Pharoahe Monch. Батяня комбат
Война против сознательности, полицейский беспредел, гражданское неповиновение - обо всех этих вещах можно поговорить с Pharoahe Monch.
В прошлом один из ключевых артистов лейбла Rawkus, недавно выпустивший мощный альбом "W.A.R", рассказал о том, как и с кем он борется.
- Тебе, наверное, уже просили об этом много раз, но все же: расскажи про свою работу с Nate Dogg. В свое время он, ты и Mos Def записали шедевр "Oh No".
Это был великий момент. Поработать с артистом, который сколького добился и записал огромное количество самой настоящей классики. "Oh No" мы сделали по просьбе Rawkus Records. Мы с Мосом до этого не работали вместе, и нам сказали "Ну давайте, ребята, запишите уже песню!". У Моса появилась идея достучаться до Nate, мы оба были его большими поклонниками. Хотя сперва я подумал "Nate Dogg. Ну что ж, это интересно...". А потом услышал припев, мэн, и понял, что он вывел песню на неземной уровень. Наша работа и продакшн Rockwilder - это именно тот случай, когда записывается классика: люди ловят вайб, и каждый рисует свою собственную картину. Nate был настоящим чуваком и большим профессионалом - он серьезно относился к музыке. Люблю таких людей.
Помню, что Dr.Dre похвалил мой альбом "Internal Affairs", и когда я был в Лос-Анджелесе, то пересекся с ним. Nate в то время как раз работал над "Music and Me", так что мне удалось попасть к нему на трек "Pledge of Allegiance". Dre зашел в студию уже после того, как мой куплет наложили, Он поднял большой палец и сказал "Hell yeah". Это было, словно в какой-то книге.
- Интересно, что Nate стал популярным из-за своего чувства мелодии и, как бы это сказать, мягкости. Но многие не знают, что он служил в морской пехоте и был серьезным мужиком.
Точно. Никому этого не рассказывал, но однажды мы работали над "Pledge of Allegiance", и он пил Hennessy. Допил бутылку - и сказал: "Мэн, у меня есть M-16, и теперь я иду к цели". Я офигел: "О чем он говорит? И какой нахрен M-16?". Оказалось, это такое ружье.
- Хотел у тебя спросить. Ты говорил, что работал с Dr.Dre во время записи "2001". Эти ваши сессии где-то сохранились?
Мы ничего не записали тогда. Мы пытались как-то вписать меня туда, чтобы Dre сделал мне продакшн. В итоге я попал на записи DJ Quik и Nate Dogg. Дело в том, что работать со мной адски сложно. Не то, чтобы между нами возникли разногласия - просто я псих.
- В песне "Evolve" ты говоришь о том, что привык выражаться с помощью эвфемизмов. Ты часто задеваешь кого-то в своих треках?
Знаешь, это главная цель моих текстов. Может, не совсем в буквальном смысле, но мои песни будут обидны тем, кто боится посмотреть в глаза правде. Для остальных это просто весело, типа "Ну-ка, о чем там говорит этот чувак?".
- Да уж, я думаю, что Juvenile на тебя точно обидится, когда послушает второй куплет из "Let My People Go" (в ней идет текстовая перекличка с песней Juvenile "Ha" - прим. Rap.Ru).
В первом куплете я сэмплирую много своих тем. А вот, например, первая часть "Evolve" - это цитата из "Ghost Weed", которую я делал вместе с De La Soul. У меня просто была идея написать о путешествии во времени - и таким образом я развил ее. Первый куплет "Let My People Go" я взял из одной странной песни, а уж во втором прошелся по Juvenile. Я хотел, чтобы люди посмеялись над этим. Вся песня кажется немного смешной, но "Let My People Go" - это очевидный призыв, лозунг. И мне реально нравится песня Juvenile, я вовсе не хотел подколоть его. Мои родители с Юга, и много моих песен звучит, как южный рэп. Надеюсь, он не обидится.
- А вот трек "Black Hand Side" показывает, что вам надо больше работать вместе со Styles P. Через сколько лет нам ждать следующей совместки?
Styles будет выступать со мной завтра, и я спрошу у него, что и когда. Он пишет быстро. Я пишу медленно. Так что теоретически он может все записать и отдать это мне. А "Black Hand Side" и правда хорошая песня. У нас разные истории, но одни чувства, одна душа. Мне реально страшно, когда я вижу, как он пишет - у человека каждая строчка прочувствована.
- Кстати, про совместные треки. Год назад ты говорил о каких-то работах с Talib Kweli. Потом ты вроде бы должен был появиться на "Sucka For Love", но не появился. Как обстоят дела с этим сейчас?
Talib звал меня на альбом "Gutter Rainbow", я слушал его музыку и пытался как-то найти свой подход к ней. Когда дело касается людей, вдохновляющих меня, я не хочу рифмовать просто ради красного словца, если, конечно, вся песня не об этом. Хочу найти что-то, во что я мог бы вложить свое сердце - это все, что у меня есть. Тебе может не понравиться весь куплет, но что-то определенно срезонирует внутри.
- А что думаешь про Jean Grae? Она отлично звучала в песне "Assassins". Но потом дружок Эминема (Royce Da 5'9 - прим. Rap.Ru) убрал вас всех. Как по-твоему, Shady правильно сделал, что взял его на свой лейбл?
О боже! Да, я знаю, что в этой песне мне достается только бронзовая медаль (смеется). Но это же круто, мэн! Мне предложили выбрать одного рэпера из нескольких, и я сказал "Пусть это будет Ройс!".
- Я знаю, что вместо него мог быть Black Thought.
Мне хотелось бы услышать его куплет в другой песне. Он всегда в числе тех, с кем я хочу работать. Он и Busta Rhymes.
- В первом треке ты говоришь "Идет война против сознательности / Контроль над твоей душой - это психологическая диктатура". Каждый, наверное, согласится с тем, что масс-медиа - это тоталитарная власть, но какие способы борьбы у нас есть? Выключить радио и выбросить телевизор?
Здесь есть пара тонкостей. Я думаю, люди развиваются - они стараются быть свободными и сами принимать решения. Знаешь, коллективное сознание людей уже устало от того, что медиа контролирует все и везде. Мы знаем, что небольшой процент людей имеет все богатства и огромную власть. Но у остальных есть право выбирать и право молиться. Я знаю, большинство хочет просто спокойно жить и кормить своих детей. Но вот, например, ты болеешь и не можешь пойти в больницу, потому что страховка очень дорогая. И ты думаешь: если правительство тратит 25 миллионов на ядерные ракеты, почему часть этих денег не может пойти на то, чтобы я мог вылечить себе зубы.
- Твое видео "Clap" очень мощное. Думаешь, люди правда могут выразить свой протест, просто хлопая в ладоши?
Хлопать в ладоши - значит, скорее выражать сарказм, чем аплодировать. Я думаю, если бы, например, копы на самом деле ехали через черный квартал, а дети на углу вдруг начали хлопать в ладоши, им бы это не понравилось. Я много размышлял об этом, и потом меня осенило: а вот если бы, допустим, я был бы на мейджоре, и эту песню крутили бы везде? Ее бы очистили для радио, и она стала бы трендом? Как бы правительство реагировало на это?
Я видел что-то похожее во время революции в Египте. Люди там ненавидят полицию, но любят военных. Военные - люди, которых ты знаешь; твои родственники; друзья и сыновья. А полиция - другое. Вот, например, здесь в Нью-Йорке у копов меньше свободы действий. Одна автомобильная авария - и все, ты чувствуешь, что это последний день твоей жизни.
Мой старший брат был офицером полиции, поэтому я никогда не делил людей на черных и белых. Я был страшно зол из-за случая с Шоном Беллом (полиция расстреляла 23-летнего афроамериканца в день его свадьбы - прим. Rap.Ru), написал по этому поводу злую песню. Однажды я давал интервью на радио, нам позвонил черный полицейский, и мы поговорили об этом. Я пытался объяснить, что мой брат полицейский, что я не хотел записывать вторую "Fuck The Police". Эта песня была написана, чтобы заставить людей задуматься. Такие происшествия всегда были, но сейчас у полицейских становится меньше свободы действий - люди не на их стороне.
- Что дальше? Еще одна битва или все - бой окончен?
Война продолжается. Альбом вышел только вчера (интервью было
взято 28 марта - прим. Rap.Ru).
Мы вторые по продажам в iTunes и шестнадцатые в общем чарте продаж. "W.A.R"
- очень провокационная, социальная, политическая запись. Там есть Styles P, есть Jil Scott и просто офигенные
припевы! Я думаю, песня "Still Standing"
как минимум заслуживает Грэмми. Смотри - ты записал альбом, который ждут тысячи
и тысячи людей. Ты второй по продажам музыки на самом популярном ресурсе. Скоро
ты поедешь на гастроли. Людям нравится то, что ты делаешь. А слушатели даже
говорили мне, что плакали, когда слушали "Still Standing". Это вещи,
которые на самом деле что-то значат, мэн.