Shad: Из Канады с любовью
В прошлом году представитель Канады Shad выпустил свой третий альбом "TSOL", распространением которого в США занимался лейбл Decon Records (Evidence, Alchemist, RJD2, Freddie Gibbs).
Пластинка попала во всевозможные списки лучших релизов 2010 года, мимо не прошла и редакция Rap.Ru. Сейчас Shad по праву считается одним из лидеров находящегося на подъёме канадского хип-хопа.
На днях ты открывал концерт Janelle Monae, как это было?
Очень круто. Мне нравится выступать в Торонто, это недалеко от моего родного города и создаётся некая домашняя обстановка. Janelle невероятна, всё её шоу – это новый уровень. Думаю, у неё есть опыт игры в театре, она очень хорошо ведёт себя на сцене: каждое движение выверено до мелочей.
Какие ещё выступление в Торонто тебе запомнились?
В 2006 я открывал концерт Common. Он был моим любимым рэпером в старших классах. Его имя всегда всплывало, когда у меня спрашивали про любимого МС. Это был один из моих первых концертов. Изначально я должен был выступать на разогреве у Aceyalone, но у промоутера что-то не вышло и он пообещал устроить меня на концерт Common. Это было где-то моё пятое выступление, так что это в самом деле было чем-то особенным.
Сперва ты сделал себе имя в Канаде, теперь ты занимаешься тем же в США. Чем становление артиста в Штатах отличается от Канады?
В Канаде ты просто едешь в тур и даёшь много концертов. Именно так поднимаешься тут. В США сейчас надо работать через микстейпы. Складывается впечатление, что артисты не выступают так много, пока не выстрелит их микстейп. Я же сразу выпустил альбом и выступал везде, где только мог. В этом главное различие.
Как тебе удалось адаптировать канадскую систему в США? Ведь ты не выпускал микстейпов.
Как мне кажется, в США нужно постоянно напоминать о себе: выпускать много нового материала, кучу микстейпов, фристайлов. В Канаде ты просто выпускаешь проект и стараешься как можно больше показывать его на концертах, плюс снять несколько видео.
Многих успешных канадских артистов – Drake, k-os, K’naan, даже Kardinal Offishall – объединяет одна черта: вы пишете треки о самих себе. В то время как в США сейчас всё несколько по-другому: музыканты пытаются вписаться в уже существующий образ.
Пожалуй, да. Если говорить о популярном хип-хопе в Канаде – в США это считается чем-то более андеграундным.У нас хип-хоп часто смешивается с другими жанрами, а такое возможно, только если артист остаётся самим собой. Будь то K'naan или Drake, который смешивает хип-хоп с R&B. В этом мы отличаемся. Я горжусь традициями канадского хип-хопа: артист остаётся самим собой и всегда старается привнести нечто новое в музыку.
Почему люди стремятся быть сами собой на канадской сцене?
Далеко не все поступают так, просто они ничего не добиваются. Не знаю, что толкает нас к этому, мы всегда были известны тем, что не относились к себе серьёзно, это тоже помогает. Канадцы умеют и пошутить над собой.
Волновался ли ты за это перед релизом альбома в США?
Нет, не сказал бы. Я верю в то, что делаю. Никогда не волновался за непринятие публикой, потому что главный мой интерес в музыке – это выразить себя. Если люди понимают и разделяют это – здорово, нет – нет проблем.
Многие годы люди пытаются провести линию между андеграундом и мейнстримом. Существует ли такая граница?
Её можно представить, если брать в расчёт исключительно продажи. Во всём остальном – нет, не думаю. Честную интересную музыку можно найти как в андеграунде, так и на поверхности мейнстрима.
Ты спокойно затрагиваешь вопросы религии в своём творчестве. Продемонстрировать людям свою веру – тоже одна из целей твоего творчества?
Я стараюсь показать себя со всех возможных сторон и оставаться настолько честным, насколько возможно. И у меня есть пространство для этого. Вера и дух являются частью человеческой жизни, думаю, люди должны спокойно обсуждать это. Не знаю, почему для некоторых это табу. Многим вера помогает лучше жить, лучше понимать этот мир и лучше относится к окружающим. Почему эта тема должна быть запретной? Если вера – важная часть твоей жизни, говори о ней.
В одной из своих песен ты рассказываешь, как тяжело верующему человеку найти подходящую девушку, в то время как многие рэперы рассказывают о сумасшедших фанатках, которых они встречали. Встречались ли тебе интересные девушки-фанаты?
Некоторые из них даже вдохновили меня, хотя моя музыка не предусматривает большого количества женской аудитории: андерграунд-сцена и вещи, о которых я говорю, – таким больше интересуется мужская половина населения. Но некоторые девушки хорошо отложились в моей памяти, они несколько изменили моё видение музыки и того, как они её воспринимают. Теперь я вкладываю в творчество ещё больше энергии, потому что знаю, они обращают внимание на каждое слово и смотрят на него со своей точки зрения.
На последнем альбоме есть трек "Keep Shining", полностью посвящённый девушкам. Что вдохновило тебя на эту песню?
Многие девушки-фанаты, слушающие меня. Просто девушки, которых я вижу на концертах: всегда интересно, как они связаны с остальной аудиторией. Когда я пишу, я держу в голове мужскую часть аудиторию. Не хочу обидеть девушек, но я в своих песнях я не обращаюсь к ним. Я вспоминаю своих приятелей, когда пишу тексты. Так что отчасти я просто думал, как бы обратиться напрямую к женщинам, чтобы это было вдохновляюще и весело. Изначально, это песня о девушках, но она несёт и более глубокий посыл о взаимопонимании между полами.
Как проходили съёмки видео на "Keep Shining"?
Было здорово. Режиссёр Sarah Michelle Brown придумала концепцию. Мы всё обговорили и хотели показать разных девушек, которые выглядели бы как обыкновенные женщины, которых можно встретить на улице. Также мы хотели видеть нескольких артистов, чтобы они могли зачитать текст и передать его энергию. В съёмках участвовала Michie Mee, она как крёстная канадского хип-хопа, было очень здорово привлечь её к работе над видео.
Что ты сам можешь выделить на альбоме? И что означает название "TSOL"?
TSOL – это LOST (англ. потерянный) наоборот. Мне нравится концепция: когда ты запутался, очень часто ты не знаешь об этом. И не поймёшь, пока не посмотришь в зеркало и не увидишь, что на самом деле не так. Если говорить о песнях, мне нравится "Call Waiting", люблю такие полёты мысли. Мне нравится работать в разных направлениях. Также мне нравятся "Rose Garden", "Telephone" и "At The Same Time".
Ты много выступаешь в Канаде и США, был в туре с k-os. Вынес ли ты для себя что-нибудь из совместных поездок с другими артистами?
K-os многому меня научил. С музыкальной точки зрения, его шоу – это абсолютной иной уровень. Он делает выступление довольно сложным, при этом оставляя в нём немного свободного места, чтобы вносить некое разнообразие в концерты. Я ездил в тур с K'naan и очень уважаю то, как он выкладывается каждый вечер. Он поддерживает контакт с публикой на каждом выступлении, что довольно сложно с его графиком. Впечатляет, когда человек выступает 280 раз в году и каждый концерт выкладывается на полную. Эти двое многому меня научили.