Слушай сюда, здесь Кирпичи
К выходу нового альбома Кирпичей, авторы Rap.Ru вспомнили свои ощущения от прослушивания старых.
В этом году увидел свет очередной альбом "Кирпичей" "Новые Кирпы Моо Фак" – пожалуй, самая хип-хоповая их запись за последние 10 лет. Чтобы доказать это, Rap.Ru подготовил краткий гид по дискографии группы.
Live in Полигон (1995), Кирпичи тяжелы (1996)
Вряд ли стоит всерьез говорить о первом альбоме, оказавшемся записью концерта в петербургском клубе “Полигон”. Была такая тяжелая (ну – утяжеленная) англоязычная группа Bricks Are Heavy, да мало ли их было в Петербурге в благославенные времена клуба “Там-там”. В чехарде новых участников выкристаллизовался классический состав и новое русское название – к Васе Васину (на самом деле Васильеву) присоединились басист Данила “Danny Boy” Смирнов и ударник Евгений Jay Назаров.
По настоящему все началось с альбома “Кирпичи тяжелы”. Это была гениальная пластинка своего времени. В стране, где толком не было ни хип-хопа, ни альтернативы, родился альбом, одинаково точно бьющий в обе цели.
Теперь тексты были русскими – англоязычный “Biker” переродился в русскую “Байку”, дикий нишевый хит тех лет. Звук не был догматичным, а варьировался в границах фанка и гитарного хардкора. Строчки расхватывались на цитаты.
Надо понимать то время – вместо интернета была газета “Я - молодой”, журнал “Ровесник” и какая-нибудь передача на полчаса в дневном телеэфире. Нынешние тинейджеры вряд ли вообразят тот инфовакуум. Изначально Кирпичи были клубным проектом. То есть, играли в небольших питерских рок-клубчиках, о которых давно пора написать какую-то мифотворческую книжку. Там все питерские группы в то время играли.
Ну и как-то Юра Шевчук придумал, что в Питере нужен фестиваль “Наполним небо добротой”. После чего все эти группы, по идее, должны были скидываться ему на памятник. Хотя в рок-андерграунде 90-х, конечно, привычнее было скидываться на водку. Их всех пустили на большую сцену какого-то стадиона, а потом показали на всю страну по телевизору. Король и Шут там был – их ну вообще никто не знал за пределами СПБ. И Кирпичи были – и крайне мощно выступили.
Держалось все на подвижниках. Александр Ф. Скляр носился со своим движением “Учитесь плавать” и пытался на фоне обычного русрокстарперства выпестовать новую альтернативную сцену. Привозил Biohazard. Делал так, что по ТВ включали какой-нибудь клип Rage Against The Machine. Вот и Кирпичи пришлись в кассу, и на его фестивале тоже засветились.
Но окончательно они добили, когда какими-то неправдами просочились в телеэфир “Программы А” с полноценным телеконцертом. Год был 97-ой, Вася В орал “Расскажи реальную байку братве-е-е-е!”. А за спиной у него стоял, блядь, ди-джей и делал скрэтч. По телевизору. В 97-м. Пиздец!
Нет, действительно же, “Кирпичи тяжелы” были идеальным прорывом. Я боюсь его переслушивать – туман очарования давно развеялся, а ну как сейчас какие-то неряшливые швы станут заметны? Но вы обязательно послушайте.
Смерть на рейве (1999)
Пожалуй, второй альбом, заслуживающий безоговорочного прослушивания. Он чуть более рваный, чем “Тяжелы”. Он похож на все релизы Beastie Boys разом – такой же свальный грех с участием панк-рока, рэпа, инструментальных вещей, экспериментальных вещей, напористого пения, шизофренических речитативов, и какой-то неклассифицируемой дикухи, в которой 10 лет спустя разглядели витч-хаус (это про трек “В гробу”).
Классный альбом, с запоминающимися треками и каким-то единым, невзирая на стилистический расколбас, настроением.
Капитализм 00 (2000)
“Плавают разными стилями, тонут одним” – впоследствии споет Вася о событии, которое можно счесть переломным в судьбе группы. Умер Джей. Говорят, что сердце; говорят, что на тот момент он уже не употреблял героин; да мало ли что говорят.
Мы говорили о Beastie Boys – эти песни напоминают такие творения нью-йоркской троицы, в которых только бит и минимум звука. Показательно, что на тот момент стрелка зрительского качнулась в только что покинутую Кирпичами сторону – все сходили с ума от Limp Bizkit и менее популярный вариаций на тему “речитатив+гитары”. А на этой пластинке все трое участников группы весело передавали микрофон и начитывали – бодро, без изысков, в олдскульном духе, но со своим неподражаемом стилем.
Сила ума (2002)
Весело веселье – тяжело похмелье. Записанная после смерти барабанщика Джея "Сила Ума" вышла откровенно мрачной и насыщенной социалкой. Песни про контроль над умами, телевизионное рабство и ядерную войну сильно контрастировали с прежними раздолбайскими алкогимнами. Как потом признавался Вася, "Силу" поначалу обругали все – но позже ее признали чуть ли не лучшей записью коллектива в "нулевые". Спорить с этим мы не станем – вот, например, песня, долго не выходившая из тяжелой ротации "Нашего радио".
Let's Rock (2004)
Стилизованный под обложку битловского "Let It Be", "Let's Rock" продемонстрировал резкую смену курса. Снова гранж, снова фузз, снова музыка немытых волос – по сути, "Кирпичи" вернулись к тому, с чего начали, но теперь они включили патологическую серьезность. Поклонники прежней инкарнации смогли поживиться разве что ироничными "Нормальными ребятами" (мишенью для критики Васе послужила, как утверждается, Верка Сердючка) и перепевкой "Working Class Hero" Джона Леннона.
Царский альбом (2005)
От хардкора до романтики группу будет носить все "двухтысячные". "Царский альбом" открывает новые возможности Васи В. как поэта: теперь он в основном читает про любовь, счастливые встречи и безрадостные расставания. В музыке тоже произошла переоценка ценностей – если на прошлой записи группа, очевидно, вдохновлялась хардкор-панком, то здесь произошел поворот к более радио-дружелюбным Red Hot Chili Peppers и Fun Lovin' Criminals. Впрочем, как обычно, лучше всего Васе удаются шутливые зарисовки про то, что творится вокруг.
7 (2006)
Самый необязательный альбом группы. Собранный совершенно из разнокалиберного материала, он звучит как сборник неизданных ранее песен и каверов. Необязательность эта объясняется просто: закрыв седьмым альбомом обязательства перед лейблом "Gala Records", группа меняет издателя, а потом и вовсе отправляется в свободное Интернет-плавание. Ощущения от "7" очень точно передает следующая песня.
Камни (2008)
"Кирпичи" опять выкручивают усилители на максимум и заводят стоунер-рок - тяжелую блюзовую музыку, наследующую боевикам Black Sabbath. Ни единой ухмылки – все звучит строго, серьезно и патетично. После “Камней” стало понятно, почему своей любимой группой Вася В. считает готических рокеров Bauhaus.
Главклуб (макси-сингл) (2009)
"Мы, как люди свободные творчески и стилистически, решили снова резко повернуть свою телегу и написали несколько новых вещей в своем самом топовом стиле, рэпе, йоу", - заявили участники группы и не соврали. К "топовому" стилю Вася вернулся чуть раньше, на своем сольном альбоме "Демонстрация Достижений" он зачитывал под смешные самодельные биты. "Главклуб", написанный чуть ли не на спор, звучит по-хорошему олдскульно: видимо, за время разбродов и шатаний группа успела сильно соскучиться по хип-хопу.