Пеле-win!
"Никогда не вини себя в том, в чем можно обвинить систему" и другие цитаты Пелевина.
Традиционно раз в год (приблизительно) писатель Пелевин выпускает очередной роман, где сатирически переосмысливает окружающую реальность. Традиционно эти романы становятся хитами.
Можно не сомневаться, что такая же судьба ожидает его следующую работу "Бэтмэн-Аполло", которая появилась в продаже 28 марта.
Как всегда, причина успеха не в остром сюжете. Любой сюжет у Пелевина – просто повод для очередной серии остроумных и язвительных наблюдений за окружающей нас действительностью. Они вдруг врываются в психоделическую вязь пелевинского текста и рвут шаблон согласно всем правилам боевого НЛП. Приходится признавать, что Пелевин и есть самый точный репортер и хроникер реальности, само существование которой он последовательно отрицает.
Rap.Ru перелистал предыдущие романы Виктора Пелевина и вспомнил наиболее ядовитые высказывания современника (или уже классика?).
«Чапаев и Пустота», 1996
Две любимые эпохи Пелевина: декаданс 10-х и декаданс 90-х. Главный герой, поэт и кавалерист Петр Пустота, попеременно действует сразу в обеих. Он силится определить, какая же из них существует в действительности. Красный буддист Чапаев помогает понять, что ни одна – и достичь просветления (ну, то есть, выписаться из психиатрической больницы).
Ключевые слова: Чапаев, Россия, ЛСД, санитары, балтийский чай (революционный коктейль из водки с кокаином – прим. Rap.Ru)
Цитаты:
«Если история нас чему-нибудь учит, так это тому, что все, пытавшиеся обустроить Россию, кончали тем, что она обустраивала их».
«Почему, думал я, почему любой социальный катаклизм в этом мире ведет к тому, что наверх всплывает темное быдло и заставляет всех остальных жить по своим подлым и законспирированным законам?»
«Мы в Японии производим лучшие телевизоры в мире, но это не мешает нам осознавать, что телевизор — это просто маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода».
«Россия, в сущности, тоже страна восходящего солнца – хотя бы потому, что оно над ней так ни разу по-настоящему и не взошло до конца».
«С Россией всегда так, – подумала Мария, водя руками по холодной стали. – Любуешься и плачешь, а присмотришься к тому, чем любуешься, так и вырвать может».
«Generation П», 1999
Крах СССР – любимая стартовая точка книг Пелевина. Представитель проигравшего поколения homo soveticus встраивается в рыночные схемы времен первоначального распределения капитала. Одно из главных произведений Пелевина.
Ключевые слова: СССР, реклама, потребление, телевидение, кокаин, чечены, Березовский, пес Пиздец.
Цитаты:
«Ничто так не выдает принадлежность человека к низшим классам общества, как способность разбираться в дорогих часах и автомобилях».
«Любой имидж имеет четкое денежное выражение. Если даже он подчеркнуто некоммерческий, то сразу возникает вопрос, насколько коммерчески ценен такой тип некоммерциализованности. Отсюда и знакомое любому чувство, что все упирается в деньги».
«В наше время люди узнают, что они думают, по телевизору».
«Все, кто отчетливо знает, что такое «коллективное бессознательное», давно торгуют сигаретами у метро. В той или иной форме, я хочу сказать».
«Антирусский заговор, безусловно, существует – проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население России».
«Священная книга оборотня», 2004
История любви древнего оборотня-лисы и молодого оборотня-волка – разумеется генерала госбезопасности. В финале волк-оборотень Саша Серый превращается в пятилапого пса-Пиздеца. И, соответственно, наступает.
Ключевые слова: вервольф, нефть, ФСБ, кетамин, Кукис-Юкис-Юкси-Пукс, оборотни в погонах, временная администрация северной трубы.
Цитаты:
«Если коротко, надежда на то, что обступившее со всех сторон коричневое море состоит из шоколада, тает даже у самых закаленных оптимистов. Причем, как остроумно замечает реклама, тает не в руках, а во рту.»
«Реформы идут здесь постоянно. Их суть сводится к тому, чтобы из всех возможных вариантов будущего с большим опозданием выбрать самый пошлый»
«Находясь в жопе, ты можешь сделать две вещи. Во-первых — постараться понять, почему ты в ней находишься. Во-вторых — вылезти оттуда. Ошибка отдельных людей и целых народов в том, что они думают, будто эти два действия как-то связаны между собой. А это не так. Вылезти из жопы надо всего один раз, и после этого про нее можно забыть. А чтобы понять, почему ты в ней находишься, нужна вся жизнь. Которую ты в ней и проведешь».
«Пластические хирурги придумали болезнь: "микромастия", это когда груди меньше двух арбузов. А мужчинам стали удлинять половой член и продавать специальные таблетки, чтобы он потом работал. Без рынка болезней не было бы и рынка лекарств — это та самая тайна Гиппократа, которую клянутся не выдавать врачи».
«Люди все равно занимаются сексом — правда, в последние годы в основном через резиновый мешочек, чтобы ничего не нарушало их одиночества».
«Проститутка хочет иметь с мужчины сто долларов за то, что сделает ему приятно, а приличная женщина хочет иметь все его бабки за то, что высосет из него всю кровь».
«Зло в нашей жизни могут победить только деньги. Это интересное наблюдение, хотя и не безупречное с метафизической точки зрения: речь надо вести не о победе над злом, а о возможности временно от него откупиться. Но без денег зло побеждает в течение двух-трех дней, это проверенный факт».
«Empire V», 2006
Для начала традиционно взгрустнув по СССР, Пелевин выбрал себе в герои 19-летнего Романа, которого стремление выбиться в люди привело в вампиры. Выясняется, что человек – не то чтобы вершина эволюции, а даже совсем наоборот.
Ключевые слова: вампиры, гламур, дискурс, реальный шанс войти в элиту, сосать баблос.
Цитаты:
«Ничего не бывает убогим или безобразным само по себе. Нужна точка соотнесения. Чтобы девушка поняла, что она нищая уродина, ей надо открыть гламурный журнал, где ей предъявят супербогатую красавицу. Тогда ей будет, с чем себя сравнить».
«Сегодня только ушедший от дел миллионер может позволить себе образ жизни животного: жить на природе в самых подходящих для организма климатических условиях, много двигаться, есть экологически чистую пищу, и при этом вообще никогда ни о чем не волноваться. Подумайте: ведь никто из животных не работает.
— А белочки? — спросила Гера. — Они ведь собирают орехи.
— Милая, это не работа. Вот если бы белочки с утра до ночи впаривали друг другу прокисшее медвежье говно, это была бы работа. А собирать орехи — это бесплатный шоппинг. Работают только скоты, которых человек вывел по своему образу и подобию. И ещё сам человек».
«Какие бы слова ни произносились на политической сцене, сам факт появления человека на этой сцене доказывает, что перед нами блядь и провокатор. Потому что если бы этот человек не был блядью и провокатором, его бы никто на политическую сцену не пропустил — там три кольца оцепления с пулеметами. Элементарно, Ватсон: если девушка сосет хуй в публичном доме, из этого с высокой степенью вероятности следует, что перед нами проститутка».
«— Не понимаю, — сказал он. — Ты, по-моему, должен быть счастлив. Ты ведь продвинутый парень. Иначе бы Брама тебя не выбрал. А единственная перспектива у продвинутого парня в этой стране — работать клоуном у пидарасов.
— Мне кажется, — ответил я, — есть и другие варианты.
— Есть. Кто не хочет работать клоуном у пидорасов, будет работать пидорасом у клоунов. За тот же самый мелкий прайс».
«Никогда не вини себя в том, в чем можно обвинить систему».
«t», 2009
Замысловатый сюжет, где снова сталкиваются пласты реальности и силовые башни Кремля, а мастер боевых искусств граф Т – Толстой – сражается на боевых топорах с Достоевским. В очередной раз выясняется, что вся наша жизнь – просто набор букв под кареткой печатной машинки. Оптимизма добавляет мысль, что у каждого персонажа все-таки есть шанс добраться до своего автора – и за все спросить.
Ключевые слова: Железная Борода, бог-гермафродит, либеральная башня, силовая башня, непротивление злу насилием, спорынья.
Цитаты:
«– Но почему вы говорите, что ум безобразен?
– Вы ведь журналист. Откройте любую газету или журнал, и пять минут почитайте.
Почему-то этот аргумент подействовал...»
«Столетие назад писатель впитывал в себя, виртуально выражаясь, слезы мира, а затем создавал текст, остро задевающий человеческую душу. Сейчас от писателя требуется преобразовывать жизненные впечатления в текст, приносящий максимальную прибыль».
«Считается, церковь противостоит князю мира. Ну не чушь ли? Вот подумайте сами, если бы у обычного околоточного надзирателя в самом что ни на есть жидоедском околотке какой-нибудь бедный еврей открыл корчму, где на вывеске было бы написано «противостою околоточному надзирателю», долго бы он так противостоял? А если бы такое заведение исправно работало из года в год и приносило хорошую прибыль, это, видимо, означало бы, что тут с околоточным очень даже совместный проект».
«Бог» — просто бренд на обложке. Хорошо раскрученный бренд. Но текст пишут все окрестные бесы, кому только не лень».
«Космический смысл существования России заключается в переработке солнечной энергии в народное горе».
«S.N.U.F.F.», 2011
На бывшей территории Сибири находится диковатое государство Уркаина, в котором живут орки (на самом деле — те же люди). В небе над уркаинской столицей покоится оффшар — технологичный город будущего.
Ключевые слова: Дао Песдын, уркаганат, ганджуберсеркеры, пупарасы, Маниту.
Цитаты:
«Они думают, у них все плохо, потому что у власти Рван Контекс. Эх, бедняги вы, бедняги. Совсем наоборот — это Рван Контекс у власти, потому что у вас все плохо. А плохо потому, что так было вчера и позавчера, а после понедельника и вторника всегда бывает среда той же недели. Ну ликвидируете вы своего уркагана (вместе с остатками сытой жизни, ибо революции стоят дорого), и что?».
«Режим - это все те, кому хорошо живется при режиме».
«Все без исключения революции в нашем уркистане кончаются кровью, говном и рабством. Из века в век меняется только пропорция. А свобода длится ровно столько, чтобы успеть собрать чемодан».
«Ибо главный половой орган женщины — это, конечно, лицо. Не зря ведь чуткие к тихому голосу природы орки так его и называют: "ебальник".
«Но вот что значит быть "русским"? Никакой специализации, связанной с этим, нет. Похоже, это так же непонятно сегодня, как семьсот лет назад. Что это значило тогда, если верить экранным словарям? Ездить на немецком автомобиле, смотреть азиатское порно, расплачиваться американскими деньгами, верить в еврейского бога, цитировать французских дискурмонгеров, гордо дистанцироваться от "воров по власти" - и все время стараться что-нибудь украсть, хотя бы в цифровом виде. Словом, сердце мира и универсальный синтез всех культур.»
«В оркских деревнях до сих пор приходят в религиозный ужас при виде СВЧ-печек. Им непонятно, как это так — огня нет, гамбургер никто не трогает, а он становится все горячее и горячее. Делается это просто — надо создать электромагнитное поле, в котором частицы гамбургера придут в бурное движение. Оркские революции готовят точно так же, как гамбургеры, за исключением того, что частицы говна в оркских черепах приводятся в движение не электромагнитным полем, а информационным».
«Сила всегда в силе. И ни в чем другом. В Древних Фильмах говорили: «сила там, где правда». Так и есть, они всегда рядом. Но не потому, что сила приходит туда, где правда. Это правда приползает туда, где сила. Когда люди пытаются понять, где правда, они в действительности тихонько прикидывают, где теперь сила. А когда уходит сила, все дружно замечают — ушла правда. Человек чует это не умом, а сердцем. А сердце хочет главным образом выжить...»
«Верхние люди обходятся с материей как с женщиной. Они ее ублажают и убеждают. Заинтересовывают. А орки пытаются ее наебать и отпидарасить. Причем даже этого не умеют - начинают пидарасить, не успев наебать. Или сначала отпидарасят, а потом наебывают. Орут на нее, как в тюрьме - изменись, сука! Ща как дам! И все время бьют по ней воображаемой кувалдой. Как по ним самим в детстве били. Поэтому все наши вещи такие страшные и так плохо работают. Наших властей давно не боятся ни атомы, ни молекулы...»
«Люди в древности много работали, и у них было только несколько часов в неделю, чтобы расслабиться перед экраном. Кино служило для них энциклопедией жизни. Люди брали из кино все свои знания. Часто это был их главный источник информации о мире. Поэтому, если в кино какой-то народ постоянно изображали сборищем убийц и выродков, это на самом деле были новости. Но их выдавали за кино.»
«Жизнь – это узкая полоска между огнем страдания и призраком кайфа, где бежит, завывая от ужаса, так называемый свободный человек. И весь этот коридор – только у него в голове.»