатеринбурга; играет странную замысловатую электронику, похожую не то на Autechre, не то на Flying Lotus. Пару лет назад их музыку поставил в своей программе критик Артемий Троицкий; он же издал прошлогодний альбом "Позиций" — "Очень вкусный человек". Чуть позже выяснилось, что у ребят есть сайд-проект. Он называется "Птицу Емъ", в его рамках участники экспериментируют с рэпом – в этом году они успели отыграть на фестивале абстрактного хип-хопа вместе с Gillia и "Комба БАКХ". А только что появившийся в Интернете альбом "Птицу СЪЕМ" — идеальный материал для рубрики "Это не хип-хоп".
Посудите сами. Обычно герой хип-хопа умышленно ставит себя выше слушателя: он богаче, круче или, на худой конец, умнее. "Птицу Емъ" выворачивают эту схему наизнанку — на месте их лирического героя вряд ли кто-то захочет оказаться. У артиста Сявы была совместная работа с Сергеем Шнуровым, где пелось "Лохи, лохи, мы слышим ваши вздохи"; эту строчку, наверное, надо ставить эпиграфом к каждой песне "Птицу Емъ".
Они читают про влюбленных геев и бородатых женщин; их описание школьного беспредела заставило бы Валерию Гай Германику подать заявление об уходе на пенсию. Наконец, все эти сюжеты — это наше, это родное, это про конкретное "здесь и сейчас" (тем же хороша группа "АК-47"; вместо того, чтобы воспевать некий абстрактный хастл, Витя и Максим рассказывают про пипетки и черные "девятки", и этим попадают в самое яблочко). Вообще, очень логично, что "Птицу Емъ" появились именно в Екатеринбурге. Это фактически другой взгляд на пацанский "гоп-рэп", темы про район, пацанов и "синьку" в отражении кривого зеркала.
С музыкой здесь тоже все непросто. В хип-хопе битмейкеры специально обрабатывают сэмплы, чтобы труднее было узнать оригинал. Музыканты "ПЕ" выставляют все напоказ, не скрывая, что берут музыку из самых неприглядных источников (они, например, легко могут подрезать кусок песни группы "Дюна"). Принцип их работы: "Лучше сделать из говна конфету, чем из конфеты — говно". При всем этом рэп "Птицы" не страдает излишней заумностью и концептуальностью — их песни очень качовые, хитовые и смешные (я, скажем, легко представляю, как они играют с мобильников и из проезжающих машин). Музыкальные журналисты упражняются в сравнениях ("группа СТДК на ускорителях"); мне на ум приходят Beastie Boys (визгливые голоса, олдскульная манера читки) и "Кровосток" (лоуфайный звук, куча разнообразной смешной мерзости в текстах).
Специально для Rap.Ru участники проекта "Птицу Емъ" — Александр Ситников и Николай Бабак — рассказали о некоторых особенностях своего творчества.
Про баттлы:
"Мы почитывали фристайлы с друзьями, бывало, что даже очень смешно получалось. Но тексты писать не пытались. А в 2006 году Коля тусовался на форуме местном, и там объявили баттл. Темой первого раунда было "А наутро мы проснулись в одной постели". Мы решили, что если участвовать, то как-то неожиданно, с вывертом. И записали такую пидорскую тему. Другие участники писали про то, как снимали девчонок в клубах — у всех получилось примерно одно и то же. В жюри был один чел, сказал: "О, это классно, андеграунд!", остальные к нам не очень хорошо отнеслись. Так что отборочный тур мы не прошли. Но не расстроились и подумали, что раз уж так получилось, то надо дописать текст и сделать минус, пусть даже и ужасного качества. Потом была куча других дел, поэтому следующие песни писали в течение нескольких лет. Так что делалось все с большими перерывами и пробелами".
Про своих героев:
"Наши герои — они как герои рассказов. Мы же не о себе читаем. Не знаю, как это бывает обычно в жанре, я вообще плохо разбираюсь в русском рэпе. Наверное, там у автора идет какая-то идентификация со своим героем, а у нас — нет. Мы, может быть, и с радостью последовали каким-то клише или стереотипам, но мы просто их не знаем. Например, когда только начинали этот проект, казалось, что минуса наши вообще не прокачивают. Потому что ну должен же быть какой-то секретик — может быть, рэпперы используют просто набор программных лупов или какие-то особые басы. Мы даже хотели изначально, чтобы музыку нам сделали какие-нибудь местные хип-хопперы, но они оказались слишком тяжелы на подъем. Решили, что быстрее будет сделать самим".
Про уральский рэп:
"Мы вот новый альбом "АК-47" скачали, несколько раз послушали. Прикольно. Но у них очень много припевов, от этого устаешь очень сильно. Куплеты сами по себе короткие, а потом припев, потом снова куплет и снова припев. Мало информации. Если бы во время припевов что-то с минусом происходило, он бы "разбухал" как-то, то было бы, на что переключиться. Хотя у нас альбом тоже этим грешит".
Про сэмплы:
"Нам уже сказали, что из-за авторских прав альбом будет сложно выпустить. Мы сделали какой-то тираж сами, на концертах можно купить. Выслали пару демо, но вряд ли что-то выгорит, потому что там в сэмплах Градский, Мара, "Кино", "Дюна", "Nirvana" и еще разное. Если кто-то захочет снять с нас денег, мы устанем их платить. Даже когда была маза выпустить "Ты и двое молодых" (альбом "4 Позиций Бруно" – прим. Rap.Ru), чувак с лейбла сказал: "А что делать с сэмплом из "Чая Вдвоем"? Им же деньги платить надо". Ну и вообще, зачем это сейчас — один человек из десяти тысяч купит диск и только пол-человека послушает?".
Про поп-музыку:
"Любую современную музыку не стоит сэмплировать. Кроме поп-музыки. Потому что это сразу в глаза бросится. Эффект узнавания каких-то тем — это же нам на руку. В этом есть прикол. Вот, допустим, у M.O.P много сэмплов — их узнаешь, и весело становится. Даже в рекламе потом эту песню слышишь и думаешь: "О, блин, ее же M.O.P. использовали". А поп-музыка — она довольно мерзкая бывает, ну как говна кусок. Ты берешь — и делаешь из него конфетку. Можешь окурок вставить, зажечь его – получится пароходик. Такой поп-арт. Вот "Дюна" — уж на что мудацкая группа, но у них есть песня "Дай-дай", мы из нее сделали два минуса: сперва для "Хэллоу, Стрэнжир", а в конце там еще проигрыш на каком-то вибрафоне, получился сэмпл для песни "Подробности о школьной жизни".
Про геев:
"Это еще родилось во фристайлах, лет семь-восемь назад. Начинаешь читать про геев — и все стопроцентно хохочут. И больше тем для экспериментов. Ведь во фристайле гораздо смешнее, читая какую-то мерзость, читать ее о себе. Этого обычно никто не ожидает, потому что все засирают друг друга. И потом, есть такие избитые сюжеты, например "несчастная любовь". Он настолько замызганный, что не воспринимается уже. А вот влюбишь ты одного героя-мужика в другого — все, новый поворот! Хотя помню, когда пара наших тем по знакомым разошлась, в каком-то дворе подошел чувак и спросил: "А вы чо, пацаны, пидоры что ли?". Это, пожалуй, единственный раз, когда такая реакция была. Будь мы геями, мы молчали бы, наверное".
Про концерты:
"Пару раз было, что выступали в странных местах и думали, читать или нет "пидорские" темы. Мы их всегда одним блоком, в конце обычно читаем — чтобы, если что, быстро свернуть. А потом смотришь, что люди адекватно реагируют, думаешь, а, хрен с ним — давай!".
Слушать:
"Трудовоэ"
"Слезы пацана"
"Хэллоу, Стрэнжир!"
Смотреть:
"Катарсис"
Птицу Емъ выступят в московском клубе IKRA 1-го сентября.