Лучше татарина
К чему стоит подготовиться, приглашая Method Man? Какие овощи любят Looptroop? Сколько может не спать Evidence? Ответы сегодня на Rap.Ru.
Со времен приезда MC Solaar в 1992-м утекло много воды и практически все гранды зарубежной рэп-сцены побывали в России, а некоторые (Guru, RZA, Raekwon, Onyx) не раз и не два. Но тем не менее, до сих пор любой привоз иностранного деятеля хип-хопа становится событием, хотя бы на словах. Мы попросили нескольких организаторов значимых рэп-концертов рассказать об особенностях подобных мероприятий.
Игорь Тонких (Главclub, Feelee Promotion, ex-IKRA)
Onyx (первое выступление в России, фестиваль "Наши Люди"), Method Man, Ghostface Killah, La Coka Nostra, Wu-Tang Clan.
Роман Унгуряну (Caviar Lounge)
De La Soul, Guru, Kenny Dope, GZA, DJ Spooky, Snoop Dogg, Wu-Tang Clan, Roots Manuva, DJ Shadow
Александр "Савьер" Хмелевский (Lion Is A Sun)
Themselves, Blu, Exile, Fashawn, Sage Francis
Валера и Миша (Phlatline)
Xzibit, GZA & DJ Muggs, Killah Priest, Method Man, Dead Prez, M.O.P., Sefyu, Twista, The Beatnuts, Lumidee, Fatman Scoop, Saian Supa Crew, Keny Arkana, DJ Premier, Tony Touch
AQ и Shuff (Most Wanted)
B-Real, Onyx, Talib Kweli, Havoc, Alchemist & Evidence
В чем специфика привоза именно рэпперов?
Игорь Тонких: Выше доля расходов по райдеру - пятизвездочные сьюты в гостинице, авиаперелеты бизнес-классом, дорогие напитки, высокие суточные. Но есть экономия на еде - часто запрашиваются куриные крылышки.
Роман Унгуряну: В организации и менеджменте. В данном случае, эти артисты менее собраны и менее ответственные, чем те же рок/поп артисты. Должен быть очень хороший менеджмент чтобы собрать и решить все вопросы в связи с привозом.
Савьер: Специфики особенной нет, я занимаюсь абсолютно разными группами и рэпперы особенно не отличаются от остальных. Кто-то просит гостиницу, кто-то нет, все зависит, скорее, от статуса музыканта и его отношения к себе и к приезду.
Phlatline: Мы не занимаемся привозами хаус ди-джеев или рокеров. Пять лет назад решили возить только рэпперов и не размениваемся на другие направления, несмотря на то, что рэпперы самые сложные в плане букинга. Из разговоров с партнерами знаем, что все остальные более адекватные. Наверно, потому что большинство рэперов с улицы и многих моментов просто не знают. Twista, например, не смог сам заполнить иммиграционную карточку, пришлось менеджеру за него это делать.
Method Man, Москва, фестиваль Splash, 14.06.2009
Выгодно ли устраивать хип-хоп мероприятия? Какие особенности у посетителей? Платежеспособны ли они?
Игорь Тонких: Принципиальных отличий от организации концертов других стилей нет. Платежеспособность, возможно, чуть более высокая за счет старания выглядеть более платежеспособным. Жанр обязывает. Не зря же MTV зомбирует.
Роман Унгуряну: Зависит от артиста и его популярности в России. Публика разная очень и посещаемость/платежеспособность также зависит от статуса артиста.
Савьер: За практически три года моей деятельности я сумел заработать дважды и это был не хип-хоп. Впрочем, чаще всего я сам в этом был виноват. Если вспомнить концерт Exile, Blu и Fashawn, то тогда мне, к примеру, пришлось заплатить за визы раза в три больше, чем они стоят на самом деле, Так вышло, что у нас оставалось очень мало времени на оформление виз и ребята делали визы в Берлине за три дня. Тут, я думаю, многие промоутеры меня поймут. Такие косяки случаются постоянно и не всегда, кстати говоря, по причине промоутеров. Публика всегда разная. Самое большое количество рэперов было на Exile, в
то время как на Themselves и Sage Francis были и панки, и хардкорщики, и
хипстеры, и около хип-хоп товарищи. Публика зависит от артиста, который
приезжает, и от хип-хопа, который он делает. В целом, на мой взгляд,
хип-хоп аудитория вполне себе платежеспособна, что позитивно влияет на
исход мероприятия.
Phlatline: Мы не устраиваем сейчас привозы иностранцев, потому что многие другие везут, это стало модно. Но хип-хоп мероприятия не окупаются, плачевная ситуация. Нужны спонсоры, которые сейчас, после кризиса, денег на это не дают. Окупить же билетами все невозможно. Для себя мы уже слишком много привозили.
AQ: Если брать финансовую сторону – не всегда мероприятия выгодны. Исключение - те мероприятия, где выступает артист, который никогда не был у нас, но на котором росло поколение от 18 и старше. Но любой привоз ценен многим другим: опыт, знакомства, рекомендации, отношения, развитие этой культуры в России. Я считаю, что истинный слушатель в любом случае найдёт средства на своего любимого артиста. Подтверждение тому люди, заказывавшие билеты из Череповца, Орла, Воронежа, Петербурга, Омска, Читы. Shuff: Хип-хоп мероприятия могут быть выгодными. Этого "могут" вполне достаточно. Пока мы просто не думаем о выгоде. Все наши проекты, с точки зрения финансов, направлены на то чтобы в ноль выходить. А преследуем мы немного другие цели. Там тоже своя выгода есть.
Snoop Dogg, Москва, Б1 Maximum, 7.09.2008
Самый удачный и неудачный ваш привоз?
Игорь Тонких: Method Man. La Coka Nostra.
Роман Унгуряну: В общем-то, нет таких.
Савьер: Самые удачные хип-хоп привозы - это Themselves и
Exile, Blu, Fashawn. Хоть и в случае с Themselves концерты были не очень
выгодны коммерчески, все были рады и довольны. С Тhemselves мы остались
очень хорошими друзьями. Exile вновь посетит Москву в декабре. Самым
провальным был концерт Sage Francis.
Phlatline: Самый фееричный привоз - Method Man. Да практически все большие артисты – Twista, GZA и DJ Muggs. Сложным оказались Looptroop. Они чокнутые на еде. Для их главного, Promoe, нужно было как-то все специально отваривать, искать соевое молоко и так далее. Для их уровня оказалось сложновато. Ну и слушатель, как оказалось, ими не интересовался. Люди залезли на сцену, стали дебоширить и даже скинули одного из них со сцены. Еще Lumidee мы привозили на открытие одного клуба, а он, в русском стиле, оказался недостроен. То есть она выступала на стройке перед сотней людей.
AQ: Самый удачный привоз ещё впереди. Те, что уже прошли: Onyx – самый удачный привоз. Парни "монстры". Shuff: У нас каждый привоз удачный просто потому что он состоялся. Это же все история. Мы беремся за очень рискованные имена - с одной стороны, эти артисты не столь популярны, чтобы мы были уверены в аншлаге, а с другой - не так доступны, как деятели независимой сцены. Плюс сложно инвесторов убеждать в том, что это надо делать. Попробуйте взрослому бизнесмену объяснить кто такой Talib Kweli и почему он должен в Москве побывать. Вот 50 Cent это да, это сила. Так что, пока мы не начнем возить mainstream, инвесторов у нас не будет. Зато о Москве заговорили там, на западе. Москва теперь такой же концертный город, как и европейские Марсели и Лондоны. А это уже нам всем на руку.
Onyx, Москва, Discoteque, 29.11.2009
Кто из исполнителей произвел на вас сильное впечатление как человек?
Игорь Тонких: Стараюсь не общаться, чтобы не обламываться.
Савьер: Чуваки из Themselves оказались самыми крутыми. Их первый приезд - это вообще самые лучшие дни в моей жизни. Со всеми хип-хоперами я остался в очень хороших отношениях, и все они хотят приехать снова. И я, в общем-то, только за.
Phlatline: Dj Premier. Он оказался любопытным человеком, которому было интересно здесь все посмотреть. Мы даже на Красную площадь два раза его водили, днем и вечером. Многие же находятся в образе, сразу требуют травы и женщин, приезжают делать себе вечеринку. Но это тоже ок.
AQ: Очень люблю EVI, но без Alchemist он был бы большим занудой. Alchemist крутой, по – настоящему свой. Отмечу Korey Smith – менеджер Kweli. Korey основал Black Smith. Его любовь и уважение к Kweli неописуема, нужно видеть их отношения. Smith очень дорожит им. Они как братья. Shuff: Да все произвели впечатления по- своему. Ну вот Alchemist с Evidence меня вообще порвали. Я еще не встречал на столько "своих" американцев. Очень правильные мужики. По ним видно, что это все не ради денег, они с нас даже компенсации за визы не взяли. Сказали: "Вы и так для нас много сделали". График у нас с ними очень жестокий был, за три дня мы часов 8 спали. И ничего, не ныли, работа есть работа.
Sage Francis, Москва, 16 Тонн, 20.08.2010
С кем вы вряд ли бы решились поработать вновь и почему?
Игорь Тонких: Never say never. После концерта Method Man я не планировал вновь работать с его агентом, т.к. в процессе букинга он проявил себя излишне жестко. Теперь же, при букинге Redman & Method Man (агент он же), наоборот, все случилось более чем дружески. В результате он меня называет "братаном".
Роман Унгуряну: В принципе, можно со всеми работать.
Phlatline: Looptroop точно нет. Райдер райдером, но скандалить из-за того, что нет фасоли на пару и соевого молока, не выходить на сцену из-за этого, неправильно.
Shuff: Ну из тех кого возили мы обязательно еще со всеми поработаем. У нас изначально такой подход - не просто на концерт, а на сотрудничество. И планов много на это сотрудничество. Должны же мы становиться частью единого культурного пространства запада. Я считаю просто обязаны. Треки будем писать с западом, фестивали делать достойные. Но для этого всего время надо, народ готов должен быть. На концерты ходить. А пока у нас всех один вопрос волнует "А видос с выступления будет"?
La Coka Nostra, Москва, ГлавClub, 23.04.2010
Самый странный пункт в райдере рэп-артиста?
Игорь Тонких: Вот здесь интересная статья. Или в контракте был пункт 4:21, который разглашался отдельно по почте. "Clause 4:21 refers to 5 grams of weed for Name 1 and Name 2, each".
Роман Унгуряну: Приставка Playstation + стереосистема и большой экран у Snoop Dogg + большая тарелка M&M's.
Савьер: Райдеры обычно все простые, хотя Exile был очень расстроен, когда узнал, что мы не нашли ему Kombucha (чайный гриб).
Phlatline: Не странно, но много - количество грамм у Method Man.
Shuff: Ну я не уверен на счет странности, но вот B-Real со своей командой читали столько, что мы уже не знали, где книги брать.
DJ Premier, Москва, Б1 Maximum, 10.03.2007
Чье выступление вам по-настоящему понравилось? Были такие, кто просто отстоял свое время на сцене?
И.Т.: Method Man был очень неплох. Понравились и La Coka Nostra, хотя они "стоят" не подвижнее Wu-Tang, но их белый кач мне показался мощнее.
Роман Унгуряну: De La Soul.
Phlatline: Всегда Fatman Scoop делал отличное клубное шоу. И Twista. Premier, несмотря на то, что это было просто ди-джейское выступление, держал весь зал и никто не ушел. Самое сумасшедшее шоу – Method Man. Все французы крутые – и как люди и как артисты. Keny Arkana уже в автобусе из аэропорта начала бренчать на гитаре. Кстати, все европейцы с удовольствием жили в гостинице "Советская", где все, как в музее, из тех времен. Им это очень нравилось. Американце же по стандарту – в Holiday Inn. Из разочарований:: Beatnuts выступили за счет хитов, энергетики же никакой мы не почувствовали. Еще ди-джеи часто просто отрабатывают за вертушками. Но многие, за счет экзотичности страны, выкладываются по максимуму. Еще был не наш привоз – DMX, вот он на этом концерте был очень тухлый, мы были в шоке.
AQ: Onyx, Talib Kweli, Sick Jacken – те артисты, у которых отличный посыл, энергетика со сцены, техника, звучание. "Степные Братья", как-то вычитал такое определение - очень понравилось. Они лучшие с кем довелось работать. 4 дня вместе, полное понимание друг друга. Shuff: Они все большие профессионалы по части живых выступлений. У всех свои фишки, свой шарм. Талиб самый крутой Мс которого я слышал - он вдохнул в начале концерта, а выдохнул в конце, другого объяснения его читки у меня не нашлось. Onyx воздух нагревают так, что можно душевнобольным стать. Им по 40 лет, но по энергетике и безумию которое на концерте творится они дадут фору всем.
Было ли в таком вашем опыте что-то такое, что вряд ли могло произойти не с хип-хоп исполнителем?
Игорь Тонких: Не думаю.
Phlatline: Кроме травяных историй, этих газонов в гримерке, особенностей нет.
AQ: Было, конечно. Примеры есть. Вот один из них (записал специально в телефон). "Время 5.07 утра, едем из г.Чебоксары в Казань в микроавтобусе, под моим задом спит Алкемист. Я не шучу, ему неудобно ехать на деревянных сидениях, он лег на пол, голова его была под моим сидением". Shuff: Книги. Хип хоп исполнители очень много читают. Мы в "Букинисте" денег оставили еще на одно отдельное шоу.
Wu-Tang Clan, Санкт-Петербург, ГлавClub, 28.07.2010
Планируете ли вы устроить концерт кого-то из рэпперов? А если бы были любые возможности, то кого?
Игорь Тонких: 27 ноября Method Man & Redman. Хотел бы Beastie Boys. Хотя отдаю себе отчет в том, что они не совсем рэпперы / совсем не рэпперы, и что молодежь их не знает, а если знает, то вряд ли ценит.
Роман Унгуряну: Public Enemy - 26 октября в клубе MILK.
Савьер: Мы делаем концерт MF DOOM - 27 октябре в Икре. В декабре Москву посетят Exile, Houseshoes, M.E.D., причем, все вместе в один день и на одной площадке. На 2011 мы планируем привоз Madlib, а так же Aloe Blacc и многих других. Следите за myspace/lionisthesun. Есть большое желание привезти Atmosphere,Flying Lotus,P.O.S и много чего еще.
Phlatline: Задумки есть, но хип-хоп аудитория еще не приучилась платить за концерты, она приучена к халяве. А привезти хотели бы Eminem. Вот он стадион соберет, хотя бы небольшой.
AQ: В этом году MSTWNTD 3 года. Выбор пал на Q-Bert, JMT, Slaughterhouse, Tha Alkaholiks. Ещё не определились. Имея любые возможности привёз бы Michael Jackson. Shuff: Я бы взял line up последнего совместного концерта Эма и Jay Z в Нью Йорке и привез их всех в Москву. Было бы мясо.